Рабочая программа факультатива _Растения и грибы в жизни человека_

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова
Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК,
CN=Аблямитова Гульшен Решатовна, E=
magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я являюсь автором этого
документа
Расположение:
Дата: 2023.09.27 17:26:49+03'00'
Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Магазинский учебно - воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО

Заместитель директора

Директор

_______ Карачук Э.А.

_______Кубишина И.В.

МБОУ Магазинский УВК

« 30 »августа 2023 г.

_______Г.Р.Аблямитова

Протокол №1 от «30 »
августа 2023г

Приказ от «30»августа 2023
г. №336

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу

«Растения и грибы в жизни человека»
на 2023-2024 учебный год – 7 класс
основное общее образование, базовый уровень

РЕКОМЕНДОВАНА
Педагогический совет
(протокол от «30» августа 2023 № 02)
Составлена учителем биологии
Долгополовой Еленой Ивановной

с. Магазинка-2023

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
РАСТЕНИЯ И ГРИБЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА 7 КЛАСС .Рабочая программа разработана
на основе авторской программы В.Н. Семенцовой //Программы элективных курсов.
Биология 6-9 класс. Предпрофильное обучение. М.: Дрофа, 2014. Сборник 1 / авт.- сост.
В.И. Сивоглазов, И.Б. Морзунова.
Изменений в программу не вносилось. Рабочая программа рассчитана на 34 часа (1 час в
неделю).
Рабочая программа по элективному курсу составлена на основе:
• требований Федерального государственного стандарта основного общего
образования;
• федеральной программы основного общего образования по биологии;
• авторской программы по биологии В.Н. Семенцовой;
• требований к результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования.
• Учебного плана МБОУ «Магазинский УВК;
• Положением о рабочей программе
Целью курса «Растения и грибы в жизни человека» является расширение программы
изучения биологии в общеобразовательных учреждениях. Он призван систематизировать
биологические знания, полученный на учебных занятиях, углубив их до понимания
биологических закономерностей, современных теорий, концепций и учений, а также
показать их прикладное значение. Изучение курса позволяет раскрыть систему
биологических знаний на более высоком теоретическом уровне. В курсе важное место
отводится формированию естественнонаучного мировоззрения и экологической культуры
учащихся формирование системы биологических знаний как компонента целостной
научной картины мира.
Задачи учебного курса:
• Расширение, структурирование и конкретизация знаний о роли растений и грибов в
жизни человека;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и
явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в
области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами,
справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические
эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов,
работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения
в природе;
• использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за
растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде;
для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Принципы реализации программы:
• Научность;
• Доступность;
• Целесообразность;
• Наглядность.
Описание места курса в учебном плане
2

Программа рассчитана на 34 час в год. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Курс изучения программы рассчитан на учащихся 7 класса.

Планируемые результаты изучения учебного курса.
Предполагаемые результаты и способы их проверки:
1.В направлении личностного развития:
• знание основных принципов и правил отношения к живой природе;
• сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на
изучение живой природы,
• овладение интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения,
анализировать, сравнивать, делать выводы.
• сформированность эстетического отношения к живым объектам и любви к природе.
2. В метапредметном направлении:
• формирование приемов работы с разными источниками информации: научнопопулярной литературой, словарями и справочниками; находить биологическую
информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию,
преобразовывать информацию из одной формы в другую форму;
• освоение приемов исследовательской и проектной деятельности: включая умения
видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения
понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы
и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои
идеи, формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых
измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
• овладение ИКТ-компетентностями для получения дополнительной информации
при оформлении результатов исследовательской деятельности в виде презентации;
• овладение способами самоорганизации учебной деятельности, что включает в себя
умения: ставить цели, задачи и планировать личную учебную деятельность;
оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку
личных учебных достижений;
• способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и
поступках по отношению к живой природе;
• развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной
коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии, участие в
работе группы в соответствии с обозначенной ролью; умение адекватно
использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать
свою позицию.
3. В предметном направлении:
• В познавательной (интеллектуальной) сфере:
расширение и систематизация знаний о многообразии объектов живой природы,
формирование представлений о связях между живыми организмами, о редких и
исчезающих растениях родного края;
приведениедоказательств (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды;
зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты
окружающей среды;
объяснениероли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в
природе; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
3

сравнениебиологических объектов и природных процессов, умение делать выводы и
умозаключения на основе сравнения;
выявлениеприспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия
различных видов в экосистеме;
овладениеметодами биологической науки: наблюдение и описание биологических
объектов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
• В ценностно-ориентационной сфере:
формирование представлений о биологии как одной из важнейших наук, как важнейшем
элементе культурного опыта человечества;
знаниеосновных правил здорового и безопасного поведения в природе;
анализ и оценка основных правил поведения в природе, анализ и оценка последствий
деятельности человека в природе.
• В сфере трудовой деятельности:
знаниеи соблюдение правил работы в кабинете биологии;
соблюдениеправил работы с биологическими приборами и инструментами;
формированиенавыков ухода за комнатными растениями.
• В сфере физической деятельности:
освоениеприемов рациональной организации труда и отдыха.
• В эстетической сфере:
овладениеумением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
В результате освоения программы курса «Растения и грибы в жизни человека»
обучающиеся научатся:
• составлять план текста; владеть таким видом изложения текста как повествование;
• работать с различными источниками информации;
• составлять сообщения на основе добытых знаний и дополнительной литературы;
• выполнять наблюдения и опыты под руководством учителя;
• оформлять результаты и выводы исследований в тетради не только с помощью
текста, но и используя схемы, графики, таблицы;
• получать биологическую информацию из разных источников;
• определять отношения объекта с другими объектами, определять существенные
признаки объекта;
• анализировать состояние объектов, сравнивать объекты с их изображением на
рисунках и определять их;
• сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе
сравнения;
• находить информацию о растениях в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее
содержание, работать с полученной информацией;
• оценивать с эстетической точки зрения представителей живого мира.
• определять понятия «биология», «экология», отличать живые организмы от
неживых;
• характеризовать среды обитания организмов;; проводить фенологические
наблюдения; соблюдать правила техники безопасности при проведении
наблюдений;
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соблюдать правила работы в кабинете биологии, с живыми объектами в природе;
• выделять эстетические достоинства некоторых объектов живой природы;
• осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к живой природе;
4

• ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам
живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях,
экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой
природы);
• находить информацию о живых объектах в научно-популярной литературе,
биологических словарях и справочниках, интернет ресурсах, анализировать,
оценивать её и переводить из одной формы в другую;
• выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по
отношению к живой природе.
Содержание курса
1. Вводное занятие «Осенние явления в природе» (2 ч)
Знакомство с планом работы элективного курса. Фенология — наука о сезонных
изменениях в природе. Осенние явления в природе: изменение длины светового дня;
осенние изменения температурного режима; изменение окраски листьев, листопад; созревание и распространение семян; отлет птиц; изменение активности насекомых и других
животных.
2. Многообразие растений. Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его
труды (2 ч)
Многообразие растений: культурные и дикорастущие растения. Жизненные формы
растений: деревья, кустарники и кустарнички, травы. Ботаника — наука о растениях. Карл
Линней — создатель классификации растений на основании строения цветка (количества
тычинок и способов их прикрепления) и других особенностей растений. Система двойных
видов названий
3. Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки гербария (2 ч)
Однолетние и многолетние дикорастущие растения. Правила сбора растений для
создания гербария. Правило заполнения этикеток для гербарных листов. Заготовка
природных материалов для композиций. Определение собранных растений. Подготовка
гербария.
4. Пищевые растения; съедобные грибы (2 ч)
Основные пищевые растения: пшеница, рожь, кукуруза, рис. Многоообразие сортов,
особенности их районирования и выращивания, пищевая ценность злаков. Традиции
использования этих растений в разных национальных культурах. Изображения пищевых
растений в гербах стран и городов. Картофель — «второй хлеб». Особенности строения и
выращивания картофеля, его пищевая ценность и история возделывания в Европе.
Съедобные грибы.
5. Лекарственные растения (2 ч)
Лекарственные растения — источник здоровья. Что такое фитотерапия? История
народной фитотерапии. Содержание различных химических соединений в растениях, их
комплексное воздействие на организм. Правила сбора, хранения и использования
лекарственных растений.
6. Ядовитые растения и грибы (2ч)
Описания ядовитых растений и грибов и их воздействий на организм человека.
Причины отравлений. Алкалоиды, содержащиеся в растениях, и их значение. Лечебный
эффект от использования яда в малых количествах. Распознавание ядовитых растений и
грибов по их изображениям и муляжам. Начальные признаки отравлений, меры
доврачебной помощи пострадавшему.
7. Технические растения (2 ч)
Технические растения, используемые в текстильной промышленности: хлопчатник,
лен. Хлопчатник: история возделывания, особенности выращивания, селекция,
5

использование человеком. Лен-долгунец и лен-кудряш: история возделывания,
особенности выращивания, одежда и ткани из льна, лен в русской национальной традиции
и народном творчестве. Кунжут и конопля — их техническое использование: изготовление
веревок, канатов, мешковины. Сахарная свекла и другие технические растения.
8. Масличные растения (2 ч)
Отличия растительных жиров от жиров животного происхождения. Особенности
растительного масла (оливкового и подсолнечного). История возделывания оливы.
Символика, связанная с оливковым деревом. Подсолнечник: история возделывания в мире
и в России, особенности выращивания, селекция. Другие масличные культуры: рапс,
горчица, соя, кукуруза.
9. Кормовые растения (2 ч)
Пища для домашних животных. Степные и луговые растения. Сенокос. Сено корм
для копытных животных. Кукуруза, сахарная и кормовая свекла, турнепс, люпин, соя и
другие бобовые. Силосование. Борщевик гибридный — зарастание им полей и огородов.
Здоровье домашних животных — залог здоровья человека. Огромное количество видов,
культур, сортов, форм декоративных растений. Краткие сведения об их биологических
особенностях, декоративных качествах, агротехнике и использовании. Огромное
количество видов, культур, сортов, форм декоративных растений.
10. Декоративные растения (2ч)
Краткие сведения об их биологических особенностях, декоративных качествах,
агротехнике и использовании .Огромное количество видов, культур, сортов, форм
декоративных растений. Краткие сведения об их биологических особенностях,
декоративных качествах, агротехнике и использовании
11. Растения в прикладном искусстве (2 ч)
Роспись тканей и посуды: растительные мотивы и краски, получаемые из растений.
Растения в интерьере и озеленении городов. Живопись, марки, гербы с изображением
растений.
12. Растения в легендах и мифах (2 ч)
Нарцисс — первый цветок весны, символ самовлюбленного человека. Анютины
глазки — цветок Юпитера и дня всех влюбленных. Лилия — символ невинности, чистоты.
Гвоздика — цветок крови, цветок революции. «Язык цветов»
13. Правила и традиции составления и преподнесения букетов. Весенние явления в
природе (2 ч)
Изменение длины светового дня, температурного режима, таяния льда (снега,
сосулек), просыхание почвы. Признаки весеннего пробуждения природы: набухание
почек, появление первоцветов, прилет птиц и их поведение, появление первых насекомых
и т. п. Правила поведения в природе весной. Весенняя природа в народном творчестве,
художественной литературе и искусстве.
14. Растения на пришкольном и дачном участке (5 ч)
Обоснованный подбор растений для посадки на пришкольной территории. Посадка
растений и весенние работы на пришкольной территории. Подбор растений в соответствии
с потребностями семьи. Определение оптимального варианта для получения
положительных результатов выращивания растений на дачном участке. Учет биоритмов
растений, «цветочные часы», взаимоуживаемость растений.
15. Сады и парки городов (2 ч)
Знаменитые сады и парки мира. Летний и Михайловский сады в Санкт-Петербурге.
Парки Петродворца, Пушкина, Павловска (или других — по выбору учащихся и учителя).

6

Тематический план
№п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Темы курса
Вводное занятие «Осенние явления в природе»
Многообразие растений. Культурные и дикорастущие
растения. Карл Линней и его труды
Дикорастущие растения, правила их сбора и подготовки
гербария
Пищевые растения; съедобные грибы
Лекарственные растения (2 ч)
Ядовитые растения и грибы
Технические растения
Масличные растения
Кормовые растения
Декоративные растения
Растения в прикладном искусстве
Растения в легендах и мифах
Правила и традиции составления и преподнесения
букетов. Весенние явления в природе
Растения на пришкольном участке и огороде
Сады и парки мира
Итоговое занятие
Всего

Кол-во час
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
5
2
1
34

7

№п/п

Календарно-тематическое планирование
7 класс
34 час (1 час в неделю)
Наименование раздела и тем
КолПлановые
Примечание
во
сроки
час
Плани Фактич
руема
еская
я дата
дата
Вводное занятие «Осенние
явления в природе»

1
2

Фенология — наука о сезонных
изменениях в природе
Осенние явления в природе
Экскурсия в лесопарковую зону.
Многообразие растений Культурные
и дикорастущие растения. Карл
Линней и его труды .

2часа
05/09
1
1

12/09

2часа

Многообразие культурных и
дикорастущих растений
Экскурсия .
Карл Линней — создатель классификации растений
Дикорастущие растения,
правила их сбора и подготовки
гербария
Однолетние и многолетние
дикорастущие растения
Правила сбора растений для
создания гербария
Практикум -Заготовка природного
материала. Определение растений.
Подготовка гербария.
Пищевые растения; съедобные
грибы
Основные пищевые растения:
пшеница, рожь, кукуруза, рис.
Экскурсия в музей.

1

19/09

1

26/09

1

17/10

8

Праздник « Хлеб всему голова!»
Лекарственные растения

1
2час

24/10

9

Урок-практикум. Лекарственные
растения — источник здоровья.
История народной фототерапии.

3

4

5
6

7

10

Чаепитие « У бабушки Травинки».
Ядовитые растения и грибы.

2час
1

03/10

1

10/10

2час

07/11
1

1
2
часа

14/11

8

Описание ядовитых растений и
грибов и их воздействие на человека.
Круглый стол « Распознание
ядовитых растений и грибов по их
изображениям и муляжам.»
Технические растения

1

Технические растения,
используемые в текстильной
промышленности.
Сахарная
свекла
и
другие
технические растения.
Масличные растения
Урок- практикум. Отличия
растительных жиров от жиров
животного происхождения.
Урок-практикум .Символика,
связанная с оливковым деревом.
Подсолнечник: история
возделывания в мире и в России
(конкурс фото и рисунков
масленичных культур).
Кормовые растения.
Урок-практикум.
Пища для домашних животных.
( сообщения, доклады, презентации.)
Урок-практикум.
Степные и луговые растения.(
практическая работа с гербарием).
Декоративные растения.
Праздник «О чем пела королева
луговых колокольчиков...
Урок-практикум.
Огромное количество видов,
культур, сортов, форм декоративных
растений.
Растения в прикладном искусстве )

1

05/12

1

12/12

2час
1

19/12

1

26/12

21

Урок-практикум. Растения в интерьере и озеленении городов.
Живопись, марки, гербы с
изображением растений.

1

22

Ярмарка декоративно- прикладно го
искусства.
Растения в легендах и мифах
Нарцисс — первый цветок весны,
символ самовлюбленного человека.
Анютины глазки — цветок Юпитера
и дня всех влюбленных
Лилия — символ невинности,
чистоты. Гвоздика — цветок крови,
цветок революции. «Язык цветов».

1

11
12

13

14
15

16

17

18

19
20

23

24

21/11
28/11

1
2час

2час
1

1

2час
1
1

2час

2час
1

1

9

Правила и традиции составления и
преподнесения букетов.

25

26

27
28

29

30

31

32

33
34

Весенние явления в природе
Признаки весеннего пробуждения
природы: набухание почек,
появление первоцветов, прилет птиц.
Экскурсия в лесопарковую зону
Весенняя природа в народном
творчестве,
художественной
литературе и искусстве.
Выставка рисунков о весне.
Растения на пришкольном
и дачном участке .

2час
1

Обоснованный подбор растений для
посадки на пришкольной территории
Урок – практикум. Посадка растений
и весенние работы на пришкольной
территории
Урок – практикум. Посадка растений
и весенние работы на пришкольной
территории
Урок – практикум. Посадка растений
и весенние работы на пришкольной
территории
Определение оптимального варианта
для получения положительных
результатов выращивания растений
на дачном участке
Урок-практикум. Наблюдение за
биоритмами растений « цветочные
часы», взаимоуживаемость растений.
Сады и парки городов
Презентация проектов. «Знаменитые
сады и парки мира».
Выставка фото и рисунков на тему:
«Сады и парки мира.»

1

1

6час

1

1

1

1

1

2час
1
1

10

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя биологии
Долгополовой Елены Ивановны
по биологии
в 7 классе
№ п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведе
ния по
плану

Причина

Корректи
корректиро рующее
вки
мероприя
тие

Дата
проведен
ия по
факту

11

Тематическое планирование (34ч., из них резерв-1ч)
№
занятия

Тема

Кол-во часов

Дата

Формы организации и виды деятельности обучающихся

Тема 1. Вводное занятие «Осенние явления в природе»
(2 часа)
1

2

Фенология — наука
1
Выявлять существенные особенности фенологического процесса. Приводить
о
сезонных
примеры представителей типа. Распознавать сезонные изменения по рисункам,
изменениях в прифотографиям.
роде
Осенние явления в
1
Наблюдение за объектами. Выявлять характерные особенности растений разных
природе
классов. Устанавливать взаимосвязь строения с условиями среды обитания.
Экскурсия
в
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
лесопарковую зону.
Тема 2.Многообразие растений Культурные и дикорастущие растения. Карл Линней и его труды.(2 часа)

3

Многообразие
культурных и
дикорастущих
растений

1

4

Карл Линней —
создатель классификации
растений

1

Однолетние и
многолетние
дикорастущие

1

5

Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений;
охраняемых видов. Определять растения по гербарным экземплярам, рисункам,
фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Применять знания в
ситуациях повседневной жизни об эволюции крестоцветных. Фиксировать результаты
наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии,
правила обращения с лаб. оборудованием. Выявлять отличительные признаки
растений. . Приводить примеры представителей типа. Распознавать представителей
разных сред по рисункам, фотографиям.
Работа с доп.литературой, беседа. Использовать различные источники информации
для подготовки сообщения , презентации доклада о жизни и деятельности К. Линнея.
Тема 3.Дикорастущие растения,
правила их сбора и подготовки гербария (2 часа)
Беседа, познавательная игра. Выявлять характерные признаки среды обитания.
Приводить примеры представителей типа. Распознавать представителей разных сред
по рисункам, фотографиям.

6

растения
Правила сбора
растений для
создания гербария

1

Описывать отличительные признаки растений . Приводить примеры дикорастущих,
культурных и декоративных растений. Определять растения
по гербарным
экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ.
Знать правила сбора растений.
Тема 4. Пищевые растения; съедобные грибы (2 часа)
Беседа, познавательная игра. Выявлять характерные признаки пищевых растений.
Приводить примеры растений. Распознавать представителей по рисункам,
фотографиям.
Беседа, познавательная игра Выделять отличительные признаки пищевых растений.
Называть и приводить примеры основных растений.
Тема 5. Лекарственные растения (2 часа)

Основные пищевые
растения: пшеница,
рожь, кукуруза, рис
Праздник « Хлеб
всему голова!»

1

9

Лекарственные
растения —
источник здоровья.
История народной
фитотерапии.

1

Беседа, познавательная игра. Выявлять характерные признаки лекарственных
растений. Приводить примеры представителей. Распознавать представителей по
рисункам, фотографиям.

10

Чаепитие « У
бабушки
Травинки».

1

Работа с доп.литературой. Игра «Лекарственные растения»

7

8

11

12

Описание ядовитых
растений и грибов и
их воздействие на
человека.
Круглый стол «
Распознание
ядовитых растений
и грибов по их

1

1

1

Тема 6.Ядовитые растения и грибы (2 часа)
Беседа, познавательная игра. Выявлять характерные признаки ядовитых растений и
грибов. Приводить примеры представителей . Распознавать представителей по
рисункам, фотографиям.
Работа с доп.литературой, беседа. Применять знания в повседневной жизни.
Соблюдать правила сбора грибов.

13

изображениям и
муляжам.»
13

14

15

16

17

Технические
растения,
используемые в
текстильной
промышленности.
Сахарная свекла и
другие технические
растения
Отличия
растительных
жиров от жиров
животного
происхождения.
Символика,
связанная с
оливковым деревом. Подсолнечник:
история
возделывания в
мире и в России
(конкурс фото и
рисунков
масленичных
культур).
Пища для
домашних

1

1

1

1

1

Тема 7. Технические растения (2 часа)
Выявлять характерные признаки технический растений. Приводить примеры
растений. Распознавать представителей по рисункам, фотографиям. Использовать
информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о
растениях.
Работа с доп.литературой, беседа. Выделять отличительные признаки представителей
технических растений. Называть и приводить примеры растений данной группы.
Тема 8. Масличные растения (2часа)
Выявлять характерные масленичных растений. Обосновывать роль в жизни человека и
сообществах. Приводить примеры представителей . Распознавать представителей по
рисункам, фотографиям.
Работа с доп.литературой, беседа. Использовать информационные ресурсы для
подготовки и презентации учебных проектов о растениях. Применять знания в
повседневной жизни.

Тема 9.Кормовые растения (2 часа)
Выявлять характерные признаки кормовых растений и их роль в жизни животных.
Приводить примеры представителей типа. Распознавать представителей по рисункам,
14

животных.

фотографиям.

18

Степные и луговые
растения.

1

19

Праздник «О чем
пела королева
луговых
колокольчиков...
Огромное
количество видов,
культур, сортов,
форм декоративных
растений

1

20

1

Выявлять характерные особенности степных и луговых растений. Устанавливать
взаимосвязь строения и образа жизни растения с условиями среды обитания.
Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы.
Тема 10. Декоративные растения (2 часа)
Выявлять характерные признаки декоративных растений.

Наглядный. Просмотр видеофильма. Фиксировать интересные факты в виде
рисунков, таблицы, делать выводы.

Тема 11. Растения в прикладном искусстве (2 часа)
Беседа, познавательная игра. Приводить примеры символики , где изображено
растение. Распознавать представителей по рисункам, фотографиям.

21

Растения в интерьере и
озеленении
городов. Живопись,
марки, гербы с
изображением
растений.

1

22

Ярмарка декоративно- прикладного
искусства

1

Ярмарка. Работа с доп.литературой, беседа. Сбор разнообразного материала для
выставки.

1

Тема 12. Растения в легендах и мифах (2 часа
Познавательная игра. Называть растение обладающих уникальными свойствами.
Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных
проектов о растениях.

23

Нарцисс — первый
цветок весны,
символ самовлюбленного

15

24

человека. Анютины
глазки — цветок
Юпитера и дня всех
влюбленных
Лилия — символ
невинности,
чистоты. Гвоздика
— цветок крови,
цветок революции.
«Язык
цветов».
Правила и традиции составления
и
преподнесения
букетов.

1

25

Признаки весеннего
пробуждения
природы:
набухание почек,
появление
первоцветов,
прилет птиц.

1

26

Весенняя
природа
в
народном творчестве,
художественной
литературе
и
искусстве.

1

27

Обоснованный
подбор растений
для посадки на

1

Работа с доп.литературой, беседа. Использовать информационные ресурсы для
подготовки и презентации учебных проектов о растениях.

Тема 13. Весенние явления в природе (2 часа)
Называть и определять признаки весеннего сезонного изменения природы.
Прогнозировать последствия фенологического процесса.

Выставка рисунков. Конкурс чтецов о природе.

Тема 14. Растения на пришкольном и дачном участке (4 часа)
Работа с доп.литературой, беседа. Использовать информационные ресурсы для
подготовки и презентации учебных проектов о растениях. Применять знания в
повседневной жизни.
16

28-30

пришкольной
территории
Урок – практикум.
Посадка растений и
весенние работы на
пришкольной
территории.

растений на дачном участке (2 часа)
31
Определение
оптимального
варианта для
получения
положительных
результатов
выращивания
растений на дачном
участке
32
Наблюдение за
биоритмами
растений «
цветочные часы»,
взаимоуживаемость
растений.
33

34

3

Формировать знания предпосевной обработки почвы, сроках их выполнения, с
правилами личной гигиены и безопасности труда;
научить приемам весенней обработки почвы;
воспитать интерес к изучению агробиологии, чувство коллективизма, трудолюбие;
формировать правила работы с ручным сельскохозяйственным инвентарем.
Тема 15. Определение оптимального варианта для получения положительных результатов выращивания

1

Просмотр видеофильма «Дачный участок».

1

Работа с доп.литературой, беседа. Раскрывать значение растений в экосистемах,
деятельности человека.

Презентация
проектов.
«Знаменитые сады
и парки мира».

1

Выставка фото и
рисунков на тему:

1

Тема 16. Сады и парки городов (2 часа)
Работа с доп.литературой, беседа. Использовать различные источники информации
для подготовки сообщений и презентации учебных проектов о знаменитых садах и
парках мира.

Самостоятельная творческая работа
17

35

«Сады и парки
мира»
Резерв 1час

1

Итого- 35 часов

18

Лист дополнений и изменений
Дата
внесения
изменений

Содержание

Реквизиты
документа

Подпись
лица,
внёсшего запись

19

Выполнение программы 2018 - 2019 уч.г
ФИО учителя: Фаргер Анна Анатольевна
Курс: «Растения и грибы в жизни человека»
Класс(ы): 6
Период
По плану Фактически Отставание

Причина

Способ
устранения
отставания

I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
год
2. Выполнение практической части программы за год:
Лабораторные работы
(указать дату)
ФИО
Класс Курс
Фактическ
учителя
№ По плану и
проведено
I четверть

Практические работы
(указать дату)
Фактическ
По
№
и
плану
проведено

II четверть

III четверть

IV четверть

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».