Астр 11

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова
Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК,
CN=Аблямитова Гульшен Решатовна, E=
magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
Расположение:
Дата: 2023.09.27 12:28:40+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей
естественно-математического
цикла
Протокол №____
от «____»__________2023 г.

СОГЛАСОВАНО

«УТВЕРЖДЕНО»

Заместитель директора по УР

Директор МБОУ

_________И. В. Кубишина

Магазинский УВК

«____»__________2023 г.

_________Г. Р. Аблямитова

___________Э. А. Карачук

Приказ №____
от «____»__________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по астрономии
на 2023 - 2024 учебный год – 11 класс

Составлена
учителем физики
Карачук Э. А.
Рекомендована
Педагогическим советом
Протокол №____
«____» ________________ 2023 г.
с. Магазинка, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по астрономии составлена в соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего образования, утвержденным
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями) на основе примерной программы среднего общего образования по
астрономии (базовый уровень) и авторской программы В. М. Чаругина.
Рабочая программа ориентирована на использование линии учебно-методического комплекса «Сферы» по астрономии, учебника «Астрономия» для 10–11 классов
общеобразовательных учреждений автора: В. М. Чаругина, издательства «Просвещение» 2018 г.
Программа предусматривает изучение астрономии на базовом уровне.
Программа рассчитана на 34 часа в год (1 час в неделю).
Программой предусмотрено 7 зачетов.
ЦЕЛИ:







развитие пространственного мышления учащихся;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
воспитание убежденности в возможности познания природы;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;
расширение знания учащихся по астрономическим вопросам естествознания;
получение целостное представление о современной естественнонаучной картине мира.

ЗАДАЧИ:








познакомить с природой планет и звёзд, строением Солнечной системы и звёздных систем;
учить правильно объяснять многие наблюдаемые астрономические явления;
объяснить, как астрономы определяют расстояния до небесных тел, их размеры, массу, температуру, химический состав;
помочь понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений и процессов;
объяснить, как, опираясь на достижения современной физики, формируется представление об астрономической картине мира;
познакомить с некоторыми предположениями и гипотезами, которые связаны с увлекательными, но пока ещё не решенными научными проблемами;
увлечь предметом так, чтобы учащимся захотелось обратиться к научно-популярной литературе по астрономии и расширить свои знания в этой области.

2

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами освоения астрономии являются:
 умение управлять своей познавательной деятельностью;
 готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному
образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
 умение сотрудничать с взрослыми, сверстниками, детьми младшего возраста в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах
деятельности;
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки; осознание значимости науки, владения достоверной
информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки; заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества; готовность к научно-техническому творчеству;
 чувство гордости за отечественную космонавтику, гуманизм;
 положительное отношение к труду, целеустремлённость;
 экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России, мира и космоса, понимание ответственности за состояние
природных ресурсов и разумное природопользование.
Метапредметными результатами освоения астрономии являются:
освоение регулятивных универсальных учебных действий:

1.








самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
определять несколько путей достижения поставленной цели;
задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
осознавать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей;
освоение познавательных универсальных учебных действий:

2.






критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций;
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления выявленных в информационных источниках противоречий;
осуществлять развёрнутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
искать и находить обобщённые способы решения задач;

3







приводить критические аргументы как в отношении собственного суждения, так и в отношении действий и суждений другого человека;
анализировать и преобразовывать проблемно-противоречивые ситуации;
выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
занимать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять
консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над её решением; управлять совместной познавательной деятельностью и
подчиняться);
освоение коммуникативных универсальных учебных действий:

3.



осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и с взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за её пределами);
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком,
исполнителем, презентующим и т. д.);
 развёрнуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
 распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы;
 согласовывать позиции членов команды в процессе работы над общим продуктом (решением);
 представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
 подбирать партнёров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
 воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития;
 точно и ёмко формулировать как критические, так и одобрительные замечания в адрес других людей в рамках деловой и образовательной коммуникации,
избегая при этом личностных оценочных суждений.
Предметными результатами освоения астрономии на базовом уровне являются:
 сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звёзд и Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
 понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
 владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической
терминологией и символикой;
 сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности и дальнейшем научно-техническом развитии;
 осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития международного сотрудничества в этой области.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 ч.)
Введение в астрономию.
Астрометрия (5 ч.)

4

Звёздное небо. Небесные координаты. Видимое движение планет и Солнца. Движение Луны и затмения. Время и календарь.
Небесная механика (3 ч.)
Система мира. Законы Кеплера движения планет. Космические скорости и межпланетные перелёты.
Строение солнечной системы (7 ч.)
Современные представления о строении и составе Солнечной системе. Планета Земля. Луна и ее влияние на Землю. Планеты земной группы. Планеты-гиганты.
Планеты-карлики. Малые тела Солнечной системы. Современные представления о происхождении Солнечной системы.
Астрофизика и звездная астрономия (7 ч.)
Методы астрофизических исследований. Солнце. Внутреннее строение и источник энергии Солнца. Основные характеристики звёзд. Белые карлики, нейтронные
звёзды, пульсары и чёрные дыры. Двойные, кратные и переменные звёзды. Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд: рождение, жизнь и смерть звёзд.
Млечный Путь (3 ч.)
Газ и пыль в Галактике. Рассеянные и шаровые звёздные скопления.
Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного пути.
Галактики (3 ч.)
Классификация галактик. Активные галактики и квазары. Скопления галактик.
Строение и эволюция Вселенной (3 ч.)
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная. Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение.
Современные проблемы астрономии (2 ч.)
Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия. Обнаружение планет возле других звёзд. Поиски жизни и разума во Вселенной.

5

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п

Наименование разделов и тем

Учебные часы

Зачет

1

Введение

1

2

Астрометрия

5

1

3

Небесная механика

3

1

4

Строение солнечной системы

7

1

5

Астрофизика и звездная астрономия

7

1

6

Млечный путь

3

1

7

Галактика

3

1

8

Строение и эволюция Вселенной

3

1

9

Современные проблемы астрономии

2

Всего:

34

7

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 кл., на 2023/2024 учебный год, 1 час в неделю, 34 часов в год.
№
урока

Раздел. Тема урока. Основное содержание урока

Дата проведения урока
По плану

По факту

Примечание

Введение (1 ч.)
1
Введение в астрономию.
Астрометрия (5 ч.)
2
Звёздное небо. Небесные координаты.
3

Видимое движение планет и Солнца.

4

Движение Луны и затмения.

5

Время и календарь.

6

Зачёт №1: «Астрометрия».

Небесная механика (3 ч.)
7

Система мира. Законы Кеплера движения планет.

8

Космические скорости и межпланетные перелёты.

9

Зачёт №2: «Небесная механика».

Строение Солнечной системы (7 ч.)
Современные представления о строении и составе Солнечной
10
системы.
11
Планета Земля.
12

Луна и её влияние на Землю.

13

Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Планеты-карлики.

14

Малые тела Солнечной системы.
Современные представления о происхождении Солнечной
системы.
Зачёт №3: «Строение Солнечной системы».

15
16

Астрофизика и звездная астрономия (7 ч.)
17
18

Методы астрофизических исследований.
Солнце.

7

19

Внутреннее строение и источник энергии Солнца.

20

22

Основные характеристики звёзд.
Белые карлики, нейтронные звёзды, чёрные дыры. Двойные,
кратные и переменные звёзды.
Новые и сверхновые звёзды. Эволюция звёзд.

23

Зачёт №4: «Астрофизика и звёздная астрономия».

21

Млечный путь (3 ч.)
24
25
26

Газ и пыль в Галактике.
Рассеянные и шаровые звёздные скопления. Сверхмассивная
чёрная дыра в центре Млечного Пути.
Зачёт №5: «Млечный путь».

Галактики (3 ч.)
27

Классификация галактик.

28

Активные галактики и квазары. Скопления галактик.

29

Зачёт №6: «Галактики».

Строение и эволюция Вселенной (3 ч.)
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся
30
Вселенная.
31
Модель «горячей Вселенной» и реликтовое излучение.
32

Зачёт №7: «Строение и эволюция Вселенной».

Современные проблемы астрономии (2 ч.)
33
34

Ускоренное расширение Вселенной и тёмная энергия.
Обнаружение планет возле других звёзд. Поиск жизни и разума во
Вселенной.

8

№
п/п

Название раздела, темы

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учителя физики
Карачук Эскендера Айдеровича
по астрономии в 11 классе
Тема урока
Дата проведения
Причина корректировки
по плану

Корректирующие
мероприятия

Дата проведения
по факту

9

10


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».