Аблямитова Гульшен Решатовна Подписан цифровой подписью: Аблямитова Гульшен Решатовна DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN=Аблямитова Гульшен Решатовна, E= magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2023.09.27 17:26:49+03'00' Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Магазинский учебно - воспитательный комплекс» Муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДАЮ на заседании ШМО Заместитель директора Директор _______ Карачук Э.А. _______Кубишина И.В. МБОУ Магазинский УВК « 30 »августа 2023 г. _______Г.Р.Аблямитова Протокол №1 от «30 » августа 2023г Приказ от «30»августа 2023 г. №336 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Растения и грибы в жизни человека» на 2023-2024 учебный год – 7 класс основное общее образование, базовый уровень РЕКОМЕНДОВАНА Педагогический совет (протокол от «30» августа 2023 № 02) Составлена учителем биологии Долгополовой Еленой Ивановной с. Магазинка-2023 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 7 КЛАСС .Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.Н. Семенцовой //Программы элективных курсов. Биология 6-9 класс. Предпрофильное обучение. М.: Дрофа, 2014. Сборник 1 / авт.- сост. В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова. Изменений в программу не вносилось. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе: • требований Федерального государственного стандарта основного общего образования; • федеральной программы основного общего образования по биологии; • авторской программы по биологии В.Н. Семенцовой; • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. • Учебного плана МБОУ «Магазинский УВК; • Положением о рабочей программе Целью курса «Растения и грибы в жизни человека» является расширение программы изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Он призван систематизировать биологические знания, полученный на учебных занятиях, углубив их до понимания биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также показать их прикладное значение. Изучение курса позволяет раскрыть систему биологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры учащихся формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира. Задачи учебного курса: • Расширение, структурирование и конкретизация знаний о роли растений и грибов в жизни человека; • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе; • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Принципы реализации программы: • Научность; • Доступность; • Целесообразность; • Наглядность. Описание места курса в учебном плане 2 Программа рассчитана на 34 час в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут. Курс изучения программы рассчитан на учащихся 7 класса. Планируемые результаты изучения учебного курса. Предполагаемые результаты и способы их проверки: 1.В направлении личностного развития: • знание основных принципов и правил отношения к живой природе; • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы, • овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы. • сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе. 2. В метапредметном направлении: • формирование приемов работы с разными источниками информации: научнопопулярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую форму; • освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования; • овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации; • овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку личных учебных достижений; • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; • развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию. 3. В предметном направлении: • В познавательной (интеллектуальной) сфере: расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы, формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и исчезающих растениях родного края; приведениедоказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; объяснениероли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; 3 сравнениебиологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; выявлениеприспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия различных видов в экосистеме; овладениеметодами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов. • В ценностно-ориентационной сфере: формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем элементе культурного опыта человечества; знаниеосновных правил здорового и безопасного поведения в природе; анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий деятельности человека в природе. • В сфере трудовой деятельности: знаниеи соблюдение правил работы в кабинете биологии; соблюдениеправил работы с биологическими приборами и инструментами; формированиенавыков ухода за комнатными растениями. • В сфере физической деятельности: освоениеприемов рациональной организации труда и отдыха. • В эстетической сфере: овладениеумением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы. В результате освоения программы курса «Растения и грибы в жизни человека» обучающиеся научатся: • составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование; • работать с различными источниками информации; • составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы; • выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя; • оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью текста, но и используя схемы, графики, таблицы; • получать биологическую информацию из разных источников; • определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные признаки объекта; • анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с их изображением на рисунках и определять их; • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее содержание, работать с полученной информацией; • оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира. • определять понятия «биология», «экология», отличать живые организмы от неживых; • характеризовать среды обитания организмов;; проводить фенологические наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении наблюдений; Обучающиеся получат возможность научиться: • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе; • выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы; • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе; 4 • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы); • находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую; • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Содержание курса 1. Вводное занятие «Осенние явления в природе» (2 ч) Знакомство с планом работы элективного курса. Фенология — наука о сезонных изменениях в природе. Осенние явления в природе: изменение длины светового дня; осенние изменения температурного режима; изменение окраски листьев, листопад; созревание и распространение семян; отлет птиц; изменение активности насекомых и других животных. 2. Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды (2 ч) Многообразие растений: культурные и дикорастущие растения. Жизненные формы растений: деревья, кустарники и кустарнички, травы. Ботаника — наука о растениях. Карл Линней — создатель классификации растений на основании строения цветка (количества тычинок и способов их прикрепления) и других особенностей растений. Система двойных видов названий 3. Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария (2 ч) Однолетние и многолетние дикорастущие растения. Правила сбора растений для создания гербария. Правило заполнения этикеток для гербарных листов. Заготовка природных материалов для композиций. Определение собранных растений. Подготовка гербария. 4. Пищевые растения; съедобные грибы (2 ч) Основные пищевые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис. Многоообразие сортов, особенности их районирования и выращивания, пищевая ценность злаков. Традиции использования этих растений в разных национальных культурах. Изображения пищевых растений в гербах стран и городов. Картофель — «второй хлеб». Особенности строения и выращивания картофеля, его пищевая ценность и история возделывания в Европе. Съедобные грибы. 5. Лекарственные растения (2 ч) Лекарственные растения — источник здоровья. Что такое фитотерапия? История народной фитотерапии. Содержание различных химических соединений в растениях, их комплексное воздействие на организм. Правила сбора, хранения и использования лекарственных растений. 6. Ядовитые растения и грибы (2ч) Описания ядовитых растений и грибов и их воздействий на организм человека. Причины отравлений. Алкалоиды, содержащиеся в растениях, и их значение. Лечебный эффект от использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых растений и грибов по их изображениям и муляжам. Начальные признаки отравлений, меры доврачебной помощи пострадавшему. 7. Технические растения (2 ч) Технические растения, используемые в текстильной промышленности: хлопчатник, лен. Хлопчатник: история возделывания, особенности выращивания, селекция, 5 использование человеком. Лен-долгунец и лен-кудряш: история возделывания, особенности выращивания, одежда и ткани из льна, лен в русской национальной традиции и народном творчестве. Кунжут и конопля — их техническое использование: изготовление веревок, канатов, мешковины. Сахарная свекла и другие технические растения. 8. Масличные растения (2 ч) Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. Особенности растительного масла (оливкового и подсолнечного). История возделывания оливы. Символика, связанная с оливковым деревом. Подсолнечник: история возделывания в мире и в России, особенности выращивания, селекция. Другие масличные культуры: рапс, горчица, соя, кукуруза. 9. Кормовые растения (2 ч) Пища для домашних животных. Степные и луговые растения. Сенокос. Сено корм для копытных животных. Кукуруза, сахарная и кормовая свекла, турнепс, люпин, соя и другие бобовые. Силосование. Борщевик гибридный — зарастание им полей и огородов. Здоровье домашних животных — залог здоровья человека. Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании. Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. 10. Декоративные растения (2ч) Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании .Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании 11. Растения в прикладном искусстве (2 ч) Роспись тканей и посуды: растительные мотивы и краски, получаемые из растений. Растения в интерьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением растений. 12. Растения в легендах и мифах (2 ч) Нарцисс — первый цветок весны, символ самовлюбленного человека. Анютины глазки — цветок Юпитера и дня всех влюбленных. Лилия — символ невинности, чистоты. Гвоздика — цветок крови, цветок революции. «Язык цветов» 13. Правила и традиции составления и преподнесения букетов. Весенние явления в природе (2 ч) Изменение длины светового дня, температурного режима, таяния льда (снега, сосулек), просыхание почвы. Признаки весеннего пробуждения природы: набухание почек, появление первоцветов, прилет птиц и их поведение, появление первых насекомых и т. п. Правила поведения в природе весной. Весенняя природа в народном творчестве, художественной литературе и искусстве. 14. Растения на пришкольном и дачном участке (5 ч) Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории. Подбор растений в соответствии с потребностями семьи. Определение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания растений на дачном участке. Учет биоритмов растений, «цветочные часы», взаимоуживаемость растений. 15. Сады и парки городов (2 ч) Знаменитые сады и парки мира. Летний и Михайловский сады в Санкт-Петербурге. Парки Петродворца, Пушкина, Павловска (или других — по выбору учащихся и учителя). 6 Тематический план №п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Темы курса Вводное занятие «Осенние явления в природе» Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария Пищевые растения; съедобные грибы Лекарственные растения (2 ч) Ядовитые растения и грибы Технические растения Масличные растения Кормовые растения Декоративные растения Растения в прикладном искусстве Растения в легендах и мифах Правила и традиции составления и преподнесения букетов. Весенние явления в природе Растения на пришкольном участке и огороде Сады и парки мира Итоговое занятие Всего Кол-во час 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 5 2 1 34 7 №п/п Календарно-тематическое планирование 7 класс 34 час (1 час в неделю) Наименование раздела и тем КолПлановые Примечание во сроки час Плани Фактич руема еская я дата дата Вводное занятие «Осенние явления в природе» 1 2 Фенология — наука о сезонных изменениях в природе Осенние явления в природе Экскурсия в лесопарковую зону. Многообразие растений Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды . 2часа 05/09 1 1 12/09 2часа Многообразие культурных и дикорастущих растений Экскурсия . Карл Линней — создатель классификации растений Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария Однолетние и многолетние дикорастущие растения Правила сбора растений для создания гербария Практикум -Заготовка природного материала. Определение растений. Подготовка гербария. Пищевые растения; съедобные грибы Основные пищевые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис. Экскурсия в музей. 1 19/09 1 26/09 1 17/10 8 Праздник « Хлеб всему голова!» Лекарственные растения 1 2час 24/10 9 Урок-практикум. Лекарственные растения — источник здоровья. История народной фототерапии. 3 4 5 6 7 10 Чаепитие « У бабушки Травинки». Ядовитые растения и грибы. 2час 1 03/10 1 10/10 2час 07/11 1 1 2 часа 14/11 8 Описание ядовитых растений и грибов и их воздействие на человека. Круглый стол « Распознание ядовитых растений и грибов по их изображениям и муляжам.» Технические растения 1 Технические растения, используемые в текстильной промышленности. Сахарная свекла и другие технические растения. Масличные растения Урок- практикум. Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. Урок-практикум .Символика, связанная с оливковым деревом. Подсолнечник: история возделывания в мире и в России (конкурс фото и рисунков масленичных культур). Кормовые растения. Урок-практикум. Пища для домашних животных. ( сообщения, доклады, презентации.) Урок-практикум. Степные и луговые растения.( практическая работа с гербарием). Декоративные растения. Праздник «О чем пела королева луговых колокольчиков... Урок-практикум. Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений. Растения в прикладном искусстве ) 1 05/12 1 12/12 2час 1 19/12 1 26/12 21 Урок-практикум. Растения в интерьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением растений. 1 22 Ярмарка декоративно- прикладно го искусства. Растения в легендах и мифах Нарцисс — первый цветок весны, символ самовлюбленного человека. Анютины глазки — цветок Юпитера и дня всех влюбленных Лилия — символ невинности, чистоты. Гвоздика — цветок крови, цветок революции. «Язык цветов». 1 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 23 24 21/11 28/11 1 2час 2час 1 1 2час 1 1 2час 2час 1 1 9 Правила и традиции составления и преподнесения букетов. 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Весенние явления в природе Признаки весеннего пробуждения природы: набухание почек, появление первоцветов, прилет птиц. Экскурсия в лесопарковую зону Весенняя природа в народном творчестве, художественной литературе и искусстве. Выставка рисунков о весне. Растения на пришкольном и дачном участке . 2час 1 Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории Урок – практикум. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории Урок – практикум. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории Урок – практикум. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории Определение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания растений на дачном участке Урок-практикум. Наблюдение за биоритмами растений « цветочные часы», взаимоуживаемость растений. Сады и парки городов Презентация проектов. «Знаменитые сады и парки мира». Выставка фото и рисунков на тему: «Сады и парки мира.» 1 1 6час 1 1 1 1 1 2час 1 1 10 ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя биологии Долгополовой Елены Ивановны по биологии в 7 классе № п/п Название раздела, темы Тема урока Дата проведе ния по плану Причина Корректи корректиро рующее вки мероприя тие Дата проведен ия по факту 11 Тематическое планирование (34ч., из них резерв-1ч) № занятия Тема Кол-во часов Дата Формы организации и виды деятельности обучающихся Тема 1. Вводное занятие «Осенние явления в природе» (2 часа) 1 2 Фенология — наука 1 Выявлять существенные особенности фенологического процесса. Приводить о сезонных примеры представителей типа. Распознавать сезонные изменения по рисункам, изменениях в прифотографиям. роде Осенние явления в 1 Наблюдение за объектами. Выявлять характерные особенности растений разных природе классов. Устанавливать взаимосвязь строения с условиями среды обитания. Экскурсия в Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. лесопарковую зону. Тема 2.Многообразие растений Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды.(2 часа) 3 Многообразие культурных и дикорастущих растений 1 4 Карл Линней — создатель классификации растений 1 Однолетние и многолетние дикорастущие 1 5 Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Применять знания в ситуациях повседневной жизни об эволюции крестоцветных. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием. Выявлять отличительные признаки растений. . Приводить примеры представителей типа. Распознавать представителей разных сред по рисункам, фотографиям. Работа с доп.литературой, беседа. Использовать различные источники информации для подготовки сообщения , презентации доклада о жизни и деятельности К. Линнея. Тема 3.Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария (2 часа) Беседа, познавательная игра. Выявлять характерные признаки среды обитания. Приводить примеры представителей типа. Распознавать представителей разных сред по рисункам, фотографиям. 6 растения Правила сбора растений для создания гербария 1 Описывать отличительные признаки растений . Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений. Определять растения по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Знать правила сбора растений. Тема 4. Пищевые растения; съедобные грибы (2 часа) Беседа, познавательная игра. Выявлять характерные признаки пищевых растений. Приводить примеры растений. Распознавать представителей по рисункам, фотографиям. Беседа, познавательная игра Выделять отличительные признаки пищевых растений. Называть и приводить примеры основных растений. Тема 5. Лекарственные растения (2 часа) Основные пищевые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис Праздник « Хлеб всему голова!» 1 9 Лекарственные растения — источник здоровья. История народной фитотерапии. 1 Беседа, познавательная игра. Выявлять характерные признаки лекарственных растений. Приводить примеры представителей. Распознавать представителей по рисункам, фотографиям. 10 Чаепитие « У бабушки Травинки». 1 Работа с доп.литературой. Игра «Лекарственные растения» 7 8 11 12 Описание ядовитых растений и грибов и их воздействие на человека. Круглый стол « Распознание ядовитых растений и грибов по их 1 1 1 Тема 6.Ядовитые растения и грибы (2 часа) Беседа, познавательная игра. Выявлять характерные признаки ядовитых растений и грибов. Приводить примеры представителей . Распознавать представителей по рисункам, фотографиям. Работа с доп.литературой, беседа. Применять знания в повседневной жизни. Соблюдать правила сбора грибов. 13 изображениям и муляжам.» 13 14 15 16 17 Технические растения, используемые в текстильной промышленности. Сахарная свекла и другие технические растения Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. Символика, связанная с оливковым деревом. Подсолнечник: история возделывания в мире и в России (конкурс фото и рисунков масленичных культур). Пища для домашних 1 1 1 1 1 Тема 7. Технические растения (2 часа) Выявлять характерные признаки технический растений. Приводить примеры растений. Распознавать представителей по рисункам, фотографиям. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о растениях. Работа с доп.литературой, беседа. Выделять отличительные признаки представителей технических растений. Называть и приводить примеры растений данной группы. Тема 8. Масличные растения (2часа) Выявлять характерные масленичных растений. Обосновывать роль в жизни человека и сообществах. Приводить примеры представителей . Распознавать представителей по рисункам, фотографиям. Работа с доп.литературой, беседа. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о растениях. Применять знания в повседневной жизни. Тема 9.Кормовые растения (2 часа) Выявлять характерные признаки кормовых растений и их роль в жизни животных. Приводить примеры представителей типа. Распознавать представителей по рисункам, 14 животных. фотографиям. 18 Степные и луговые растения. 1 19 Праздник «О чем пела королева луговых колокольчиков... Огромное количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений 1 20 1 Выявлять характерные особенности степных и луговых растений. Устанавливать взаимосвязь строения и образа жизни растения с условиями среды обитания. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Тема 10. Декоративные растения (2 часа) Выявлять характерные признаки декоративных растений. Наглядный. Просмотр видеофильма. Фиксировать интересные факты в виде рисунков, таблицы, делать выводы. Тема 11. Растения в прикладном искусстве (2 часа) Беседа, познавательная игра. Приводить примеры символики , где изображено растение. Распознавать представителей по рисункам, фотографиям. 21 Растения в интерьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением растений. 1 22 Ярмарка декоративно- прикладного искусства 1 Ярмарка. Работа с доп.литературой, беседа. Сбор разнообразного материала для выставки. 1 Тема 12. Растения в легендах и мифах (2 часа Познавательная игра. Называть растение обладающих уникальными свойствами. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о растениях. 23 Нарцисс — первый цветок весны, символ самовлюбленного 15 24 человека. Анютины глазки — цветок Юпитера и дня всех влюбленных Лилия — символ невинности, чистоты. Гвоздика — цветок крови, цветок революции. «Язык цветов». Правила и традиции составления и преподнесения букетов. 1 25 Признаки весеннего пробуждения природы: набухание почек, появление первоцветов, прилет птиц. 1 26 Весенняя природа в народном творчестве, художественной литературе и искусстве. 1 27 Обоснованный подбор растений для посадки на 1 Работа с доп.литературой, беседа. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о растениях. Тема 13. Весенние явления в природе (2 часа) Называть и определять признаки весеннего сезонного изменения природы. Прогнозировать последствия фенологического процесса. Выставка рисунков. Конкурс чтецов о природе. Тема 14. Растения на пришкольном и дачном участке (4 часа) Работа с доп.литературой, беседа. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о растениях. Применять знания в повседневной жизни. 16 28-30 пришкольной территории Урок – практикум. Посадка растений и весенние работы на пришкольной территории. растений на дачном участке (2 часа) 31 Определение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания растений на дачном участке 32 Наблюдение за биоритмами растений « цветочные часы», взаимоуживаемость растений. 33 34 3 Формировать знания предпосевной обработки почвы, сроках их выполнения, с правилами личной гигиены и безопасности труда; научить приемам весенней обработки почвы; воспитать интерес к изучению агробиологии, чувство коллективизма, трудолюбие; формировать правила работы с ручным сельскохозяйственным инвентарем. Тема 15. Определение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания 1 Просмотр видеофильма «Дачный участок». 1 Работа с доп.литературой, беседа. Раскрывать значение растений в экосистемах, деятельности человека. Презентация проектов. «Знаменитые сады и парки мира». 1 Выставка фото и рисунков на тему: 1 Тема 16. Сады и парки городов (2 часа) Работа с доп.литературой, беседа. Использовать различные источники информации для подготовки сообщений и презентации учебных проектов о знаменитых садах и парках мира. Самостоятельная творческая работа 17 35 «Сады и парки мира» Резерв 1час 1 Итого- 35 часов 18 Лист дополнений и изменений Дата внесения изменений Содержание Реквизиты документа Подпись лица, внёсшего запись 19 Выполнение программы 2018 - 2019 уч.г ФИО учителя: Фаргер Анна Анатольевна Курс: «Растения и грибы в жизни человека» Класс(ы): 6 Период По плану Фактически Отставание Причина Способ устранения отставания I четверть II четверть III четверть IV четверть год 2. Выполнение практической части программы за год: Лабораторные работы (указать дату) ФИО Класс Курс Фактическ учителя № По плану и проведено I четверть Практические работы (указать дату) Фактическ По № и плану проведено II четверть III четверть IV четверть 20