рабочая Родной край 9 кл

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова
Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский
УВК, CN=Аблямитова Гульшен Решатовна, E
=magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
Расположение:
Дата: 2023.09.29 12:44:58+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Магазинский учебно - воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район республики Крым

РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
естественноматематического цикла
____________ Э.А.Карачук

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УР
________Кубишина И.В.
« 30 » августа 2023 г.

Протокол №1
от «30 » августа 2023 г

УТВЕРЖДАЮ
ДиректорМБОУ
Магазинский УВК
_________Г.Р.Аблямитова
Приказ от 30 августа 2023г.
№336

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
РОДНОЙ КРАЙ
на 2023-2024 учебный год - 9 класс

РЕКОМЕНДОВАНА
Педагогический совет
(протокол от «30» августа 2023 № 02)

Составлена учителем
Казмирчук Ю.А.

Магазинка-2023
1

Пояснительная записка
Рабочая программа

элективного курса "Родной край" разработана в соответствии с

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»,
федеральным
государственным образовательным стандартом

основного общего образования,
на основе авторской программы «Крымоведение»,
утвержденной
Коллегией МОН Республики Крым (Авторы:Рудяков А.Н. – доктор
филологических наук, профессор, ректор КРИППО, Супрычев А.В. – кандидат педагогических
наук, заведующий кафедрой естественно-математического образования КРИППО). Данная
программа ориентирована на обучающихся 9 класса. На изучение программы отводится 34
часа в год - 1 час в неделю.
Цель курса — заложить основы навыков исследования своей местности и родного края,
целостного восприятия краеведения как комплексной дисциплины, интегрирующей
географические, исторические, биологические, этнокультурные, экологические и другие
знания. Задачи: развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей; воспитание любви к своей местности, региону, чувства взаимопонимания с
другими народами, экологической культуры; формирование способности и готовности к
использованию знаний.
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

Достижение следующих результатов личностного развития:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству,
прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической
принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ
культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических,
демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с
учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного
отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое,
духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории,
культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом
региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
2

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню
экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной
жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результами освоения курса являются:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль
своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение
(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
- смысловое чтение;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение;
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению
культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметными результатамиосвоения курса являются:
-развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных
источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей
определять и аргументировать свое отношение к ней;
3

-воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций
исторического
диалога,
сложившихся
в
поликультурном,
полиэтничном
и
многоконфессиональном Российском государстве;
-формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской
идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового
самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции
Российской Федерации;
-овладение основами картографической грамотности и использования географической карты
как одного из языков международного общения;
-овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической
информации;
-формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в
повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного
оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и
техногенных катастроф;
-понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
-формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности;
-формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; выбирать
целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой
природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости действий по сохранению
биоразнообразия и природных мест обитания видов растений и животных;
-воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре,
изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и
пространственной среды, в понимании красоты человека.
В результате изучения элективного курса «Родной край» обучающиеся должны:
знать/понимать:
 Источники получения информации о своей малой родине;
 выдающихся исследователей Крымского полуострова;
 особенности географического положения Крымского полуострова и своего
населенного пункта;
 основные этапы и ключевые события истории Крыма в контексте российской
истории с древности до современности;
 особенности национальных обычаев, обрядов, верований и быта народов Крыма;
 художественные произведения и произведения искусства, посвященные крымской
тематике;
 виды хозяйственной деятельности и традиционные занятия населения.
уметь:
 показывать на карте территорию Крымского полуострова и крупные природные
объекты Крыма, основные населенные пункты и пути сообщения;
 работать с различными источниками знаний о природе, населении, истории своей
местности;
 оценивать вклад выдающихся людей в изучение, развитие и прославление своего
края;
 находить на карте наиболее известные природные объекты, памятники истории и
культуры своей местности;
 анализировать негативное влияние хозяйственной деятельности человека на природу
Крыма;
4

 излагать в устной и письменной форме полученные знания, участвуя в миниконференциях, дискуссиях, викторинах, олимпиадах, конкурсах, выполняя
творческие работы (рефераты, отчѐты об экскурсиях, электронные презентации).

Содержание предмета
Введение (2 ч).
Предмет, цели и задачи курса. Связь с другими науками и учебными дисциплинами. Источники
краеведческой информации. Понятия «Родной край», «большая и малая Родина». Геральдика и
атрибутика Республики Крым.
Особенности географического положения Крымского полуострова.
Административные районы и города. Мой населенный пункт.
Природа Крыма. (6 часов)
Рельеф. Основные формы рельефа Крымского полуострова. Крымские горы.
Реки Крыма. Гидрологические памятники.
Озера Крыма. Подземные воды и искусственные водоемы Крыма.
Практическая работа. Нанесение на контурную карту на контурную карту крупных форм
рельефа, водных объектов Крыма.
Почвы Крыма и своей местности.
Растительный мир и животный мир Крыма. Реликты и эндемики Крымского полуострова.
Красная книга.
Практическая работа. Подготовка презентации (сообщения) "Редкие растения (животные )
Крыма"
Исторические страницы Крыма (6 часов)
Крым в древности. Государственные образования на территории Крыма с IV по XVIII вв.
Присоединение Крыма к России ( вторая половина XVIII в.
Крым в XX в. Крым на рубеже веков (конец XXв.- начало XXIв.
История нашего населенного пункта.
Особенности культуры и быта народов Крыма (2 часа)
Мозаика народов Крыма. Русские. Крымские татары Украинцы. реки. Армяне. Караимы.
Практическая работа. Подготовка презентации (сообщения) "Особенности быта и
культуры народов Крыма"
Социо-культурный обзор Крыма (3 часа)
Крым литературный.
Изобразительное искусство и архитектура. История развития
театрального искусства Крыма. Кинематограф в Крыму.
Памятники культуры и архитектуры. Херсонес – объект Всемирного культурного наследия.
Практическая работа. Составление карты музеев Крыма.
Население и города Крыма (6 часов)
Система расселения Крыма. Города Крыма. Свой населенный пункт, история и современность.
Динамика численности, движение населения.
Поло-возрастная структура населения. Трудовые ресурсы.
Особенности национального и конфессионального состава населения Крыма.
Система расселения Крыма. Особенности населения своего сельского поселения.
5

Практическая работа. Построение диаграмм "Особенности населения Крыма".
Общая характеристика хозяйства (9 ч)
Общая характеристика промышленности. Топливно-энергетическая база. Машиностроение
Крыма. Химическая, промышленность строительных материалов, пищевая, производство
товаров народного потребления. Принципы размещения. Крупные предприятия. Экологические
проблемы отраслей. Сельскохозяйственное производство. Специализация растениеводства и
животноводства. Территориальные различия в специализации. Рекреационное хозяйство.
Проблемы и перспективы развития. Транспортная система, ее модернизация. Транспортные
«артерии» Крыма, морские порты, аэропорты.
Социальная инфраструктура, ее современная модернизация.
Практическая работа. Нанесение на контурную карту основных центров
промышленности и особенностей сельского хозяйства РК".
Обобщение.
Формы организации основных видов учебной деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы (в том числе и работа в парах).
Тематический план
№
раздела

Наименование разделов

Всего
часов

1

Введение в «Крымоведение»

2

2

Природа Крыма

6

3

Исторические страницы Крыма

6

4

Особенности культуры и быта народов
Крыма

Практические работы

2

2

1

5

Социо-культурный обзор Крыма

3

1

6

Население и города Крыма

6

1

7

Общая характеристика хозяйства

6

1

34

6

Всего

6

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
(34 часа в год, 1 час в неделю)
№
п/п

Название раздела (кол-во часов),
Тема

Сроки
выполнения
План.
Факт.

Введение (2 ч.)
1

2

Понятия "Родной край" Геральдика и
атрибутика Республики Крым. Особенности
ГП Крымского полуострова.
Административные районы и города. Мой
населенный пункт.
Природа Крыма (6 ч)

3

Рельеф. Основные формы рельефа Крымского
полуострова.

4

Реки Крыма. Озера Крыма Гидрологические
памятники.
Нанесение на контурную карту крупных
форм рельефа, водных объектов Крыма
Почвы Крыма и своей местности. Охрана почв.

5
6
7

Растительный мир Крыма. Животный мир
Крыма и своей местности.

8

Реликты и эндемики Крымского полуострова.
Красная книга.
Практическая
работа.
Подготовка
презентации (сообщения) "Редкие растения
(животные ) Крыма"
Исторические страницы Крыма ( 6 ч)

9

10

Крым в древности. Государственные
образования на территории Крыма с IV по
XVIII вв.

11

Присоединение Крыма к России ( вторая
половина XVIII в.

12

Крым в XX в.

13

Крым на рубеже веков (конец XXв.- начало
XXIв.

14

История нашего населенного пункта.

7

Примечание

Особенности культуры и быта народов Крыма (2 ч)
15
16
17

18

19
20
21

Мозаика народов Крыма. Русские. Крымские
татары Украинцы
Мозаика народов Крыма. Греки. Армяне.
Караимы
Практическая
работа.
Подготовка
презентации (сообщения) "Особенности
быта и культуры народов Крыма"
Социо-культурный обзор Крыма (3 ч.)
Крым
литературный.
искусство и архитектура.

Изобразительное

История развития театрального искусства
Крыма. Кинематограф в Крыму.
Музеи Крыма. Херсонес – объект Всемирного
культурного наследия.
Практическая работа. Составление карты
музеев Крыма.
Население и города Крыма ( 6ч)

22

Система расселения Крыма. Города Крыма.

23

Село Магазинка. История и современность.

24

Динамика численности, движение населения.

25

Поло-возрастная
структура
населения,
трудовые ресурсы Крыма. Особенности
национального и конфессионального состава
населения Крыма.
Практическая
работа.
Построение
диаграмм "Особенности населения Крыма".
Особенности
населения
Магазинского
сельского поселения.
Общая характеристика хозяйства (9ч)

26
27

28

29

30
31
32

Общая
характеристика
промышленности.
Топливно-энергетическая
база.
Машиностроение Крыма.
Химическая
промышленность.
Промышленность строительных материалов
Крыма. Экологические проблемы.
АПК Крыма.
Рекреационное
хозяйство.
Транспортная
система
Социальная инфраструктура Крыма.

8

33

34

Практическая
работа.
Нанесение
на
контурную
карту
основных
центров
промышленности и особенностей сельского
хозяйства РК".
Обобщение изученного.

9

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
элективного курса "Родной край" 9 класс
учителя Казмирчук Юлии Александровны

№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректир
ующее
мероприят
ие

10

Дата
проведе-ния
по факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».