ОПД

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью:
Аблямитова Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский
УВК, CN=Аблямитова Гульшен Решатовна,
E=magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
Расположение:
Дата: 2023.09.29 11:47:47+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНА
назаседании
ШМОсоциальногуманитарного цикла
____________ Ягьяева Н.А.

СОГЛАСОВАНА
Заместительдиректора
по УР
________Кубишина И.В.
30 августа 2023 г.

Протокол№1
от30августа2023г

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
Магазинский УВК
_________Г.Р.Аблямитова
Приказ от 30августа
2023г.№336

РАБОЧАЯПРОГРАММА
элективного курса
ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
на 2023-2024 учебный год
11 класс

РЕКОМЕНДОВАНА
Педагогическим советом
(протокол от 30 августа 2023 № 02)

Составлена учителем обществознания
Казмирчук Ю.А.

Магазинка-2023

Пояснительная записка
Рабочая
программа
элективного
курса
«Основы
предпринимательской
деятельности» для 11 классаразработана в соответствии с Федеральным законом
Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации», федеральным
государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования», с учетом
Программы воспитанияМБОУ Магазинский УВК на основе авторской программы Л.Н.
Боголюбова «Обществознание. 10-11 классы. Базовый уровень».
Учебный план МБОУ Магазинский УВК предусматривает изучение элективного
курса в объеме 34 часов(1 ч в неделю, 34 учебных недели).
Главная цель курса «Основы предпринимательской деятельности» —
сформировать у старшеклассников положительное отношение к предпринимательству,
заложить первоначальные знания и умения по предпринимательству как одной из важных
сфер человеческой деятельности; развивать потребность в инновационной деятельности
по производству товаров и услуг.
Цели изучения курса:
1)
формировать научное мировоззрение, способствующее осознанию
возможностей человека и его места в новых социально-экономических условиях;
2)
формировать у старшеклассников знания о предпринимательстве как
важнейшей сфере человеческой деятельности;
3) развивать экономическую, технологическую и правовую культуру;
4) воспитывать творческую, конкурентоспособную личность, обладающую
такими качествами, как самостоятельность, предприимчивость, деловитость,
ответственность, расчет риска при принятии решений, эффективные действия в условиях
конкуренции;
5)
развивать предпринимательскую инициативу старшеклассников, их
потенциальные возможности и способности в сфере экономики и предпринимательства, в
том числе способности к самообразованию и саморазвитию;
6) решать задачи профессиональной ориентации школьников и самоопределения
личности с учетом профессиональных предпочтений.
Задачи изучения курса:
1) усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания
процессов и явлений, происходящих в сфере предпринимательской деятельности, для
интерпретации экономических данных и информации;
2) формирование функциональной экономической грамотности, позволяющей
анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики и
предпринимательства, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения,
умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;
3) развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных
решений;
4) освоение технологии создания собственного дела, определение наиболее
выгодных сфер бизнеса, планирования предпринимательской деятельности и составления
бизнес-плана;

5) выработка навыков проведения исследований экономических явлений в сфере
предпринимательства: анализ, синтез, обобщение экономической информации,
прогнозирование развития явления и поведения людей и предпринимательских фирм,
сопровождающееся графической интерпретацией и их критическим рассмотрением;
6) формирование информационной культуры школьников, умение отбирать с
информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в
деятельности предпринимателя.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа в год – 1 час в неделю.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Личностные результаты:
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности

участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной среды; приобретение опытаэкологонаправленной
деятельности;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и
фиксация противоречия в информационных источниках;
— использование различных модельно-схематических средств для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт

и т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты :
Обучающийся научится:
– понимать суть предпринимательской деятельности;
– объяснять суть производства товаров и услуг, свободного ценообразования,
приводить примеры действия законов спроса и предложения;
– оценивать
влияниеисточников
финансирования,
наличие
барьеров
в
предпринимательской деятельности, конкуренции и монополии на экономическую жизнь,
поведение основных участников экономики;
– различать формы бизнеса;
– извлекать социальную информацию из источников различного типа о тенденциях
развития современной рыночной экономики;
– анализировать источники финансирования предпринимателя;
– анализировать
влияние
менеджмента
и
маркетингана
успешность
предпринимательской деятельности;
– различать и сравнивать пути достижения экономического роста.
- владеть знаниями (правил поведения) в определѐнных финансовых институтах;
- делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки финансовых ситуаций;
определение элементарных проблем в области финансов и нахождение путей их решения;
- способствовать развитию кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Обучающийся получит возможность научиться:
– раскрывать возможности финансирования малых и крупных фирм;
– обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;
– различать источники финансирования малых и крупных предприятий;
– определять практическое назначение основных функций менеджмента;
– определять место маркетинга в деятельности организации;
– применять полученные знания для выполнения социальных ролей;
– оценивать свои предпринимательские возможности;
– извлекать информацию из различных источников для анализа тенденций
общемирового экономического развития, экономического развития России.
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;
-анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников;
- владеть умением выступать в различных ролях.

Содержание программы элективного курса
Становление предпринимательства( 6ч.)
Понятие
и
сущность
предпринимательства.
Функции
и
условия
предпринимательской деятельности. Физические и юридические лица как субъекты
предпринимательства.
История
предпринимательства
в
России.
Виды
предпринимательской
деятельности.
Организационно-правовые
формы
предпринимательства. Понятие об индивидуальной предпринимательской деятельности.
Малое предпринимательство. Государственная поддержка предпринимательства.
Налогообложение малых предприятий.
Производство товаров и услуг как основа предпринимательства(6ч.)
Понятие о предпринимательской идее. Банк предпринимательских идей.
Технология принятия решений. Понятие о бизнес-плане. Функции и структура бизнесплана. Проект создания собственного дела. Стратегия и тактика поведения на рынке.
Понятие об инновациях и инновационной деятельности. Внутренние и внешние причины
нововведений. Технология выбора прибыльной идеи. Понятие об информационных
технологиях е предпринимательстве, основные функции информационных технологий в
предпринимательской деятельности. Основные программы, используемые в бизнесе.
Интернет-технологии в деятельности предпринимателя.
Барьеры в предпринимательской деятельности(7ч.)
Понятие о рисках в предпринимательской деятельности. Виды рисков. Методы
управления рисками и составляющие процесса управления. Способы снижения риска в
предпринимательской
деятельности.
Государственное
регулирование
предпринимательской деятельности. Формы государственного регулирования экономики.
Позитивные и негативные условия вмешательства государства в экономику. Понятие о
конкуренции. Формы рыночной конкуренции. Ценовые и неценовые методы
конкуренции. Типы конкурентного поведения на рынке. Понятие об антимонопольном
регулировании, методы борьбы с конкуренцией и обеспечения конкурентоспособности
продукции. Понятие об издержках производства и реализации продукции. Себестоимость
продукции. Виды, структура себестоимости- Калькуляция, статьи расходов для
калькуляции продукции. Понятие о цене товара, классификация цен. Основные факторы и
стратегии ценообразования. Методика образования цены. Налоги: понятие, цели и принципы налогообложения. Классификация налогов РФ. Исчисление налогов на прибыль,
НДС. Налог на доход физических лиц.
Прибыль как цель предпринимательства (5 ч.)
Прибыль как один из основных показателей успешности предприятия. Функции
прибыли, главные показатели прибыли на предприятии. Основные методы планирования
прибыли. Распределение и использование прибыли предприятия. Понятие о финансовом
менеджменте. Внутренние источники финансирования предприятия: прибыль, уставный и
добавочный капитал, фонды специального назначения и целевого финансирования.
Внешние источники финансирования предприятия: кредит, факторинг, эмиссия ценных
бумаг. Использование финансовых ресурсов организации. Показатели эффективности ис-

пользования трудовых ресурсов: производительность труда, норма времени, норма
выработки. Показатели эффективности использования материальных ресурсов:
материалоемкость,
материалоотдача,
коэффициент
использования
материалов.
Рентабельность предприятия. Показатели финансового состояния предприятия:
платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость предприятия. Анализ
готовой продукции: качество продукции, технологичность, технический эффект.
Отчетность предприятия: налоговая, управленческая, финансовая, внутренняя. Формы и
виды финансовой отчетности. Бухгалтерский отчет. Виды бухгалтерской отчетности на
предприятии. Структура бухгалтерского баланса. Активы и пассивы предприятия.
Понятие о счете, отражение на счетах бухгалтерских операций.
Составляющие успешности предпринимательской деятельности (5 ч.)
Понятие о менеджменте. Основные элементы управления: объекты и субъекты
управления, структура управления персоналом. Функции и методы управления
персоналом. Понятие о маркетинге. Основные функции и направления маркетинговых
исследований. Концепции маркетинга. Планирование ассортимента и организация сбыта.
Послепродажный и послегарантийный сервис. Маркетинговое планирование. Личность
предпринимателя. Характеристика деловых качеств предпринимателя. Понятие о рекламе.
Функции и составляющие рекламы. Рекламодатели и рекламные агентства. Виды и
средства рекламы. Общие требования к рекламе.
Мотивация предпринимательской деятельности (6ч.)
Понятие о предпринимательском праве, правовая грамотность предпринимателя.
Нормы и источники права. Ответственность предпринимателей: уголовная,
административная, налоговая, гражданско-правовая, материальная, дисциплинарная.
Обучение предпринимательству в зарубежных странах. Бизнес-школы в США, Англии,
Франции. Самоменеджмент предпринимателя, основные цели самоменеджмента.
Основные
этапы
процесса
самоменеджмента.
Мотивация
в
деятельности
предпринимателя. Внутренние и внешние мотивы деятельности. Моральное и
материальное стимулирование.

Тематическое планирование
Название раздела

Количество

Практич.

Контр.

часов

работы

работы

6

-

-

6

-

-

7

-

-

5

-

-

5

-

-

5

-

-

34 ч

-

-

Становление предпринимательской
деятельности
Производство товаров и услуг как
основа предпринимательства
Барьеры в предпринимательской
деятельности
Прибыль как цель
предпринимательства
Составляющие успешности
предпринимательской деятельности
Мотивация предпринимательской
деятельности
Итого:

Календарно – тематическое планирование
элективного курса «Основы предпринимательской деятельности»
(34 ч.)

№
Тема занятия
урока

Дата
проведения
план

Раздел 1. «Становление предпринимательской
деятельности» (6ч.)
1.

Что такое предпринимательство?

2.

История
России

3.

Выбор вида деятельности

4.

Организационно-правовые
предпринимательства

5.

Индивидуальный предприниматель

6.

Малое предпринимательство

развития

предпринимательства

в

формы

факт

Примеч.

Раздел 2. «Производство товаров и услуг как основа
предпринимательства» (6 ч.)
7.

Предпринимательская идея

8.

Что производить? Для кого производить? Как
производить?

9.

Проект создания собственного дела

10. Я
первооткрыватель!
предпринимательство)
11. Информационные
предпринимательстве

(инновационное
технологии

в

12. Обобщающее занятие по теме «Производство
товаров и услуг как основа предпринимательства»
Раздел 3. «Барьеры в предпринимательской
деятельности» (7ч.)
13. Риски в работе предпринимателя
14. Государственное
регулирование
предпринимательства: препятствие или помощь?
15. Конкуренты — враги или друзья?
16. Затраты предпринимателя
17. Цена товара. Подешевле или подороже?
18. Бремя налогов, или с государством надо делиться
19. Обобщающее занятие по теме
«Барьеры в
предпринимательской деятельности»
Раздел 4. Прибыль как цель предпринимательства(5ч.)
20. Образование прибыли предприятия
21. Источники финансирования предприятия

22. Основные показатели деятельности предприятия
23. Рост и развитие, или отчет и отчетность
24.

Основы бухгалтерского учета
Раздел 5. Составляющие успешности

предпринимательской деятельности (5ч)
25. Менеджмент, или управляй эффективно
26. Маркетинг, или советуйся с покупателями
27. Личность предпринимателя
28. Реклама
29. Обобщающий урок по темам "Прибыль как цель
предпринимательства", "Составляющие
успешности предпринимательской деятельности"
Раздел 6. Мотивация предпринимательской
деятельности (5ч)
30. Правовая грамотность предпринимателя
31. Обучение предпринимательству в зарубежных
странах
32. Самоменеджмент в деятельности предпринимателя
33. Мотивация в деятельности предпринимателя
34. Итоговый повторительно-обощающий урок

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
элективного курса "Основы предпринимательской деятельности" 11 класс
учителя Казмирчук Юлии Александровны

№
п/п

Название
раздела,
темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректиру
ющее
мероприятие

Дата
проведе
-ния по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».