Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Магазинский учебно-воспитательный комплекс» Муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла Протокол №____ от «____»__________2023 г. СОГЛАСОВАНО Аблямитова Гульшен Решатовна «УТВЕРЖДЕНО» Заместитель директора по УР Директор МБОУ _________И. В. Кубишина Магазинский УВК «____»__________2023 г. _________Аблямитова Г. Р. Приказ №____ от «____»__________2023 г. ___________Э. А. Карачук Подписан цифровой подписью: Аблямитова Гульшен Решатовна DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN=Аблямитова Гульшен Решатовна, E =magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru Основание: Я подтверждаю этот документ Расположение: Дата: 2023.09.29 12:47:43+03'00' Foxit PDF Reader Версия: 12.0.1 Программа курса внеурочной деятельности «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ» (основное общее образование) Составлена учителем физики Карачук Э. А. Рекомендована Педагогическим советом Протокол №____ «____» ________________ 2023 г. с. Магазинка, 2023 г. Пояснительная записка Актуальность и назначение программы: Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, её включённости в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, её готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Курс создаёт условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. Программа реализуется в работе с обучающимися 5-9 классов. Программа курса рассчитана на пять лет с проведением занятий 1 раз в две недели для 5 и 9 классов, 1 раз в неделю для 6, 7, 8 классов. Реализация программы предполагает использование форм работы, которые предусматривают активность и самостоятельность обучающихся, сочетание индивидуальной и групповой работы, проектную и исследовательскую деятельность, деловые игры, организацию социальных практик. Таким образом, вовлеченность школьников в данную внеурочную деятельность позволит обеспечить их самоопределение, расширить зоны поиска своих интересов в различных сферах прикладных знаний, переосмыслить свои связи с окружающими, своё место среди других людей. В целом реализация программы вносит вклад в нравственное и социальное формирование личности. Методическим обеспечением курса являются задания разработанного банка для формирования и оценки функциональной грамотности, размещенные на портале Российской электронной школы (РЭШ, https://fg.resh.edu.ru/) и портале ФГБНУ ИСРО РАО (http://skiv.instrao.ru/), материалы из пособий «Функциональная грамотность. Учимся для жизни» (17 сборников) издательства «Просвещение», а также разрабатываемые методические материалы в помощь учителям, помогающие грамотно организовать работу всего коллектива школьников, а также их индивидуальную и групповую работу. Взаимосвязь с программой воспитания: Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениях функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. 2 Особенности работы педагогов по программе: В планировании, организации и проведении занятий принимают участие учителя разных предметов. Это обеспечивает объединение усилий учителей в формировании функциональной грамотности, как интегрального результата личностного развития школьников. Задача педагогов состоит в реализации содержания курса через вовлечение обучающихся в многообразную деятельность, организованную в разных формах. Результатом работы в первую очередь является личностное развитие ребенка. Личностных результатов педагоги могут достичь, увлекая ребенка совместной и интересной для него деятельностью, устанавливая во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия личностно ценностным содержанием. Особенностью занятий является их интерактивность и многообразие используемых педагогом форм работы Реализация программы предполагает возможность вовлечения в образовательный процесс родителей и социальных партнеров школы. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Введение. О шести составляющих функциональной грамотности: Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность: «Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приёмам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приёмам соотнесения графической и текстовой информации, приёмам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надёжность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность: Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учётом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что её предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приёмы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределённости и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем, как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует 3 применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность: Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулировванным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей:- научно объяснять явления;- демонтрировать понимание особенностей естественно-научного исследования;- интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиа ресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность: Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5-7 классы) и «Основы финансового успеха» (8-9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учётом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создаёт условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Глобальные компетенции: Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественнонаучных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социальной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. Креативное мышление: Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, 4 компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебно-исследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Каждый модуль Программы предлагается изучать ежегодно в объёме 5 часов в неделю, начиная с 5 класса. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. Ниже представлено содержание каждого модуля Программы по годам обучения (для 5-9 классов). Содержание курса по шести направлениям функциональной грамотности для 5-9 классов № раздела 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. Наименование разделов и тем Учебные часы 5 КЛАСС Модуль: Читательская грамотность: «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» Модуль: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» Модуль: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» 3 3 3 3 3 2 Всего: 17 6 КЛАСС Модуль: Читательская грамотность: «Читаем, различая факты и мнения» Модуль: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» Модуль: Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» Модуль: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу» Всего: 5 6 6 6 6 5 34 5 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7 КЛАСС Модуль: Читательская грамотность: «В мире текстов: от этикетки до повести» Модуль: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы» 5 6 6 6 6 5 Всего: 34 8 КЛАСС Модуль: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» Модуль: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» Модуль: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» 5 6 6 6 6 5 Всего: 34 9 КЛАСС Модуль: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» Модуль: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» Модуль: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» 3 3 3 3 3 2 17 Всего: 6 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Занятия в рамках программы направлены на обеспечение достижений обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов. Они формируются во всех направлениях функциональной грамотности, при этом определенные направления создают наиболее благоприятные возможности для достижения конкретных образовательных результатов. Личностные результаты · осознание российской гражданской идентичности (осознание себя, своих задач и своего места в мире); · готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; · ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа; · готовность к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; · осознание ценности самостоятельности и инициативы; · наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; стремление быть полезным, интерес к социальному сотрудничеству; · проявление интереса к способам познания; · стремление к самоизменению; · сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом; · ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; · установка на активное участие в решении практических задач, осознанием важности образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений; · осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей; · активное участие в жизни семьи; 7 · приобретение опыта успешного межличностного общения; · готовность к разнообразной совместной деятельности, активное участие в коллективных учебно-исследовательских, проектных и других творческих работах; · проявление уважения к людям любого труда и результатам трудовой деятельности; бережного отношения к личному и общественному имуществу; · соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде. Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды: · освоение социального опыта, основных социальных ролей; осознание личной ответственности за свои поступки в мире; · готовность к действиям в условиях неопределенности, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; · осознание необходимости в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие. Личностные результаты, связанные с формированием экологической культуры: · умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; · умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий; · ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды;; · повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; · активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; · готовность к участию в практической деятельности экологической направленности. Личностные результаты отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности. 8 Метапредметные результаты Метапредметные результаты во ФГОС сгруппированы по трем направлениям и отражают способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение учиться: овладение универсальными учебными познавательными действиями; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями; овладение универсальными регулятивными действиями. · освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); · способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; · готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; · способность организовать и реализовать собственную познавательную деятельность; · способность к совместной деятельности; · овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: · владеть базовыми логическими операциями: o сопоставления и сравнения, o группировки, систематизации и классификации, 9 o анализа, синтеза, обобщения, o выделения главного; · владеть приёмами описания и рассуждения, в т.ч. – с помощью схем и знако-символических средств; выявлять и характеризовать существенные признаки объектов (явлений); устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; с учетом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях; предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; выявлять дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях; самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учетом самостоятельно выделенных критериев); 2) базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; 10 оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах; 3) работа с информацией: применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках; самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно; эффективно запоминать и систематизировать информацию. Овладение системой универсальных учебных познавательных действий обеспечивает сформированность когнитивных навыков у обучающихся. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения; выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах; 11 распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры; понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения; в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения; сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; публично представлять результаты решения задачи, выполненного опыта (эксперимента, исследования, проекта); самостоятельно выбирать формат выступления с учетом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов; 2) совместная деятельность: понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учетом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений, «мозговые штурмы» и иные); выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды; оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчета перед группой. 12 Овладение системой универсальных учебных коммуникативных действий обеспечивает сформированность социальных навыков и эмоционального интеллекта обучающихся. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях; ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой); самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учетом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений; составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учетом получения новых знаний об изучаемом объекте; делать выбор и брать ответственность за решение; 2) самоконтроль: владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; давать адекватную оценку ситуации и предлагать план ее изменения; учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретенному опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; оценивать соответствие результата цели и условиям; 3) эмоциональный интеллект: 13 различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других; выявлять и анализировать причины эмоций; ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; регулировать способ выражения эмоций; 4) принятие себя и других: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать свое право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и других, не осуждая; открытость себе и другим; осознавать невозможность контролировать все вокруг. Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения). Предметные результаты освоения программы основного общего образования представлены с учетом специфики содержания предметных областей, затрагиваемых в ходе внеурочной деятельности обучающихся по формированию и оценке функциональной грамотности. Занятия по читательской грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Русский язык и литература». По учебному предмету «Русский язык»: · понимание прослушанных или прочитанных учебно-научных, официально-деловых, публицистических, художественных текстов различных функциональносмысловых типов речи: формулирование в устной и письменной форме темы и главной мысли текста; формулирование вопросов по содержанию текста и ответов на них; подробная, сжатая и выборочная передача в устной и письменной форме содержания текста; 14 · овладение умениями информационной переработки прослушанного или прочитанного текста; выделение главной и второстепенной информации, явной и скрытой информации в тексте; · представление содержания прослушанного или прочитанного учебно-научного текста в виде таблицы, схемы; комментирование текста или его фрагмента; · извлечение информации из различных источников, ее осмысление и оперирование ею; · анализ и оценивание собственных и чужих письменных и устных речевых высказываний с точки зрения решения коммуникативной задачи; · определение лексического значения слова разными способами (установление значения слова по контексту). По учебному предмету «Литература»: · овладение умениями смыслового анализа художественной литературы, умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанное; · умение анализировать произведение в единстве формы и содержания; определять тематику и проблематику произведения; выявлять позицию героя, повествователя, рассказчика, авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и воплощенные в нем реалии; выявлять особенности языка художественного произведения; · овладение умениями самостоятельной интерпретации и оценки текстуально изученных художественных произведений (в том числе с использованием методов смыслового чтения, позволяющих воспринимать, понимать и интерпретировать смысл текстов разных типов, жанров, назначений в целях решения различных учебных задач и удовлетворения эмоциональных потребностей общения с книгой, адекватно воспринимать чтение слушателями, и методов эстетического анализа). Занятия по математической грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по учебному предмету «Математика»: Использовать в практических (жизненных) ситуациях следующие предметные математические умения и навыки: · Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, рациональные и иррациональные числа; выполнять, сочетая устные и письменные приемы, арифметические действия с рациональными числами; выполнять проверку, прикидку результата вычислений; округлять числа; вычислять значения числовых выражений; использовать калькулятор; · Решать практико-ориентированные задачи, содержащие зависимости величин (скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость), связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами (налоги, задачи из области управления личными и семейными финансами), решать основные задачи на дроби и проценты, используя арифметический и алгебраический способы, перебор всех возможных вариантов, способ «проб и ошибок»; пользоваться основными единицами измерения: цены, массы; расстояния, времени, скорости; выражать одни единицы величины через другие; интерпретировать результаты решения задач с учётом ограничений, связанных со свойствами рассматриваемых объектов; 15 · Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, линейной, столбчатой и круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач; представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм, инфографики; оперировать статистическими характеристиками: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения, размах числового набора; · Оценивать вероятности реальных событий и явлений, понимать роль практически достоверных и маловероятных событий в окружающем мире и в жизни; · Пользоваться геометрическими понятиями: отрезок, угол, многоугольник, окружность, круг; распознавать параллелепипед, куб, пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развертка; приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных плоских и пространственных фигур, примеры параллельных и перпендикулярных прямых в пространстве, на модели куба, примеры равных и симметричных фигур; пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, подобие; использовать свойства изученных фигур для их распознавания, построения; применять признаки равенства треугольников, теорему о сумме углов треугольника, теорему Пифагора, тригонометрические соотношения для вычисления длин, расстояний, площадей; · Находить длины отрезков и расстояния непосредственным измерением с помощью линейки; находить измерения параллелепипеда, куба; вычислять периметр многоугольника, периметр и площадь фигур, составленных из прямоугольников; находить длину окружности, плошадь круга; вычислять объем куба, параллелепипеда по заданным измерениям; решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях; пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади, объема; выражать одни единицы величины через другие; · Использовать алгебраическую терминологию и символику; выражать формулами зависимости между величинами; понимать графический способ представления и анализа информации, извлекать и интерпретировать информацию из графиков реальных процессов и зависимостей, использовать графики для определения свойств процессов и зависимостей; • Переходить от словесной формулировки задачи к её алгебраической модели с помощью составления уравнения или системы уравнений, интерпретировать в соответствии с контекстом задачи полученный результат; использовать неравенства при решении различных задач; • Решать задачи из реальной жизни, связанные с числовыми последовательностями, использовать свойства последовательностей. Занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по предметной области «Естественно-научные предметы»: · умение объяснять процессы и свойства тел, в том числе в контексте ситуаций практико-ориентированного характера; · умение проводить учебное исследование, в том числе понимать задачи исследования, применять методы исследования, соответствующие поставленной цели, осуществлять в соответствии с планом собственную деятельность и совместную деятельность в группе; · умение применять простые физические модели для объяснения процессов и явлений; 16 · умение характеризовать и прогнозировать свойства веществ в зависимости от их состава и строения, влияние веществ и химических процессов на организм человека и окружающую природную среду; · умение использовать изученные биологические термины, понятия, теории, законы и закономерности для объяснения наблюдаемых биологических объектов, явлений и процессов; · сформированность представлений об экосистемах и значении биоразнообразия; о глобальных экологических проблемах, стоящих перед человечеством, и способах их преодоления; · умение использовать приобретенные знания и навыки для здорового образа жизни, сбалансированного питания и физической активности; умение противодействовать лженаучным манипуляциям в области здоровья; · умение характеризовать принципы действия технических устройств промышленных технологических процессов. Занятия по финансовой грамотности в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: ·освоение системы знаний, необходимых для решения финансовых вопросов, включая базовые финансово-экономические понятия, отражающие важнейшие сферы финансовых отношений · формирование умения устанавливать и объяснять взаимосвязи явлений, процессов в финансовой сфере общественной жизни, их элементов и основных функций; · формирование умения решать познавательные и практические задачи, отражающие выполнение типичных для несовершеннолетнего социальных ролей и социальные взаимодействия в финансовой сфере общественной жизни, в том числе направленные на определение качества жизни человека, семьи и финансового благополучия; · формирование умения использовать полученную информацию в процессе принятия решений о сохранении и накоплении денежных средств, при оценке финансовых рисков, при сравнении преимуществ и недостатков различных финансовых услуг; · формирование умения распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные и криминальные формы сетевой активности (в том числе фишинг) · формирование умения с опорой на знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия экономической рациональности (включая вопросы, связанные с личными финансами, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик); · приобретение опыта использования полученных знаний в практической деятельности, в повседневной жизни для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами, определения моделей целесообразного финансового поведения, составления личного финансового плана. 17 Занятия по глобальным компетенциям в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: ·освоение научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области; ·формирование предпосылок научного типа мышления; ·освоение деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Занятия по креативному мышлению в рамках внеурочной деятельности вносят вклад в достижение следующих предметных результатов по различным предметным областям: ·способность с опорой на иллюстрации и/или описания ситуаций составлять названия, сюжеты и сценарии, диалоги и инсценировки; ·проявлять творческое воображение, изображать предметы и явления; ·демонстрировать с помощью рисунков смысл обсуждаемых терминов, суждений, выражений и т.п.; ·предлагать адекватные способы решения различных социальных проблем в области энерго- и ресурсосбережения, в области экологии, в области заботы о людях с особыми потребностями, в области межличностных взаимоотношений; ·ставить исследовательские вопросы, предлагать гипотезы, схемы экспериментов, предложения по изобретательству. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 5 А класс № урока Дата проведения по плану 1 2 3 05.09 12.09 19.09 4 26.09 Дата Раздел. Тема урока. Основное содержание урока Образовательные ресурсы проведения по факту Модуль: Читательская грамотность: «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (3 ч) Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ По страницам биографий (Великие люди нашей страны) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Мир моего города (Человек и технический прогресс) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (3 ч) Мои увлечения https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Примечание 18 Растения и животные в нашей жизни https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Загадочные явления https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (3 ч) 7 17.10 Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ примерах простейших заданий и бытовых ситуаций) 8 24.10 Выдвижение креативных идей и их доработка https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 9 07.11 От выдвижения до доработки идей. Создание продукта https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (3 ч) 10 14.11 Путешествия и отдых https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 11 21.11 Транспорт https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 12 28.11 Здоровье https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (3 ч) 13 05.12 Собираемся за покупками: что важно знать https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 14 12.12 Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 15 19.12 Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (2 ч) 16 26.12 Мы умеем дружить https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 17 Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ действовать 5 6 03.10 10.10 5 Б класс № урока Дата проведения по плану 1 2 3 09.01 16.01 23.01 4 5 6 30.01 06.02 13.02 7 20.02 Дата Раздел. Тема урока. Основное содержание урока Образовательные ресурсы проведения по факту Модуль: Читательская грамотность: «Читаем, соединяя текстовую и графическую информацию» (3 ч) Путешествуем и познаем мир (Путешествие по России) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ По страницам биографий (Великие люди нашей страны) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Мир моего города (Человек и технический прогресс) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Естественно-научная грамотность: «Наука рядом» (3 ч) Мои увлечения https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Растения и животные в нашей жизни https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Загадочные явления https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (3 ч) Модели и ситуации. Общее представление о креативности (на https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ примерах простейших заданий и бытовых ситуаций) Примечание 19 Выдвижение креативных идей и их доработка https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ От выдвижения до доработки идей. Создание продукта https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (3 ч) 10 13.03 Путешествия и отдых https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 11 27.03 Транспорт https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 12 03.04 Здоровье https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (3 ч) 13 10.04 Собираемся за покупками: что важно знать https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 14 24.04 Приобретаем услуги: знаем, умеем, практикуем https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 15 15.05 Самое главное о правилах поведении грамотного покупателя https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся взаимодействовать и знакомимся с глобальными проблемами» (2 ч) 16 22.05 Мы умеем дружить https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 17 Можем ли мы решать глобальные проблемы? Начинаем https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ действовать. 8 9 27.02 06.03 6 класс № урока Дата проведения по плану 1 2 3 4 06.09 13.09 20.09 27.09 5 04.10 6 7 8 9 10 11 11.10 18.10 25.10 08.11 15.11 22.11 12 29.11 Дата проведения по факту Раздел. Тема урока. Основное содержание урока Образовательные ресурсы Примечание Модуль: Читательская грамотность: «Читаем, различая факты и мнения» (5 ч) Нас ждёт путешествие (Путешествие по родной земле) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Открываем тайны планеты (Изучение планеты) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Открываем мир науки (Человек и природа) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ По страницам биографий полководцев (Великие люди нашей https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ страны) Наши поступки (межличностные взаимодействия) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Естественно-научная грамотность: «Учимся исследовать» (6 ч) Мои увлечения https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Растения в нашей жизни https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Животные в нашей жизни https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Загадочные явления https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Исследования https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Опыты. Эксперименты https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Креативное мышление «Учимся мыслить креативно» (6 ч) Креативность в бытовых и учебных ситуациях: модели и https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ ситуации 20 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ беглость мышления. Разные образы и ассоциации 13.12 Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ и проработанность. Как вдохнуть в идею жизнь? 20.12 От выдвижения до доработки идей https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 27.12 Выполнение проекта на основе комплексного задания https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 10.01 Диагностика и рефлексия. Самооценка https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Математическая грамотность: «Математика в повседневной жизни» (6 ч) 17.01 Спорт https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 24.01 Геометрические формы вокруг нас https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 31.01 Здоровый образ жизни https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 07.02 В школе и после школы (Общение) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 14.02 Новое об известном («Футбольное поле», «Электробус») https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 21.02 Калорийность питания https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (6 ч) 28.02 Семейный бюджет: по доходам https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 07.03 Семейный бюджет: по расходам https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 14.03 Непредвиденные расходы: как снизить риск финансовых https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ затруднений 28.03 На чем можно сэкономить: тот без нужды живет, кто деньги https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ бережет 04.04 Самое главное о правилах грамотного ведения семейного https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ бюджета 11.04 «Копейка к копейке – проживет семейка» https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся самоорганизации и помогаем сохранить природу» (5 ч) 18.04 Мы разные, но решаем общие задачи https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 25.04 Узнаем традиции и обычаи и учитываем их в общении https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 02.05 Соблюдаем правила. Участвуем в самоуправлении https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 16.05 Глобальные проблемы в нашей жизни https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 23.05 Заботимся о природе https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 06.12 7 класс № урока Дата проведения по плану 1 07.09 Дата проведения по факту Раздел. Тема урока. Основное содержание урока Образовательные ресурсы Примечание Модуль: Читательская грамотность: «В мире текстов: от этикетки до повести» (5 ч) Смысл жизни (Я и моя жизнь) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 21 2 14.09 3 4 5 21.09 28.09 05.10 6 7 8 9 10 11 12.10 19.10 26.10 09.11 16.11 23.11 12 30.11 13 07.12 14 14.12 15 16 17 21.12 28.12 11.01 18 19 20 21 22 23 18.01 25.01 01.02 08.02 15.02 22.02 24 01.03 25 26 27 28 15.03 29.03 05.04 12.04 Интеграция темы «Планета людей (Взаимоотношения)» по https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ читательской грамотности и темы «Общаемся, учитывая свои интересы и интересы других» по «Глобальным компетенциям» Человек и книга https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Будущее (Человек и технический прогресс) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Естественно-научная грамотность: «Узнаем новое и объясняем» (6 ч) Наука https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Технологии https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Мир живого https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Вещества, которые нас окружают https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Мои интересы в технике https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Мои увлечения https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (6 ч) Креативность в учебных ситуациях и ситуациях https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ межличностного взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций Выдвижение разнообразных идей. Учимся проявлять гибкость и https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ беглость мышления. Разные сюжеты Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ и проработанность. Когда возникает необходимость доработать идею? От выдвижения до доработки идей. Создание продукта https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Выполнение проекта на основе комплексного задания https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Диагностика и рефлексия. Самооценка https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (6 ч) В домашних делах: ремонт дома https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ В домашних делах: обустройство дома https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ В общественной жизни: спорт https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ На отдыхе: досуг, отпуск, увлечения https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Профессии https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ В профессиях: сельское хозяйство https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Финансовая грамотность: «Школа финансовых решений» (6 ч) Как финансовые угрозы превращаются в финансовые https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ неприятности Уловки финансовых мошенников https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Что помогает защититься от финансовых мошенников https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ «Покупать, но по сторонам не зевать» https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Заходим в интернет: опасности для личных финансов https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 22 29 30 31 32 33 34 19.04 Самое главное о правилах безопасного финансового поведения https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы учимся общаться с друзьями и вместе решать проблемы» (5 ч) 26.04 С чем могут быть связаны проблемы в общении https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 03.05 Общаемся в школе, соблюдая свои интересы и интересы друга https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 10.05 Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ проблем 17.05 Действуем для будущего: участвуем в изменении экологической https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ ситуации 24.05 Выбираем профессию https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 8 класс № урока Дата проведения по плану 1 2 3 4 5 01.09 08.09 15.09 22.09 29.09 6 7 8 9 10 11 06.10 13.10 20.10 27.10 10.11 17.11 12 24.11 13 01.12 14 08.12 15 15.12 Дата проведения по факту Раздел. Тема урока. Основное содержание урока Образовательные ресурсы Примечание Модуль: Читательская грамотность: «Шаг за пределы текста: пробуем действовать» (5 ч) Смысл жизни (я и моя жизнь) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Человек и книга https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Познание https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Будущее (Человек и технический прогресс) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Проблемы повседневности (выбор товаров и услуг) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Естественно-научная грамотность: «Как применяют знания?» (6 ч) Наука https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Технологии https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Мир живого https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Вещества, которые нас окружают https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Знания https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Мои знания в технике https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (6 ч) Креативность в учебных ситуациях и ситуациях социального https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ взаимодействия. Анализ моделей и ситуаций Выдвижение разнообразных идей. Проявляем гибкость и https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ беглость мышления при решении школьных проблем. Использование имеющихся знаний для креативного решения учебных проблем Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ и проработанность. Когда на уроке мне помогла креативность? От выдвижения до доработки идей. Создание продукта. https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 23 Выполнение проекта на основе комплексного задания Выполнение проекта на основе комплексного задания https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Диагностика и рефлексия. Самооценка https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (6 ч) 18 12.01 В профессиях: книгоиздание https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 19 19.01 В общественной жизни: общественное питание https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 20 26.01 В общественной жизни: перевозка пассажиров https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 21 02.02 Профессии https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 22 09.02 В профессиях: строительство https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 23 16.02 Математика в жизни https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (6 ч) 24 02.03 Финансовые риски https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 25 09.03 Взвешенные решения https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 26 16.03 Делаем финансовые вложения: как приумножить и не потерять https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 27 30.03 Уменьшаем финансовые риски: что и как можем страховать https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 28 06.04 «Сосчитать – после не хлопотать» https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 29 13.04 Самое главное о сбережениях и накоплениях https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы живем в обществе: соблюдаем нормы общения и действуем для будущего» (5 ч) 30 20.04 Социальные нормы – основа общения https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 31 27.04 Общаемся со старшими и с младшими https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 32 04.05 Общаемся «по правилам» и достигаем общих целей https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 33 11.05 Прошлое и будущее: причины и способы решения глобальных https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ проблем 34 18.05 Действуем для будущего: сохраняем природные ресурсы https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 16 17 22.12 29.12 9 класс № урока Дата проведения по плану 1 2 3 13.01 20.01 27.01 4 5 03.02 10.02 Дата проведения по факту Раздел. Тема урока. Основное содержание урока Образовательные ресурсы Примечание Модуль: Читательская грамотность: «События и факты с разных точек зрения» (3 ч) Смысл жизни (я и моя жизнь) https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Самоопределение https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Смыслы, явные и скрытые https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Естественно-научная грамотность: «Знания в действии» (3 ч) Наука и технологии https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Наше здоровье https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 24 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Заботимся о Земле https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Креативное мышление «Проявляем креативность на уроках, в школе и в жизни» (3 ч) 03.03 Креативность в учебных ситуациях, ситуациях личностного роста https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ и социального проектирования. Анализ моделей и ситуаций. 10.03 Выдвижение креативных идей и их доработка. Оригинальность и https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ проработанность 17.03 Диагностика и рефлексия. Самооценка https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Математическая грамотность: «Математика в окружающем мире» (3 ч) 31.03 В общественной жизни: социальные опросы, интернет https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 07.04 На отдыхе: измерения на местности https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 14.04 В домашних делах: коммунальные платежи https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Модуль: Финансовая грамотность: «Основы финансового успеха» (3 ч) 28.04 Мое образование- мое будущее https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 05.05 Налоги и выплаты: что отдаем и как получаем https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ 12.05 Самое главное о профессиональном выборе: образование, работа https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ и финансовая стабильность Модуль: Глобальные компетенции «Роскошь общения. Ты, я, мы отвечаем за планету. Мы будем жить и работать в изменяющемся цифровом мире» (2 ч) 19.05 Какое общение называют эффективным https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ Почему и для чего в современном мире нужно быть глобально https://fg.resh.edu.ru/; http://skiv.instrao.ru/ компетентным? Действуем для будущего: учитываем цели устойчивого развития 17.02 25 № п/п Название раздела, темы ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Учителя физики Карачук Эскендера Айдеровича по курсу внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» в 5-9 классах Тема урока Дата проведения Причина корректировки по плану Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту 26