01.12.2017
Я, Никулина Антонина
Викторовна, работаю в школе учителем математики. Учитель, нам мой взгляд, это
самая благороднейшая профессия, требующая от человека, посвятившего эй жизнь,
неиссякаемой жизненной энергии, большого творческого потенциала, душевной щедрости,
безграничной любви к детям и верности своему делу. Быть учителем в наше время
трудно... Но о своем выборе я не жалела никогда, потому что он сделан не
случайно! Любовь к этой профессии во мне зажгла моя мама, Заиченко С.Е.,
которая всю жизнь мечтала быть учителем, и бабушка, Заиченко К.М., бывшая
учительница ликбеза.
Учитель! Как трудно
пронести это звание через всю жизнь! Ты весь
на виду, как на "ладошке", каждое
твое движение, каждый твой шаг под
"прицелом". Как бы плохо тебе не было, ты обязан быть
собранным, подтянутым, улыбчивым.
Позади уже 32 года работы
в школе, удивительной по насыщенности, интенсивности, по обилию радостных
эмоций, сомнений, тревог и волнений. За это время мной найдено
много приемов, методов обучения, но каждый день нахожусь в поисках
сверхзадач урока, стремление к достижению которых добавило бы уроку
значительности, возвышенности, праздничности. Ведь урок, как музыкальное
произведение, рождается со звонком и умирает со звонком, но в душе и в уме
каждого ученика оставляет свой собственный след, рождает тропинку, по которой
еще предстоит пройти к пониманию, к истине, а значит и к радости. Моя задача – помочь
ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои
способности, а может быть, и талант. Есть множество способов сделать свои
уроки интересными и красивыми, но самым главным на этом пути, на мой взгляд,
является вера в себя, вера в свои возможности, вера в свое большое
предназначение. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. Надо лишь
научиться воспринимать свои ошибки как опыт.
Для меня радость заниматься математикой и
информатикой, но еще большая радость, если удастся воспитать ученика, любящего
эти науки или хотя бы такого, который с интересом их учит.
Мои ученики… Какие же они
разные! И какие разные у них глаза: думающие, веселые, сияющие. А еще
напряженные, равнодушные. Как помочь таким ребятам? Как пробудить у них желание
учиться? Как поддержать интерес к предметам? Использую различные формы
проведения уроков (лекционные, групповые, игровые, исследовательские),
различные виды деятельности учащихся на уроке, применяю различные формы и новые
технологии, что делает урок интересным. Поддерживаю положительный эмоциональный
настрой урока, а это способствует развитию познавательного интереса учеников к
предмету. Выделяю из потока неудач крошечный островок успеха, показываю
тропинку к пониманию – и у ребенка возникает вера в свои возможности и желание
учиться. На уроках стараюсь не только учить математике, но и воспитывать
Человека, стойкого и мужественного, умеющего преодолевать трудности взрослой
жизни.
В.А. Сухомлинский
когда-то утверждал, что "если ребенок живет во вражде, он учится агрессии;
если ребенка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребенка
высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребенок растет в упреках, он
учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребенок растет в
терпимости, он учится понимать окружающих; если ребенка подбадривают, он учится
верить в себя; если ребенка хвалят, он учится быть благодарным; если ребенок
растет в безопасности, он учится верить людей; если ребенок живет в
понимании и дружелюбии, он учится находит любовь в этом мире". Эти слова
стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время
пытаюсь оценить, насколько уютно моим ученикам в школе, на уроках, создать
уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне
благодарностью.
И самый радостный и
одновременно горький миг моей работы – это миг расставания. Я ни о чем не
жалею! "Урок окончен", - говорю я ребятам, но каждый раз знаю, что
урок мой будет продолжаться. И продолжать его будет сама жизнь. Выпуская ребят,
я всегда думаю о том, стал ли мой урок для них проповедью Добра, Чести,
Справедливости, Достоинства.
И вот уже мои выпускники,
взрослые люди, приходят в школу, рассказывают о своих достижениях, звонят,
пишут. Бесконечно рада, что им удалось самоопределиться, и в этом есть и моя
заслуга.
А это значит – урок
продолжается. Мои педагогические аксиомы просты: - Если я хочу, чтобы ребенок
любил мой предмет, я сама должна любит то, что преподаю, и тех, кому преподаю.
- Если я хочу, чтобы ребенок любил учиться, я должна работать с ним в
содружестве. - Если я хочу, чтобы ребенок проявлял инициативу, я должна его
увлечь. Жить не только для детей, но и вместе с детьми, разделяя все их радости
и невзгоды.