Астрономия
Рабочая программа по
астрономии составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (с изменениями) на основе примерной программы среднего общего
образования по астрономии (базовый уровень) и авторской программы В. М.
Чаругина.
Рабочая
программа ориентирована на использование линии учебно-методического комплекса «Сферы»
по астрономии, учебника «Астрономия» для 10–11 классов общеобразовательных
учреждений автора: В. М. Чаругина, издательства «Просвещение» 2018 г.
Программа
предусматривает изучение астрономии на базовом уровне.
Программа рассчитана на 34 часа в
год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено 7 зачетов.
ЦЕЛИ:
· развитие
пространственного мышления учащихся;
· развитие
интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
· воспитание
убежденности в возможности познания природы;
· овладение
умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;
· расширение
знания учащихся по астрономическим вопросам естествознания;
· получение
целостное представление о современной естественнонаучной картине мира.
ЗАДАЧИ:
· познакомить
с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем;
· учить
правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;
· объяснить,
как астрономы определяют расстояния до небесных тел, их размеры, массу,
температуру, химический состав;
· помочь
понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений и
процессов;
· объяснить,
как, опираясь на достижения современной физики, формируется представление об
астрономической картине мира;
· познакомить
с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но
пока ещё не решенными научными проблемами;
· увлечь
предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной
литературе по астрономии и расширить свои знания в этой области.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами
освоения астрономии являются:
- умение
управлять своей познавательной деятельностью;
- готовность
и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
- умение
сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в
образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
- сформированность
мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки;
осознание значимости науки, владения достоверной информацией о
передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки;
заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
готовность к научно-техническому творчеству;
- чувство
гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
- положительное
отношение к труду, целеустремлённость;
- экологическая
культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России,
мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов
и разумное природопользование.
Метапредметными
результатами освоения астрономии являются:
1. освоение регулятивных универсальных учебных
действий:
- самостоятельно
определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в
образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать
ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые
для достижения поставленной ранее цели;
- сопоставлять
имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
- определять
несколько путей достижения поставленной цели;
- задавать
параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- сопоставлять
полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
- осознавать
последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни
и жизни окружающих людей;
2. освоение познавательных универсальных учебных
действий:
- критически
оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
- распознавать
и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать
различные модельно-схематические средства для представления выявленных в
информационных источниках противоречий;
- осуществлять
развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
- искать и
находить обобщённые способы решения задач;
- приводить
критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в
отношении действий и суждений другого человека;
- анализировать
и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
- выходить
за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможности широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать
индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны
других участников и ресурсные ограничения;
- занимать
разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем;
формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции
самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной
познавательной деятельностью и подчиняться);
3. освоение коммуникативных универсальных учебных
действий:
- осуществлять
деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри
образовательной организации, так и за её пределами);
- при
осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком,
исполнителем, презентующим и т. д.);
- развёрнуто,
логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных
и письменных) языковых средств;
- распознавать
конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
- согласовывать
позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением);
- представлять
публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед
знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
- подбирать
партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
- воспринимать
критические замечания как ресурс собственного развития;
- точно и
ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес
других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при
этом личностных оценочных суждений.
Предметными
результатами освоения астрономии на базовом уровне являются:
- сформированность
представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной,
пространственно-временных масштабах Вселенной;
- понимание
сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
- владение
основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и
символикой;
- сформированность
представлений о значении астрономии в практической деятельности и
дальнейшем научно-техническом развитии;
- осознание
роли отечественной науки в освоении и использовании космического
пространства и развития международного сотрудничества в этой области.