Функциональная грамотность 10, 11 кл.

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова
Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN
=Аблямитова Гульшен Решатовна, E=
magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
Расположение:
Дата: 2023.12.22 12:11:07+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
естественно-математического цикла
Протокол №____
от «____»__________2023 г.

СОГЛАСОВАНО

«УТВЕРЖДЕНО»

Заместитель директора по УР

Директор МБОУ

_________И. В. Кубишина

Магазинский УВК

«____»__________2023 г.

_________Аблямитова Г. Р.
Приказ №____
от «____»__________2023 г.

___________Э. А. Карачук

Программа
курса внеурочной деятельности
«ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ»
(среднее общее образование)

Составлена
учителем физики
Карачук Э. А.
Рекомендована
Педагогическим советом
Протокол №____
«____» ________________ 2023 г.

с. Магазинка, 2023 г.

Пояснительная записка.
Программа внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 10-11 классах составлена в
соответствии:
- с Федеральным законом от 24.09.2022 № 371-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об образовании в Российской Федерации» в статью 1Федерального закона «Об обязательных
требованиях в Российской Федерации»;
- Федеральными основными общеобразовательными программами с 1 сентября 2023 года;
- Положение о внеурочной деятельности с учетом требований ФООП в МБОУ «Магазинский
УВК»
Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с учебным планом в
10 классе отводится 1 час в неделю (всего -34 часа); в 11 классе отводится 1 час в неделю
(всего -34 часа).
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информациюразличного
предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо
проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и
национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее интеграции в
единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать
выводы и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений
формируется в отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей
легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
• способность находит и извлекать информацию из разных текстов
• способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
• анализ и интеграция информации, полученной из текста;
• учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной
ситуации;
• умение оценивать форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания;
• умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
• умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах вразличном контексте в
рамках метапредметного содержания;
• умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать
пути решения.
Личностные результаты:
• умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
• формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
• умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
• способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позициинорм

морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Система оценки планируемых результатов.
Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и
Предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценкуэффективности
внеурочной деятельности МБОУ КГО «Гимназия №4 им. М.А. Хабичева» .
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах:
 оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках
одногонаправления;
• индивидуальная
оценка
результатов внеурочной деятельности
каждого обучающегося на основании экспертной оценки личного портфолио;
•
качественная и количественная оценка эффективности деятельности гимназии по
направлениям внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования
индивидуальных результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся.
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, врамках
одного направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме
творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится.
Результативность освоения программы внеурочной деятельности определяется на
основе участия обучающихся в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих
работ, представления «Портфолио».
Содержание внеурочной деятельности, 10 класс
Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Потребление или инвестиции? Активы в трех
измерениях. Как сберечь личный капитал? Модель
трех капиталов. Как сберечь личный капитал. Риски
предпринимательства.
Бизнесинкубатор.
Бизнесплан. Государство и малый бизнес. Бизнес
подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно- кассовые операции и
риски, связанные с ними.
Определение
основной
темы
и
идеи
в
драматическом произведении. Учебный текст как
источник информации. Сопоставление содержания
текстов официально – делового стиля. Деловые
ситуации в текстах. Применение информации из
текста в измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы,
правила, уставы, законы). Поиск ошибок в
предложенном тексте. Типы задач на грамотность.
Информационные задачи. Работа с несплошным
текстом: формы, анкеты, договоры.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль
«Основы
читательской
грамотности»

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Модуль«Основы
естественнонаучной
грамотности»

Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
или круговой, схем. Применение формул в
повседневной жизни. Формулировка ситуации на
языке математики. Применение математических
понятий, фактов. Интерпретация, использование и
оценивание математических результатов.
Применение естественнонаучных знаний для
объяснения различных явлений. Распознавание,
использование и создание объяснительных моделей
и представлений. Научное обоснование прогнозов о
протекании процесса или явления. Объяснение
принципа действия технического устройства или
технологии.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Календарно - тематическое планирование, 10 класс
№
п/п

Кол-во
Название темы

Теор

Практ

Часов

По плану фактич

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10
11
12
13
14
15
16

Потребление или инвестиции?
1
1
Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
капитал?
Модель трех капиталов.
1
Риски предпринимательства.
1
Бизнес- инкубатор. Бизнес-план.
1
Государство и малый бизнес.
1
Бизнес
подростков
и
идеи.
1
Молодые предприниматели.
Кредит и депозит.
1
1
Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с
ними.
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в
драматическом произведении.
Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Применение информации из текста в измененной
ситуации.
Типы текстов: текст- инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы).
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на
грамотность.
Информационные задачи.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

1

1

1
1
1

Дата

1
1
1

17

Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
1
договоры.
Модуль «Основы математической грамотности»

1

18-19 Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
2
или круговой, схем.
20-21 Применение формул в повседневной жизни.
2
22-23 Формулировка ситуации на языке математики.
2
24-25 Применение математических понятий, фактов.
2
26-27 Интерпретация, использование и оценивание
2
математических результатов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

28-29 Применение естественнонаучных
знаний для
объяснения различных явлений.
30-31 Распознавание,
использование
и
создание
объяснительных моделей и представлений.
32-33 Научное
обоснование прогнозов
о
протекании процесса или явления.
34
Объяснение принципа действия технического
устройства или технологии.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

Содержание внеурочной деятельности, 11 класс
Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги. Фальшивые
деньги: история и современность. Откуда берутся
деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у
всех она разная? От чего это зависит?

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.
Видео-лекции,
мастер-классы,
семинары,
викторины
Образовательного
Альянса «Сбер в
пример»,
«Финансовая
грамотность»

Собственность и доходы от нее. Арендная плата,
проценты, прибыль, дивиденды. Социальные
выплаты: пенсии, пособия. Как заработать деньги?
Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные
деньги.

Модуль«Основы
читательской
грамотности»

Формирование читательских умений с опорой на
текст и внетекстовые знания. Электронный текст как
источник информации. Сопоставление содержания
текстов научного стиля. Образовательные ситуации
в
текстах.
Критическая
оценка
степени
достоверности, содержащейся в тексте информации.
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование). Составление плана на основе
исходного текста. Типы задач на грамотность.
Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со
смешанным текстом. Составные тексты.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура, расстояние. Вычисление величины,
применение пропорций прямо пропорциональных
отношений для решения проблем. Текстовые задачи,
решаемые арифметическим способом: части,
проценты,
пропорция,
движение,
работа.
Инварианты: задачи на четность (чередование,
разбиение на пары). Логические задачи, решаемые с
помощью таблиц. Графы и их применение в
решении задач.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Модуль«Основы
естественнонаучной
грамотности»

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые
явления. Тепловое расширение тел. Использование
явления теплового расширения для измерения
температуры. Плавление и отвердевание. Испарение
и конденсация.
Кипение. Представления
о
Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной
системы. Царства живой природы.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Календарно - тематическое планирование, 11 класс
№
п/п

Название темы

Колво

Теорет Практи
.
ч
По
плану

Часов
Модуль «Основы финансовой грамотности»
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Удивительные факты и истории о деньгах.
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее.
Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
Как заработать деньги? Личные деньги.
Мир профессий и для чего нужно учиться?

Дата

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1

фактич

Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на
1
текст и внетекстовые знания.
Электронный текст как источник информации.
1
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
1
1
Образовательные ситуации в текстах. Критическая
оценка степени достоверности, содержащейся в
тексте информации.
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
1
научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
1
1
Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
1
Модуль «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
2
температура, расстояние.
2
Вычисление величины, применение пропорций
прямо пропорциональных отношений для решения
проблем.
Текстовые задачи, решаемые арифметическим
2
способом: части, проценты, пропорция, движение,
работа
Инварианты: задачи на четность (чередование,
2
разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
2
Графы и их применение в решении задач.
1
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
1
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
1
Атомы и молекулы. Модели атома.
1
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
1
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
1
Плавление
и
отвердевание. Испарение
и конденсация. Кипение.
1
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.
Царства живой природы.
1

10
11
12
13

14
15
16
17
18
19-20

21-22

23-24
25-26
27
28
29
30
31

32
33
34

-

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».