Аблямитова Гульшен Решатовна Подписан цифровой подписью: Аблямитова Гульшен Решатовна DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN=Аблямитова Гульшен Решатовна, E= magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru Основание: Я подтверждаю этот документ Расположение: Дата: 2023.09.27 12:28:40+03'00' Foxit PDF Reader Версия: 12.0.1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Магазинский учебно-воспитательный комплекс» Муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей естественно-математического цикла Протокол №____ от «____»__________2023 г. СОГЛАСОВАНО «УТВЕРЖДЕНО» Заместитель директора по УР Директор МБОУ _________И. В. Кубишина Магазинский УВК «____»__________2023 г. _________Г. Р. Аблямитова ___________Э. А. Карачук Приказ №____ от «____»__________2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по астрономии на 2023 - 2024 учебный год – 11 класс Составлена учителем физики Карачук Э. А. Рекомендована Педагогическим советом Протокол №____ «____» ________________ 2023 г. с. Магазинка, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями) на основе примерной программы среднего общего образования по астрономии (базовый уровень) и авторской программы В. М. Чаругина. Рабочая программа ориентирована на использование линии учебно-методического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника «Астрономия» для 10–11 классов общеобразовательных учреждений автора: В. М. Чаругина, издательства «Просвещение» 2018 г. Программа предусматривает изучение астрономии на базовом уровне. Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено 7 зачетов. ЦЕЛИ: развитие пространственного мышления учащихся; развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся; воспитание убежденности в возможности познания природы; овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира; расширение знания учащихся по астрономическим вопросам естествознания; получение целостное представление о современной естественнонаучной картине мира. ЗАДАЧИ: познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем; учить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления; объяснить, как астрономы определяют расстояния до небесных тел, их размеры, массу, температуру, химический состав; помочь понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений и процессов; объяснить, как, опираясь на достижения современной физики, формируется представление об астрономической картине мира; познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами; увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной литературе по астрономии и расширить свои знания в этой области. 2 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Личностными результатами освоения астрономии являются: умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; готовность к научно-техническому творчеству; чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм; положительное отношение к труду, целеустремлённость; экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние природных ресурсов и разумное природопользование. Метапредметными результатами освоения астрономии являются: освоение регулятивных универсальных учебных действий: 1. самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели; сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы; определять несколько путей достижения поставленной цели; задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью; осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей; освоение познавательных универсальных учебных действий: 2. критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций; распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий; осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; искать и находить обобщённые способы решения задач; 3 приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека; анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации; выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия; выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться); освоение коммуникативных универсальных учебных действий: 3. осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами); при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т. д.); развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы; согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением); представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией; подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития; точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации, избегая при этом личностных оценочных суждений. Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне являются: сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной; понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений; владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой; сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии; осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития международного сотрудничества в этой области. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение (1 ч.) Введение в астрономию. Астрометрия (5 ч.) 4 Звёздное небо. Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца. Движение Луны и затмения. Время и календарь. Небесная механика (3 ч.) Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и межпланетные перелёты. Строение солнечной системы (7 ч.) Современные представления о строении и составе Солнечной системе. Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы. Астрофизика и звездная астрономия (7 ч.) Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд. Млечный Путь (3 ч.) Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути. Галактики (3 ч.) Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик. Строение и эволюция Вселенной (3 ч.) Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. Современные проблемы астрономии (2 ч.) Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной. 5 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/п Наименование разделов и тем Учебные часы Зачет 1 Введение 1 2 Астрометрия 5 1 3 Небесная механика 3 1 4 Строение солнечной системы 7 1 5 Астрофизика и звездная астрономия 7 1 6 Млечный путь 3 1 7 Галактика 3 1 8 Строение и эволюция Вселенной 3 1 9 Современные проблемы астрономии 2 Всего: 34 7 6 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 кл., на 2023/2024 учебный год, 1 час в неделю, 34 часов в год. № урока Раздел. Тема урока. Основное содержание урока Дата проведения урока По плану По факту Примечание Введение (1 ч.) 1 Введение в астрономию. Астрометрия (5 ч.) 2 Звёздное небо. Небесные координаты. 3 Видимое движение планет и Солнца. 4 Движение Луны и затмения. 5 Время и календарь. 6 Зачёт №1: «Астрометрия». Небесная механика (3 ч.) 7 Система мира. Законы Кеплера движения планет. 8 Космические скорости и межпланетные перелёты. 9 Зачёт №2: «Небесная механика». Строение Солнечной системы (7 ч.) Современные представления о строении и составе Солнечной 10 системы. 11 Планета Земля. 12 Луна и её влияние на Землю. 13 Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты-карлики. 14 Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы. Зачёт №3: «Строение Солнечной системы». 15 16 Астрофизика и звездная астрономия (7 ч.) 17 18 Методы астрофизических исследований. Солнце. 7 19 Внутреннее строение и источник энергии Солнца. 20 22 Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд. 23 Зачёт №4: «Астрофизика и звёздная астрономия». 21 Млечный путь (3 ч.) 24 25 26 Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Сверхмассивная чёрная дыра в центре Млечного Пути. Зачёт №5: «Млечный путь». Галактики (3 ч.) 27 Классификация галактик. 28 Активные галактики и квазары. Скопления галактик. 29 Зачёт №6: «Галактики». Строение и эволюция Вселенной (3 ч.) Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся 30 Вселенная. 31 Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение. 32 Зачёт №7: «Строение и эволюция Вселенной». Современные проблемы астрономии (2 ч.) 33 34 Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Поиск жизни и разума во Вселенной. 8 № п/п Название раздела, темы ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Учителя физики Карачук Эскендера Айдеровича по астрономии в 11 классе Тема урока Дата проведения Причина корректировки по плану Корректирующие мероприятия Дата проведения по факту 9 10