Адаптированная рабочая программа литературное чтение 7 класс

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова Гульшен
Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN=
Аблямитова Гульшен Решатовна, E=magazinskij_uvk@
krpero.rk.gov.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2023.09.27 23:44:27+03'00'
Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей социальногуманитарного цикла Протокол
№1
от 30 августа 2023 г.
__________ Ягьяева Н.А.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Магазинский УВК

_________ Кубишина И.В.

____________ Аблямитова Г.Р.

30 августа 2023 г.

Приказ № 336
от 30 августа 2023 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по литературному чтению
Инклюзивное образование (Априамов Антон)

на 2023/2024 учебный год – 7 класс

Составлена учителем
русского языка и литературы
РЕКОМЕНДОВАНА
Педагогический совет
(протокол от «30» августа 2023 № 02)

Копаница Оксана Николаевна

с. Магазинка-2023г.

Пояснительная записка.
Данная рабочая программа для 7 класса (ОВЗ – 8 вида) разработана в
соответствии с нормативными документами, регламентирующими составление и
реализацию рабочих программ:
• Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N273-ФЗ "Об
образовании в Российской Федерации".
• Федеральный государственный образовательный стандарт образования для
обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом
Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014г. №1599 "Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью".
• Приказ 442 от 28.08.2020"Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным
программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования;
• Постановление Главного санитарного врача РФ от28.09.2020 номер 28"Об
утверждении
санитарных
правил
СП
2.4.3648-20"Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
• Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа
обучающихся с умственной отсталостью (проект) от 03.04.2015г
• Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных)
Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном
процессе в общеобразовательных школах.
• Локальные
акты
организации,
осуществляющей
образовательную
деятельность:
- Учебный план, годовой календарный учебный график и расписание уроков
МБОУ Магазинский УВК на 2023-2024 учебный год;
- Рабочая программа воспитания МБОУ Магазинский УВК.
Цель программы:
✓ Учебная: создание условий для развития речи учащихся через
совершенствование техники чтения, понимание, осмысление и пересказ
художественных произведений.
✓ Воспитательная: используя воспитательные возможности содержания
учебного предмета создать благоприятные условия для усвоения умственно
отсталыми обучающимися социально значимых знаний основных норм и
традиций общества, в котором они живут.
Задачи программы:
• Воспитывать позитивный интерес к изучаемому предмету и осознанную
дисциплинированность;
• Развивать высшие психические функции учащихся с учётом их
индивидуальных особенностей;
• Вырабатывать достаточно прочные навыки правильного, беглого и
выразительного чтения доступных их пониманию произведений русских и
зарубежных классиков и современных писателей;

• Учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
• Совершенствовать владение навыками коммуникации и принятыми
нормами социального взаимодействия;
• Способствовать социальной адаптации обучающихся в плане общего
развития и сформированности нравственных качеств;
• Привлечь внимание школьников к ценностному аспекту изучаемых на
уроке явлений, организовывать их работу с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициировать ее обсуждение высказывание
учащимися своего мнения по ее поводу, выработкуличного отношения;
• Использовать воспитательные возможности содержания учебного предмета
через демонстрацию обучающимся примеров ответственного гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности;
• Применять на уроке интерактивные формы работы учащихся,
стимулирующие их познавательную мотивацию и развивающие умение
взаимодействовать между собой, работать в команде;
• Развивать экологическое мышление, умение применять его в
познавательной, коммуникативной и социальной практике.
Таким образом, данная программа направлена на формирование предметных,
воспитательных и личностных результатов. В структуре планируемых результатов
ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они
обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций,
необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Общая характеристика курса «Чтение (литературное чтение)»
Преподавание ведётся по учебнику «Чтение» - учебник для 7 класса
образовательных
организаций,
реализующих
адаптированные
основные
общеобразовательные программы/ Авт.сост. А.К. Аксёнова - М., «Просвещение»,
2020, входящему в Федеральный перечень учебников, утверждённых МОиН РФ.
В структуре психики ребенка с лёгкой степенью умственной отсталости в
первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение
познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических
процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной
отсталости страдают не только высшие психические функции, но и эмоции, воля,
поведение, в некоторых случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным
является мышление, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению.
Проблема обучения чтению школьников с лёгкой степенью умственной
отсталости является одной из актуальных в современнойпедагогической и
психологической литературе. Это вызвано её большой практическойзначимостью.
Без овладения полноценным навыком чтения процесс восприятия и
переработкиинформации, а, следовательно, и весь процесс обучения детей с лёгкой
степенью умственной отсталости ограничен. Поэтому овладение навыками чтения –
одна из важнейших задач уроков чтения.Как показали исследования М. Ф.

Гнездилова, Р. И. Лалаевой, Н. К. Сорокиной, Р. С. Колеватовой навыки чтения у
детей с лёгкой степенью умственной отсталости формируется медленно и со
значительными трудностями.
Низкий уровень умственного развития, ограниченность представлений и
знаний об окружающем мире, несформированность интересов, снижение
потребности в социальных и речевых контактах, бедность активного словаря,
низкий темп чтения текстов не позволяют учащимся активно работать не только на
уроках чтения, но и на других. Чтение и развитие речи, как учебный предмет,
призван оказывать исключительно большое влияние на обучение и воспитание
детей с лёгкой степенью умственной отсталости, на их адаптацию в современном
обществе, что определяет актуальность и практическую значимость предлагаемой
программы. Уроки чтения способствуют развитию наблюдательности,
произвольного внимания, речи, обогащает словарный запас школьников, расширяет
кругозор учащихся, воспитывает нравственные качества (гуманное отношение к
окружающим, доброту, милосердие, уважение к старшим).
Уроки обучения чтению имеют коррекционную направленность. В процессе
анализа произведений ведется работа по установлению причинно-следственных
связей и закономерностей, что способствует не только усвоению содержания
прочитанного, но и развитию словесно-логическому мышлению. Большое внимание
на уроках чтенияуделяется развитию связной устной речи. Учащиеся учатся
пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным
переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту. В процессе знакомства
с произведением ведется систематическая работа, направленная на понимание
содержания произведения, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение
правильному построению предложений.
На уроках чтения в 5 – 9 классах продолжается формирование у школьников
техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания
читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в
достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого
художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и
понимании содержания. Требуется большая методическая вариативность. Ведь
рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется
большая методическая вариативность.
Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические
данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в
упрощенном варианте. Биографию писателя они часто отождествляют с биографией
героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом
воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения,
используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания
содержания художественного произведения уделяется большое внимание развитию
речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные
вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание
прочитанного, кратко пересказывать основные события, изложенные в
произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать
несложные причинно–следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения,
в том числе эмоционального плана.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и
правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.
Чтение, как вид речевой деятельности, является одним из значимых способов
коммуникации. В связи с этим, придается большое значение работе с авторским
словом, развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к
тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного
общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных
героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
Основной формой организации учебного процесса является урок.
Ведущими методами обучения, согласно данной программе, являются:
словесные методы:рассказ, используется при объяснении нового материала,
дети получают полную информацию о новых незнакомых понятиях;беседа,
используется при выяснении уровня знаний учащихся;объяснение, используется для
раскрытия причинно–следственных связей; словесные методы способствуют
развитию и коррекции активного словаря, логического мышления школьников и
позволяют передать больший объем информации в короткие сроки.
наглядные методы (демонстрация и показ наглядных пособий): данные
методы развивают зрительную память школьников, способствуют более полному
восприятию информации. Применение наглядных методов развивает активность,
интерес учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости к изучаемому
материалу.
Средствами обучения чтению и развитию речи в 7 классе являются: учебные
пособия, учебники, тесты, дидактические материалы, наглядность, технические
средства (компьютер, мультимедийная установка, диски и пр.)
Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС обучающихся с умственной
отсталостью и Законом «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29
декабря 2012г., в учебном плане МБОУ Магазинский УВК, который является
частью адаптированной основной общеобразовательной программы основного
общего образования (АООП), выделяется следующее количество учебных часов для
освоения учащимися курса учебного предмета «Чтение (литературное чтение)» в 7
классе – 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися 7 класса
следующих личностных и предметных и воспитательных результатов в
соответствии с требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью:
Личностные результаты:
- формировать мотивацию школьников к процессу изучения литературы как одного
из учебных предметов, необходимых для самопознания и развития;
- совершенствовать ценностно-смысловые представления о человеке и мире в
процессе чтения;
- развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с
литературными произведениями;
- развивать морально-этические представления, эмоционально-нравственную
отзывчивость;

- развивать умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности её решения;
- развивать умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе;
- развивать умения строить рассуждения в процессе анализа текста;
- развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий при чтении и обсуждении
художественных произведений.
Предметные результаты на конец года:
Минимальный уровень
Достаточный уровень
• читать вслух правильно,
• читать вслух правильно, выразительно,
выразительно доступные тексты
бегло (словосочетанием, в трудных случаях
целым словом;
— целым словом);
• читать про себя
• читать про себя с предварительным
проанализированные ранее тексты;
заданием легкие по содержанию тексты;
• отвечать на вопросы учителя;
• выделять тему и идею произведения с
• пересказывать близко к тексту
помощью учителя;
отдельные части произведения,
• формулировать вопросы к тексту (с
доступные учащимся по
помощью учителя);
изображенным событиям;
• делить текст на части или озаглавливать
• высказывать свое отношение к данные части под руководством учителя, в
поступкам героев в доступной
простейших случаях — самостоятельно;
учащимся форме;
• характеризовать главных действующих
• выделять в тексте незнакомые
лиц (с помощью учителя), давать оценку их
слова (с помощью учителя);
поступкам;
• учить стихотворения наизусть
• выделять незнакомые слова в тексте,
(объем текста с учетом особенностей правильно их объяснять (с помощью
учеников);
учителя);
•
участвовать
в
уроках
• соотносить читаемые произведения с
внеклассного чтения, выполняя определенным жанром (с помощью
доступные задания по прочитанному учителя);
тексту.
• выучить наизусть не менее 10
стихотворений;
• читать внеклассную литературу под
контролем учителя, участвовать в ее
обсуждении. Составлять отзывы под
руководством учителя.
Воспитательные результаты: представлены следующими умениями
семиклассников с лёгкой степенью умственной отсталости:испытывать чувство
гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на
произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно
относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в
общеполезную социальную деятельность;бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны; владение навыками коммуникации

и принятыми нормами социального взаимодействия; сформированность навыков
сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к
чувствам других людей.
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать
коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных,
трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать
его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых
задач; использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности;
адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические операции
(сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном
вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с
индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые
межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Система оценивания знаний и умений обучающихся
Критериями оценки учащихся являются полнота знаний, уровень
сознательности их усвоения, умение их применять, сформированность
речемыслительных операций и способов умственной деятельности.Следуя
рекомендациям к.п.н. И.М. Бгажноковой, целесообразно соразмерять объём
полученных знаний с выставляемой отметкой следующим образом:
Оценка
удовлетворительно
хорошо
очень хорошо

% выполнения заданий
35 – 50%
50 – 65%
свыше 65%

Формы
контроля
1.Оценивание
правильности и
осознанности
чтения отрывка
произведения,
заданного на
дом.

Критерии оценок

Оценка «5» ставится ученику, если он: читает правильно, бегло,
выразительно, с соблюдением норм литературного произношения;
Оценка «4»ставится ученику, если он; читает в основном
правильно, бегло; допускает одну – две ошибки при чтении и
соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих
интонацию, логических ударений.
Оценка «3» ставится ученику, если он: читает недостаточно бегло,
некоторые слова по слогам; допускает три-четыре ошибки при
чтении и соблюдении синтаксических пауз; три-четыре в
соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих
интонацию логических ударений
Оценка «2» ставится ученику, если он: читает по слогам,
допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении
синтаксических пауз
Оценка «1» ставится ученику, если он: затрудняется в чтении
текста по слогам; допускает при чтении большое количество
ошибок
2. Оценивание Оценка «5» ставится ученику, если он: твердо знает наизусть
стихотворения, стихотворение и читает его выразительно.
рассказанного Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает при чтении
стихотворения наизусть одну-две самостоятельно исправленные
наизусть.
ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно
Оценка «3» ставится ученику, если он: обнаруживает при чтении
наизусть нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при чтении
наизусть основной смысл, не использует помощь учителя.
3. Оценивание
Оценка «5» ставится ученику, если: вся работа выполнена
заданий,
безошибочно и нет исправлений;(100%)
выполненных по Оценка «4» ставится ученику, если: не выполнена 1/5 часть
карточке
заданий от их общего числа; (80%)
(дидактический Оценка «3» ставится ученику, если: не выполнена 1/4 часть
материал на
заданий от их общего числа;(75%)
закрепление
Оценка «2» ставится ученику, если: не выполнена 1/2 часть
понимания
заданий от их общего числа.(50%)
прочитанного).
4. Оценивание Оценка «5» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы по
содержанию прочитанного; пересказывает прочитанное полно,
пересказа
правильно,
последовательно;выделяет
главную
мысль
прочитанного
произведения или частей рассказа с незначительной помощью
произведения.
учителя; делит текст на части и озаглавливает их с помощью
учителя, называет главных действующих лиц произведения,
характеризует их поступки; отвечает на вопросы по содержанию
прочитанного.
Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в
ответах на вопросы и при пересказе содержания, но исправляет их

самостоятельно или с незначительной помощью учителя; называет
главных действующих лиц произведения, характеризует их
поступки, допускает неточности в ответах на вопросы при
пересказе содержания, исправляет их с помощью учителя.
Оценка «3» ставится ученику, если он: отвечает на вопросы и
пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
затрудняется называть главных действующих лиц произведения,
характеризовать их поступки; отвечает на вопросы и
пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажения
основного смысла произведения;
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает при пересказе
основной смысл, не использует помощь учителя.; не может
выделять основную мысль произведения, части рассказа даже с
помощью учителя; не делит текст на части; не называет главных
действующих лиц произведения, не характеризует их поступки;
отвечает на вопросы и пересказывает содержание произведения
фрагментарно, искажая основной смысл;
Оценка «1» допускает при чтении большое количество ошибок,
искажающих смысл прочитанного; не понимает смысла
произведения, искажает его основное содержание.
5. Оценивание Оценка «5» ставится ученику, если он: составил рассказ
рассказа,
самостоятельно, полно, правильно, последовательно.
составленного Оценка «4» ставится ученику, если он: допускает неточности в
по
рассказе, но исправляет их самостоятельно или с незначительной
иллюстрации
помощью учителя;
или по серии
Оценка «3» ставится ученику, если он: составляет рассказ с
сюжетных
помощью учителя;
картин.
Оценка «2» ставится ученику, если он: искажает основной смысл,
не использует помощь учителя.
6.Проверка
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка
техники чтения техники чтения. При проверке техники чтения рекомендуется
подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно
следующего объёма (на конец года): 45-60 слов.
При оценке принимается во внимание успешность овладения
учащимися техникой чтения (правильность, беглость и
выразительность) и содержание читаемого (выделение главной
мысли, ответы на вопросы пересказ) в соответствии с
программными требованиями по каждому году обучения. В начале
очередного учебного года техника чтения проверяется по текстам,
объем которых соответствует объему текстов предыдущего года.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий,

Устное народное творчество

Кол-во
часов

Раздел

воспитательных задач и основных видов учебной деятельности

13

Содержание раздела

Воспитательные задачи раздела

Основные виды учебной
деятельности

Введение. Устное народное творчество.
Фольклор родного края. Сказки.«Сивка бурка»(русская народная сказка). «Сивка бурка» - волшебная сказка. «Журавль и
цапля» - сказка о животных.«Умный мужик»
- сказка бытовая.«Сказания земли
Омской»(УНТ народов Крыма)
Былина. «Три поездочки Ильи Муромца».
Язык былины.
Русские народные песни. «Ах, кабы на цветы
не морозы…», «По улице Мостовой…»
Пословицы. Загадки.
Пословицы, поговорки и загадки крымской
земли.

- установление доверительных
отношений между учителем и
его учениками,
способствующих позитивному
восприятию учащимися
требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к
обсуждаемой на уроке
информации, активизации их
познавательной деятельности;
- выявление и коррекция
субъективного, личного
отношенияучащихся к
учебному материалу, к тому,
как они оценивают ситуации
текста с точки зрения своего
жизненного опыта;

Деятельность, основная цель
которых совершенствование
знаний (уточнение, углубление)
и выработка умения применять
знания на практике

Русская литература XIX века

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о
сыне его славном и могучем богатыре князе
Гвидоне Салтановиче и о прекрасной
царевне Лебеди», стихотворения «Зимний
вечер», «У лукоморья».
М.Ю. Лермонтов «Бородино».
И.А. Крылов «Кукушка и Петух», «Волк и
Журавль», «Слон и Моська». Н.А. Некрасов
«Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин».
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник» (в
сокращении).
А.П. Чехов «Хамелеон». В.Г. Короленко
«Дети подземелья» (в сокращении).
52

- привлечение внимания
школьников к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, организация их
работы с получаемой на уроке
социально значимой
информацией –
инициирование ее
обсуждения, высказывания
учащимися своего мнения по
ее поводу, выработки своего к
ней отношения;
- применение на уроке
интерактивных форм работы
учащихся, которые учат
школьников командной работе
и взаимодействию с другими;
- развитие экологического
мышления, умения применять
его в познавательной,
коммуникативной и
социальной практике.

Деятельность, основная цель
которых приобретение новых
знаний и овладение умением
самостоятельно приобретать
знания из различных
источников,
формирование у учащихся
умений и навыков
практического характера.

Русская литература ХХ века

71

М. Горький «Детство», «В людях» (отрывки
из повести).
М.В. Исаковский «Детство», «Ветер»,
«Весна».
К.Г. Паустовский «Последний чёрт». М.М.
Зощенко «Великие путешественники».
К.М. Симонов «Сын артиллериста»
(отрывки). В.П. Катаев «Флаг».
Н.И. Рыленков «Деревья», «Весна без
вещуньи – кукушки…», «Всё в тающей
дымке…».
Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин»,
«Картофельная собака».
Ю.Я. Яковлев «Багульник».
Р.П. Погодин «Время говорит – пора».
А.Г. Алексин «Двадцать девятое февраля»
(отрывок из повести «Звоните и
приезжайте»).
К.Я. Ваншенкин «Мальчишка», «Снежки».

- воспитание эстетического
отношения к окружающей
действительности,
явлениям, культуре,
общественной жизни;
- применение на уроке
интерактивных форм работы
учащихся, которые учат
школьников командной работе
и взаимодействию с другими;
- воспитание творческой
активности при выполнении
практических заданий;
- формирование и развитие
читательской культуры
учащихся;
- совершенствование умения
осознанно использовать
речевые средства в
соответствии с задачей
коммуникации для выражения
своих чувств, мыслей и
потребностей для
планирования и регуляции
своей деятельности.

Деятельность, основная цель
которых совершенствование у
учащихся умений и навыков
практического характера.
Деятельность, основная цель
которых развитие творческих
способностей у учащихся
Виды учебной деятельности,
используемые при контроле и
оценке знаний

Основные виды учебной деятельности:
Виды учебной деятельности
Виды работ
1. Работы, основная цель которых
приобретение новых знаний и
овладение умением самостоятельно
приобретать знания из различных
источников.

1. Работа с учебником.
2. Работа с дополнительной литературой.
3. Наблюдение.
4. Работа с раздаточным материалом.
5. Вывод правил

2. Работы, основная цель которых
совершенствование знаний
(уточнение, углубление) и выработка
умения применять знания на
практике.
3. Работы, основная цель которых
формирование у учащихся умений и
навыков практического характера.

1. Работа по алгоритму, инструкции.
2. Придумывание примеров на новые правила.
3. Выполнение заданий по классификации.

4. Работы, основная цель которых
развитие творческих способностей у
учащихся.

1. Подготовка докладов и рефератов.
2. Построение гипотезы.
3. Выполнение работ с элементами
исследований.
4. Написание сочинений, изложений.
5. Решение задач-вопросов: «Что произойдет,
если...?»
1. Работа с заданиями с выбором ответа.
2. Работа с тренажерами.
3. Проверка техники чтения
4 Работа с тестовыми заданиями
5. Интерактивные таблицы
6. Объяснение наблюдаемых явлений.
7. Анализ проблемных ситуаций.

5.Виды учебной деятельности,
используемые при контроле и
оценке знаний

1. Выполнение практических упражнений.
2. Составление схем их анализ.
3. Выявление ошибок.

Методическая литература
1. Аксёнова А.К. Методика преподавания русского языка для детей с
нарушениями интеллекта / А. К. Аксёнова, С. Ю. Ильина, М.: Просвещение,
2011
2. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей в коррекционной школе / Под
ред. В.В. Воронковой. - М.: Издательский центр «Академия», 1994.
3. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании
умственных действий / П. Я. Гальперин: - М.: 2006.
4. Глаголева, Е.А. Преодоление трудностей при обучении младших школьников
чтению иписьму // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. –
2003. - №4.
5. Егоров, Т.Г. Психология овладения навыком чтения / Т.Г. Егоров. – М.:
Просвещение, 1963.
6. Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных)
образовательныхучреждений [Текст] / А.Г. Зикеев. – М.: Издательский центр
«Академия», 2000.
7. Иванов, Е.С. Что такое умственная отсталость / Е.С. Иванов, Д.Н. Исаев. –
СПб., 2000.
8. Иншакова, О.Б. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция / О.Б.
Иншакова. – М.: Педагогика, 2000.
9. Каше, Г.А. Предупреждение нарушений чтения и письма у детей с
недостаткамипроизношения // Недостатки речи у учащихся начальных классов
массовой школы / Подред. Р.Е.Левиной. – М.: Правда, 1965.
10.Максимук Н.Н. Игры по обучению грамоте и чтению. - М.: ВАКО, 2004.
11. Шишкова М.И Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы:
учеб.пособие для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / М. И. Шишкова. — М.: Просвещение, 2020.

Календарно-тематическое планирование
План,
сроки
прове
уро
дения
ка
№

1.
2.
3.

4.

5.

6.

7.
8.

Факт,
сроки
проведения

Тема урока
Введение. Устное народное творчество.
Фольклор родного края.
Сказки. «Сивка - бурка»
(русская народная сказка)

Виды учебной
деятельности обучающихся на уроке

Работа над пониманием фольклорного текста,
изучение жанров народного творчества, понимание
происхождения устного народного творчества.
Работа над устными высказываниями учащихся,
работа в парах. Работа над выразительным чтением.
Работа над выяснением морали сказки, признаков
волшебной сказки, поэтики сказки, сказочных формул.
« Сивка - бурка» - волшебная сказка.
Рассказывание сказки с использованием сказочных слов
и выражений. Просмотр мультфильма по сказке
Чтение предложений с прямой и косвенной речью.
«Журавль и цапля» - сказка о животных.
Работа над образами персонажей сказки. Работа с
иллюстративным материалам.
Просмотр мультфильма к сказке
Сопоставление пословиц и поговорок с текстом сказки.
«Умный мужик» - сказка бытовая.
Работа над описанием героев сказки, их характерами и
поступками.
Рассмотрение графических иллюстраций книг перед
Вн/чт «Легенды Крыма»
чтением. Работа над устными высказываниями
(УНТ народов Крыма)
учащихся, работа в парах
Прослушивание, анализ и чтение былины
Былина. «Три поездочки Ильи Муромца».
Обучение умению прогнозировать содержание текста
Язык былины. Чем былина похожа на сказку и развитие смысловой догадки. Работа над сложными
(на примере былины «Три поездочки Ильи
для понимания словами и выражениями. Создание
Муромца»)
иллюстраций к тексту

9.
Русские народные песни.
«Ах, кабы на цветы не морозы…», «По
улице Мостовой…»
10
Пословицы. Загадки.
11.
Вн. чт. Пословицы, поговорки и загадки.
12
13

Сочинение по теме «Что за прелесть эти
сказки!»
Сочинение по теме «Что за прелесть эти
сказки!»

14.
Пушкин Александр Сергеевич. Биография
поэта.
15

Пушкин А.С.«Сказка о царе Салтане, о сыне
его славном и могучем князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди».

16.

Чудеса на острове Буяне

17.

Признаки волшебной сказки в «Сказке о
царе Салтане» А.С. Пушкина

Развитие выразительности речи учащихся. Анализ
народных песен с опорой на вопросы учителя, музыку,
произведения искусства.
Работа над особенностями текста фольклорной
песни
Прослушивание, анализ и чтение пословиц и загадок.
Работа над логическим ударением. Работа над
смысловым значением пословиц. Подбор пословиц по
разной тематике.
Работа с раздаточным материалом Работа над
смысловым содержанием текста. Проведение
конкурсов и викторин. Работа в парах и группах
Составление рассказа по плану и опорным словам
Запись рассказа
Формирование понимания связи литературных
произведений с эпохой их написания. Ответы на
вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях А. С. Пушкина
Работа с учебником Работа над техникой чтения:
правильность, осознанность, выразительность.
Анализ сказки по вопросам учителя.
Работа над правильной расстановкой пауз
Выборочное чтение. Чтение по ролям. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями.
Развитие умения участвовать в диалоге, высказывать
своё мнение. Работа над выяснением морали сказки,
признаков волшебной сказки, поэтики сказки.

18

19

20.

21

22
23

Развитие навыка характеристики и анализа текста.
Работа с иллюстративным материалом. Работа над
Характеристика героев сказки А.С. Пушкина
характеристиками персонажей, внешним видом,
поступками.
Просмотр мультфильма по сказке. Коллективное
Обобщающий урок по сказке А.С. Пушкина
обсуждение, высказывание собственного мнения.
Заучивание наизусть отрывка из сказки
Анализ стихотворения по вопросам учителя с опорой
на исторические факты. Определение в произведении
Пушкин А.С.«Зимний вечер»
изобразительно-выразительных средств языка.
Составление образа няни. Работа с трудными для
понимания словами и выражениями.
Работа над выразительным чтением Анализ
Пушкин А.С.«У Лукоморья»
стихотворения по вопросам учителя с опорой на
(отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
исторические факты, произведения искусства, музыку.
Сочинение по теме «Сказка –ложь, да в ней
Составление рассказа по плану и опорным словам
- урок»
Сочинение по теме «Сказка –ложь, да в ней
Запись рассказа
- урок»

24.
Вн. чт.
природе.

Стихи крымских поэтов о родной

25
Лермонтов Михаил Юрьевич. Биография
поэта.
26

Лермонтов М.Ю.«Бородино»

Работа над смысловым содержанием текста.
Проведение конкурсов и викторин. Работа в парах и
группах. Коллективное обсуждение, высказывание
собственного мнения.
Формирование понимания связи литературных
произведений с эпохой их написания. Знакомство с
биографией и основными этапами творчества поэта.
Ответы на вопросы.
Работа над выразительным чтением. Анализ
стихотворения по вопросам учителя с опорой на

27
Лермонтов М.Ю.«Бородино»

28

Проверка сформированности навыков
осмысленного чтения

29
Крылов Иван Андреевич. Биография
баснописца
30
31

И.А. Крылов «Кукушка и Петух»
И.А.Крылов«Волк и Журавль».

32

И.А. Крылов «Слон и Моська»

33

Некрасов Николай Алексеевич. Биография
поэта.

исторические факты, произведения искусства.
Составление образа солдата. Работа с трудными для
понимания словами и выражениями. Определение
главной мысли (идеи) стихотворения. Коллективное
обсуждение, высказывание собственного мнения.
Заучивание наизусть отрывка из стихотворения
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
Развитие понимания связи литературных
произведений с эпохой их написания. Ответы на
вопросы учителя по тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях И.А. Крылова.
Повторение особенностей басни как жанра
литературы. Работа над выборочным чтением.
Работа над выразительным чтением. Чтение по
ролям. Работа с иллюстративным материалом.
Составление диалога
Обсуждение возможных вариантов продолжения
истории
Анализ произведений по вопросам учителя. Работа над
сложными для понимания словами и выражениями.
Характеристика персонажей. Соотношение
поступков и черт характера героев басен с
поступками и чертами характера людей. Нахождение
общего и различий между сказкой и басней.
Использование элементов драматизации. Определение
морали басен. Заучивание басни наизусть
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества поэта
Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о

34
Н.А. Некрасов «Несжатая полоса».

35
Н.А. Некрасов «Генерал Топтыгин»

36
Вн. чт.

37

«О чём рассказывают басни»

Проверка сформированности навыков
осмысленного чтения

38
Лев Николаевич Толстой. Биография
писателя.
39
40
41

Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»
Глава 1. Неудачное решение
Глава 2. В плену. Поведение Жилина и
Костылина.
Глава 3Жилин не смирился с жизнью в

знакомых учащимся произведениях Н. А. Некрасова.
Выборочное чтение.
Соотнесение предложений и рисунков. Работа над
техникой чтения. Работа над выразительным
чтением по ролям. Анализ стихотворения по вопросам
учителя. Работа над средствами выразительности в
стихотворении. Словесное рисование. Работа над
трудными для понимания и незнакомыми словами и
выражениями
Прогнозировать темы, сюжета, эмоционального
характера произведения, опираясь на заглавие и
иллюстрацию. Работа над трудными для понимания и
незнакомыми словами и выражениями.
Характеристика персонажей
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из
произведений. Использование элементов
драматизации. Работа с иллюстративным
материалом, рисунками учащихся. Организация
работы в парах, командах.
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
Формирование понимания связи литературных
произведений с эпохой их написания. Знакомство с
биографией и основными этапами творчества
писателя. Ответы на вопросы..
Совершенствование техники чтения. Чтение по
ролям.
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя.
Работа с иллюстративным материалом. Работа над

42
43
44
45
46
47
48

49

50

51.
52

плену
Глава 4Жилин готовится к побегу
Глава 5 Побег.
Глава 5. Настоящий товарищ
Глава 6. Дружба Жилина и Дины
Характеристика Дины.
Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»(урокобобщение). Тестирование.
Сочинение - рассуждение на тему «Над чем
заставил меня задуматься рассказ
«Кавказский пленник»?
Сочинение - рассуждение на тему «Над чем
заставил меня задуматься рассказ
«Кавказский пленник»?

трудными для понимания и незнакомыми словами и
выражениями.
Выделение главной мысли произведения.
Характеристика главных действующих лиц.
Коллективное обсуждение, высказывание собственной
точки зрения.
Деление текста на части, озаглавливание частей.
Работа над пересказом содержания прочитанного
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
Составление рассказа по плану и опорным словам
Запись рассказа

Формирование понимания связи литературных
произведений с эпохой их написания. Знакомство с
Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество.
биографией и основными этапами творчества
писателя. Ответы на вопросы..
Совершенствование техники чтения. Чтение по
А.П. Чехов «Хамелеон»
ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ
текста по вопросам учителя. Работа с
иллюстративным материалом. Работа над
трудными для понимания и незнакомыми словами и
выражениями. Выделение главной мысли
А.П. Чехов «Хамелеон»
произведения. Характеристика главных действующих
лиц. Нахождение смешного и комичного в рассказе.
Коллективное обсуждение, высказывание
собственной точки зрения

53
54

55

56
57
58
59
60
61
62
63
64
65

Тестирование по рассказу А.П. Чехова
«Хамелеон»

Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
Выборочное чтение, рассказывание отрывков из
Вн.чт.
Чтение произведений о силе
произведений. Использование элементов
человеческого характера, о смелых и
драматизации. Работа с иллюстративным
красивых поступках людей
материалом, рисунками учащихся. Организация
работы в парах, командах.
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества писателя
Владимир Галактионович Короленко.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о
Биография писателя.
знакомых учащимся произведениях Н. А. Некрасова.
Выборочное чтение.
В. Г. Короленко «Дети подземелья». Я и мой
Совершенствование техники чтения. Чтение по
отец
ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ
В. Г. Короленко «Дети подземелья»
текста по вопросам учителя.
Я приобретаю новое знакомство
Работа с иллюстративным материалом.
Работа над трудными для понимания и незнакомыми
В.Г. Короленко «Дети подземелья»
словами и выражениями.
Знакомство продолжается
Работа над характеристикой героев повести.
Рассказ-описание героев повести «Дети
Сравнение взаимоотношений Валика и Васи с
подземелья»
сёстрами.
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Осенью
Работа над пересказом содержания прочитанного.
В.Г. Короленко «Дети подземелья». Кукла
Работа над основной мыслью повести.
Характеристика главных героев повести
Высказывание своего мнения о прочитанном
«Дети подземелья»
Слушание объяснений учителя. Составление
Р/р Сочинение «Минуты радости и тревоги»
письменного рассказа по данному плану
Тестирование по повести В.Г. Короленко
Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа
«Дети подземелья»
Анализ прочитанных произведений. Выборочное
Вн.чт.
Легенды земли крмской.
чтение, рассказывание отрывков из произведений.

66
Максим Горький. Биография писателя.
67
68
69
70

А.М. Горький.«Детство»
А.М. Горький. «Детство» Часть 2. Порядки в
доме деда.
Часть 3. Характеристика главных героев.
Часть 4. Характеристика Алексея.

71
72

Тестирование по повести А.М. Горького
«Детство»
А.М. Горький.«В людях».

73
«В людях» - повесть-автобиография.
74

Тестирование по повести А.М. Горького «В
людях»»

75

Михаил Васильевич Исаковский. Краткая
биография поэта.

76

М.В. Исаковский «Детство».

Характеристика персонажей и их поступков.
Коллективное обсуждение, высказывание
собственного мнения.
Формирование понимания связи литературных
произведений с эпохой их написания. Знакомство с
биографией и основными этапами творчества
писателя. Ответы на вопросы..
Совершенствование техники чтения. Работа над
выборочным чтением. Анализ текста по вопросам
учителя. Работа с иллюстративным материалом.
Работа над трудными для понимания и незнакомыми
словами и выражениями. Чтение по ролям. Работа
над характеристикой героев повести. Работа над
пересказом содержания прочитанного. Работа над
основной мыслью повести. Высказывание своего
мнения о прочитанном
Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа с иллюстративным
материалом. Работа над характеристикой героев
повести. Озаглавливание частей текста, работа над
пересказом содержания прочитанного. Работа над
основной мыслью повести.
Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества М. В. Исаковского. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту.
Работа над выразительным чтением. Сравнительный

77
М.В. Исаковский «Ветер».
78
М.В. Исаковский «Весна».
79
80

81

82
83
84

85

Тестирование по прочитанным
произведениям М.В. Исаковского

анализ произведений М. Горького и стихотворения М.
Исаковского.
Работа над выразительным чтением. Работа над
выразительными средствами языка. Словесное
рисование. Разучивание стихотворения наизусть
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся,
произведения искусства, музыку, знания и опыт
школьников. Анализ стихотворений по вопросам
учителя. Выборочное чтение.
Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа

Анализ прочитанных произведений. Выразительное
Вн.чт. Стихи крымских поэтов о природе
чтение, рассказывание наизусть отрывков из
родного края.
произведений. Работа над выразительными
средствами языка.
Знакомство с биографией и основными этапами
Константин Георгиевич Паустовский. Жизнь и творчества К. Г. Паустовского. Выборочное чтение.
творчество.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о
знакомых учащимся произведениях К. Г. Паустовского
Совершенствование техники чтения. Чтение по
К.Г. Паустовский «Последний черт».
ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ
Способы отражения своеобразия героя в
текста по вопросам учителя. Работа с
рассказе К. Паустовского.
иллюстративным материалом. Работа над
просторечными словами и выражениями. Работа над
трудными для понимания и незнакомыми словами и
Тестирование по рассказу К.Г. Паустовского
выражениями. Работа над рассказом-описанием.
Работа над характеристикой героев. Высказывание
своего мнения о прочитанном
Михаил Михайлович Зощенко. Биография
Знакомство с биографией и основными этапами
поэта.
творчества М. М. Зощенко. Выборочное чтение.

86
87

М.М. Зощенко «Великие путешественники».
«В кругосветное путешествие тайком» 2 ч
рассказа «Великие путешественники».

88
Чему учит рассказ М.М. Зощенко «Великие
путешественники».
89

Тестирование по рассказу М.М. Зощенко
«Великие Путешественники»

90

Константин Михайлович Симонов.
Биография поэта.

91

Симонов К.М. «Сын артиллериста» часть 1.
«Два товарища»

92

Симонов К.М. «Сын артиллериста» часть 2.

93

Тестирование по произведению К.М.
Симонова «Сын артиллериста»

94

Валентин Петрович Катаев. Биография и
творчество.

Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о
знакомых учащимся произведениях М. М. Зощенко.
Составление ответов на вопросы
Совершенствование техники чтения. Чтение по
ролям. Работа над выборочным чтением. Анализ
текста по вопросам учителя. Работа с
иллюстративным материалом. Работа над
характеристикой героев. Нахождение смешного и
комичного в рассказе. Высказывание своего мнения о
прочитанном
Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества К. М. Симонова. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту
Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации,
знания школьников. Совершенствование техники
чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение.
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа с иллюстративным
материалом. Работа над характеристикой героя.
Определение главной мысли произведения.
Соотнесение пословиц с содержанием текста.
Высказывание своего мнения о прочитанном.
Разучивание наизусть отрывка стихотворения
Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества В. П. Катаева. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту.

95

В.П. Катаев «Флаг».

96
97
98

Тестирование по рассказу В.П. Катаева
«Флаг»
Сочинение - рассуждение на тему « Что я
знаю о войне?
Сочинение - рассуждение на тему « Что я
знаю о войне?

99
Николай Иванович Рыленков
100
Н.И. Рыленков «Деревья»

101

Н.И.Рыленков «Весна без вещуньикукушки…»

Беседа о подвигах солдат с опорой на иллюстрации,
знания школьников. Совершенствование техники
чтения. Чтение по ролям. Выразительное чтение.
Работа над выборочным чтением. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа с иллюстративным
материалом. Работа над характеристикой героев.
Определение главной мысли произведения. Составление
рассказа по прочитанному. Сравнение стихотворения
К. Симонова «Сын артиллериста» и рассказа В.
Катаева «Флаг». Высказывание своего мнения о
прочитанном.
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
Составление рассказа по плану и опорным словам
Запись рассказа
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества поэта. Выборочное чтение. Ответы на
вопросы учителя по тексту. Работа с
интерактивными заданиями
Выразительное чтение. Работа над выборочным
чтением. Анализ текста по вопросам учителя. Работа
над характеристикой героя. Определение главной
мысли стихотворения. Сравнение стихотворения М.
Исаковского «Детство» и стихотворения Н.
Рыленкова «Деревья». Коллективное обсуждение,
высказывание собственного мнения
Беседа с опорой на иллюстрации, рисунки учащихся,
произведения искусства, музыку, знания и опыт

102
Н.И.Рыленков
«Всё в тающей дымке…»

103

Тестирование по произведениям Н.И.
Рыленкова

104
Вн.чт

Поэты о русской природе

105

Юрий Иосифович Коваль «Капитан
Клюквин»

106

Характеристика главных героев рассказа
«Капитан Клюквин»

107

Чему учит рассказ Ю.И. Коваля «Капитан
Клюквин»

108

Тестирование по рассказу Ю.И. Коваля
«Капитан Клюквин»

109

Ю. И. Коваль «Картофельная собака» Глава
1.

110

Ю. И. Коваль «Картофельная собака» Глава

школьников. Выразительное чтение стихотворений.
Обсуждение народных примет и пословиц,
соотнесение их с прочитанными текстами. Словесное
рисование. Работа над выразительными средствами
языка.
Разучивание стихотворения наизусть
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
Коллективное обсуждение, высказывание
собственного мнения. Работа с иллюстративным
материалом, рисунками учащихся. Организация
работы в парах, командах.
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества Ю. И. Коваля. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту.
Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа
по вопросам учителя. Выборочное чтение.
Составление характеристики клеста по данному
плану. Характеристика рассказчика истории по
опорным словам. Выделение комического в рассказе.
Составление характеристики собаки Тузика. Работа с
иллюстративным материалом. Описание собаки по
плану. Составление рассказа от первого лица

2.
111

Тестирование по рассказу Ю.И. Коваля
«Картофельная собака»

Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа

112

Юрий Яковлевич Яковлев«Багульник».
Часть 1 «Молчальник»

113

Часть 2. «По следам Косты»

Знакомство с биографией и основными этапами
творчества Ю. Я. Яковлева. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Беседа о
породах собак с опорой на иллюстрации и знания
учащихся. Совершенствование техники чтения. Анализ
рассказа по вопросам учителя. Выборочное чтение.
Составление характеристики героев рассказа. Работа
с иллюстративным материалом. Составление
рассказа от первого лица. Составление рассказа по
данному плану. Выделение главной мысли рассказа.
Коллективное обсуждение
Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа

114

Часть 3. «Багульник расцвёл»

115
116
117

Тестирование по рассказу Ю.Я. Яковлева
«Багульник»
Сочинение «Мой питомец»
Радий Петрович Погодин
«Время говорит - пора» Глава 1.

118
Радий Петрович Погодин
«Время говорит - пора» Глава 2.

119
120

Тестирование по рассказу Р.П. Погодина
«Время говорит – пора»
Вн.чт. «Стихи на войне, стихи о войне»

Составление рассказа по плану т опорным словам
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества Р. П. Погодина. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту.
Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа
по вопросам учителя. Выборочное чтение.
Составление характеристики героев рассказа. Работа
с иллюстративным материалом. Выделение главной
мысли рассказа. Коллективное обсуждение
Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа
Работа над выразительным чтением. Работа над

(поэты Крыма о ВОВ)

121

Анатолий Георгиевич Алексин
«Двадцать девятое февраля» Часть 1
«Особенная девочка»

122

А. Г. Алексин «Двадцать девятое февраля»
Часть 2 «Испытание»

123

Характеристика главных героев рассказа
Алексина А.Г. «Двадцать девятое февраля»

124

Обобщение прочитанного рассказа
Алексина А.Г. «Двадцать девятое февраля»

125

Тестирование по рассказу А.Г. Алексина
«Двадцать девятое февраля»
Константин Яковлевич Ваншенкин
«Мальчишка»

126
127

К.Я. Ваншенкин «Снежки»

128
129

Тестирование по прочитанным
произведениям К.Я. Вашенкина
Повторительно - обобщающий урок по

выразительными средствами языка. Чтение наизусть
стихотворений. Обсуждение народных примет и
пословиц, соотнесение их с прочитанными текстами.
Словесное рисование.
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества А. Г. Алексина. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту.
Совершенствование техники чтения. Анализ рассказа
по вопросам учителя. Выборочное чтение. Чтение по
ролям.
Сопоставление пословицы с текстом произведения.
Работа над описанием внешнего вида Лили Тарасовой.
Характеристика героев рассказа. Работа с
иллюстративным материалом. Деление текста на
части по данному плану, пересказ по плану. Выделение
главной мысли рассказа. Коллективное обсуждение
Составление плана, рассказ по плану.
Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа
Знакомство с биографией и основными этапами
творчества К. Я. Ваншенкина. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по тексту. Работа над
выразительным чтением. Анализ стихотворения по
вопросам учителя. Составление характеристики
героев стихотворения. Работа с иллюстративным
материалом. Выделение главной мысли
стихотворения. Коллективное обсуждение
Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа
Выборочное чтение. Рассказывание отрывков из

изученным произведениям раздела «Русская
литература XX века»

130

Тестирование по прочитанным
произведениям раздела «Русская литература
XX века»

131
Повторительно-обобщающий урок по
изученным произведениям за год.
132

Тестирование по изученному за год

133

Урок – конкурс «Книга – источник знаний».

134

Проверка сформированности навыков
осмысленного чтения
Сочинение - рассуждение на тему
« Мой дом – моя Родина!»
Сочинение - рассуждение на тему
« Мой дом – моя Родина!»

135
136

произведений. Работа в парах и группах. Работа с
иллюстративным материалом. Составление
характеристик персонажей. Выражение впечатления
от прочитанного
Самостоятельная работа. Выбор правильного ответа
Работа с таблицей. Составление характеристик
персонажей. Выражение впечатления от
прочитанного, высказывание своего мнения,
коллективное обсуждение
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
Проведение конкурсов и викторин. Работа в парах и
группах
Самостоятельная работа
Выбор правильного ответа
Составление рассказа по плану и опорным словам
Запись рассказа

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ к рабочей программе
учителя Копаницы Оксаны Николаевны
по литературному чтению (адаптированная 8 вида) 7 класс Априамов Антон
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения
урока по
плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
урока по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».