Функциональная грамотность
Актуальность
и назначение программы: Актуальность
программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему
образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают
расширение спектра стоящих перед личностью задач, её включённости в различные
социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в
обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для
решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить,
сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же
явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор,
принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность,
осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в
ситуации неопределенности. Введение в российских школах Федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС
НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость
формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей
образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых
образовательных результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение
содержания школьного образования спектром компонентов функциональной
грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса внеурочной
деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает
системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям
функциональной грамотности. Основной целью
курса является формирование функционально грамотной личности, её готовности и
способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения
и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных
сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Курс создаёт условия для формирования функциональной
грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от
урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной
грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а
также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого
направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами
обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам
выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых
позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных
предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с
информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и
креативного мышления. Программа реализуется в работе с обучающимися 5-9 классов.
Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в две недели
для 5 и 9 классов, 1 раз в неделю для 6, 7, 8 классов. Реализация программы
предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и
самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы,
проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию
социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную
деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска
своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи
с окружающими, своё место среди других людей. В целом реализация программы
вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Методическим
обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и
оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской
электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная
грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а
также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие
грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их
индивидуальную и групповую работу.