юный художн. доп.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей

Заместитель директора по УР

социально-гуманитарного цикла
Протокол №

от «

УТВЕРЖДЕНО
Директор Магазинский УВК

И.В.Кубишина

» 2023 г.

«

»

Г.Р. Аблямитова

2023г.

Ягьяева Н.А.

Приказ №

от «

»

2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ЮНЫЙ ХУДОЖНИК»
Направленность программы – художественная
Возраст обучающихся – от 8 лет до 11лет
Срок реализации программы – 1 год, 158 часов
ФИО, должность разработчика программы – учитель изобразительного искусства, Аджиасанова А.Ж.
ФИО, должность педагога, реализующего программу - учитель изобразительного искусства, Аджиасанова А.Ж.

с. Магазинка, 2023 г

Подписан цифровой подписью: Аблямитова
Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский
УВК, CN=Аблямитова Гульшен Решатовна,
E=magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
Расположение:
Дата: 2024.01.29 09:53:21+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Юный художник» является программой художественной направленности, предполагает занятия в группах с освоением знаний и
практических навыков, по функциональному предназначению - учебно-познавательной.
Дополнительная общеобразовательная программа создана на основании современных нормативно-правовых документов,
регламентирующих деятельность педагогов дополнительного образования детей:
1. Конституция Российской Федерации (с изм. и доп.).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» (с изм. и доп. от 29.07.2017).
Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения дети получают знания о простейших закономерностях строения формы, о
линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а
также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные
задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и
понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой
и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой
самореализации личности.
Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд
специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и
созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.
Задачи:
воспитательная – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие
духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и
фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
техническая – освоение практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
В целом занятия способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей,
решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Принцип построения программы:
На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных
этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и
наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном
творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к
сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа
ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на
приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве
активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного
искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
1.
2.
3.
4.

занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги);
детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
допускается переход обучающихся из одной группы в другую (по возрасту).

Возраст детей 7-13 лет. Дети этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах изобразительного
искусства.

Одно из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и
принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных групповых, индивидуальных форм организации на
занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты
коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, коридоров. Кроме того, выполненные на
занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение
результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Методы:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
- Предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем;
- Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности. Это обеспечивает овладение приемами творческой работы
всеми обучащимися;
- В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент;
- Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия;
- Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности;
- Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Ребятам предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают
опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только
фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика
в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются
такие методы, как беседы, объяснения, лекции, игры, конкурсы, выставки, а также групповые, комбинированные, чисто практические
занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется
самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия

и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их
обсуждением.
На протяжении двух лет обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике «мастеркласс», когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения,
задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления.
Наглядность является самым прямым путем обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Режим занятий
Занятия проводятся 4,5 раза в неделю по 1 академических часа, количество часов в неделю 4,5 часа, 158 часа в

год.

Ожидаемые результаты освоения программы:
Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием
оценки ученика является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения
нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый, по - настоящему желающий этого ребенок.
Дети, в процессе усвоения программных требований, получают допрофессиональную подготовку, наиболее одаренные – возможность
обучения в специальных профессиональных учебных заведениях.
В конце первого года обучения:
Обучающийся будет знать:
- отличительные особенности основных видов и жанров изобразительного искусства;
- ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке и в живописи, главные и дополнительные, холодные и теплые
цвета;
- об основах цветоведения, манипулировать различными мазками, усвоить азы рисунка, живописи и композиции.
Обучающийся будет уметь:
- передавать на бумаге форму и объем предметов, настроение в работе;
- понимать, что такое натюрморт, пейзаж, светотень (свет, тень, полутон, падающая тень, блик, рефлекс), воздушная перспектива,
освещенность, объем, пространство, этюд с натуры, эскиз, дальний план, сюжет;

- понимать, что такое линейная перспектива, главное, второстепенное, композиционный центр;
- передавать геометрическую основу формы предметов, их соотношения в пространстве и в соответствии с этим – изменения размеров;
- выполнять декоративные и оформительские работы на заданные темы;
Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к первым творческим успехам товарищей;
- творчески откликаться на события окружающей жизни;

Обучающийся будет уметь:
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное
сочетание цветов, тональные и цветовые отношения;
- правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
- передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и
светотени;
- наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы;
- в сюжетных работах передавать движение;
- искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.

Обучающийся сможет решать следующие жизненно-практические задачи:
- владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
- выполнять рисунки, композиции, панно, аппликации;

- работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
- делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
- понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

Обучающийся способен проявлять следующие отношения:
- проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ.
- эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков.
- слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- предлагать свою помощь и просить о помощи товарища;
- понимать необходимость добросовестного отношения к общественно-полезному труду и учебе.

Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводится в форме:
- контрольных занятий по изученным темам;
- конкурсы;
- выставка детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работы
являются: открытые занятия, выставки на уровне ДДТ, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита рефератов.
На втором, эвристическом уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные и экзаменационные работы,
творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня (поселковые, районные), элементы исследовательской и творческой
деятельности.

Содержание курса
Раздел 1. Введение. (4 часа)
Вводный инструктаж по ОТ. Введение в образовательную программу.
Теория. Ознакомление с работой объединения «Юный художник», содержание и порядок работы. Знакомство с детьми. Проведение вводного
инструктажа по О.Т. Формы
занятия. Рассказ с элементами беседы. Первичный инструктаж на рабочем месте. Источники наших знаний об
изобразительном искусстве. Проведение первичного инструктажа ПДД. Инструменты, необходимые для работы кружка.
Формы занятий. Беседа, наблюдение, рисование на свободную тему.
Раздел 2. Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка. (10 часов)
Первичный инструктаж по ПДД. Знакомство с материалами для уроков изобразительного искусства.
Обучающий компонент.Всё о графике: правила, законы, приёмы, графические техники, материалы, инструменты, необходимые для работы.
Ведущие элементы изобразительной грамоты – линия, штрих, тон в рисунке.
Воспитывающий компонент. Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть.
- пользование рисовальными материалами;
- правильно и точно видеть, и передавать строение, пропорции предметов и их форму;
- передавать объем средствами светотени с учетом тональных отношений;
- выполнять зарисовки и наброски.
Формы занятия. Беседа. Знакомство с произведениями художников, выполненных в разнообразных техниках, с использованием
разнообразных приёмов. Самостоятельные работы.
Инструктаж по электробезопасности. «Изображать можно пятном»
Обучающий компонент. Присмотреться к разным пятнам - мху на камне, осыпи и узорам на мраморе в метро - и постараться увидеть какиелибо изображения. Воспитывающий компонент. Формирование бережного отношения к окружающему миру, одному из самых удивительных и
совершенных творений природы; умение видеть красоту в жизни.
Практическая часть. Превратить пятно в изображение зверюшки.
Теория с последующей практической работой. Инструктаж по пожарной безопасности. Линия горизонта. Равномерное заполнение листа.
Изображаем силуэт дерева.
Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, пропорции. Передача в рисунках формы, очертания и цвета изображаемых предметов.
Углубленный интерес к окружающему миру вещей и явлений и умение познавать его.
Практическая часть. Изображение дерева с натуры.
«Изображать можно в объёме»
Превратить комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что похожи (например, картофелины и
другие овощи, коряги в лесу или парке).

Превратим комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например,
картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке.
Раздел 3. Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета. (8 часов)
Первичные цвета. Цветовая гамма.
Все о живописи: цветоведение, материалы, инструменты, техники акварельной живописи и гуашевыми красками.
-Правильное обращение с художественными материалами;
-освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;
-получение различных цветов и их оттенков;
Красоту нужно уметь замечать.
Неброская и "неожиданная" красота в природе. Рассматривание различных поверхностей: кора дерева, пена волны, капли на ветках и т.д.
Развитие декоративного чувства фактуры. Опыт зрительных поэтических впечатлений.
Изображение спинки ящерки или коры дерева. Красота фактуры и рисунка. Знакомство с техникой одноцветной монотипии.
Рисуем дерево тампованием.
Развитие композиционного мышления и воображения, умение создавать творческие работы на основе собственного замысла, использование
художественных материалов (тампон, кисть)
Изображение дерева с использованием тампона.
«Узоры на крыльях»
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Последовательность выполнения работы.
Изображение с натуры, по памяти и воображению бабочки.

Раздел 4. Изображение растительного мира. Изображение животного мира. (18 часов)
Выполнение линейных рисунков трав.
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.
Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
В гостях у осени.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Знакомство с отдельными композициями выдающихся
художников: И. И. Левитан «Золотая осень»
Рисование с натуры простых по очертанию и строению объектов.
Изображение осеннего букета.
Изображение на заданную тему. Взаимосвязь изобразительного искусства с музыкой, литературой. Виды и жанры изобразительных
искусств.
Создание композиции рисунка осеннего букета акварелью или гуашью.
Красивые рыбы.

Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла в рисунке.
Выполнение набросков рыб в цвете.
Украшение птиц.
Лепка птиц по памяти и представлению. Особенности работы с пластилином, правила лепки.
Объёмное изображение животных в различных материалах.
Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Отработка навыков лепки в
изображении предметов сложной формы.
Практическая часть.
Лепка животных по памяти или по представлению, с натуры.
«Прекрасное в жизни и в произведениях изобразительного искусства»
Виды и жанры изобразительных искусств. Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в рассказах.
Знакомство с отдельными выдающимися произведениями художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков.
Рисование с натуры и по представлению жизни природы.
Красота формы листьев.
Знакомство с отдельными произведениями выдающихся русских художников: И. И. Левитан, И. И. Шишкин, В. И. Суриков. Отражение в
произведении отношения к природе.
Выполнение работы: лепка листьев деревьев (глина или пластилин).
Мы в цирке.
Обучение простейшими средствами передавать основные события. Развитие зрительной памяти, образного мышления, наблюдательности и
внимания.
Выполнение рисунка в цвете (гуашь, акварель).
Раздел 5. Основы композиции. Взаимосвязь элементов в произведении. (8 часов)
Узор из кругов и треугольников.
Знание основных законов композиции, выбор главного композиционного центра.
Упражнение на заполнение свободного пространства на листе;
Совершенствуются навыки грамотного отображения пропорций, конструктивного строения, объёма, пространственного положения,
освещённости, цвета предметов.
Лепка из солёного теста. «Корзина с грибами, овощами»
Отражение чувств и идей в произведениях искусств. Ознакомление с творчеством художников-аниматоров. Отработка навыков лепки в
изображении предметов сложной формы.
Лепка корзины с грибами и овощами по памяти или по представлению, с натуры.
Солёное тесто, фольга, дополнительная литература.
«Узор в полосе. Орнамент из цветов, листьев и бабочек»
Правила рисования с натуры, по памяти и представлению. Особое внимание уделяется восприятию и передаче красоты.

Выполнение рисунка в цвете (акварель, гуашь, цветные мелки).
«Праздничные краски узоров дымковской игрушки»
Обучающий компонент
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Воспитывающий компонент.
Прививать любовь к произведениям искусства.
Практическая часть.
-Правильное обращение с художественными материалами;
-освоение различных приемов работы акварелью, гуашью;
Раздел 6 Орнамент. Стилизация. (6 часов)
«Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика»
Виды орнаментов: бесконечный, ленточный и др;
Законы построения орнаментов: симметрия, чередование элементов;
Цветовое решение. Понятие «стилизация», переработка природных форм в декоративно-обобщенные.
Самостоятельное составление орнаментов в полосе, прямоугольнике, круге из форм растительного и животного мира, а также из
геометрических фигур,
на основе декоративной переработке форм растительного и животного мира. применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт,
ритм.
Орнамент из геометрических фигур.
Использование различных художественных техник и материалов в аппликации. Техника безопасности при работе с ножницами. Знакомство
с материалами для выполнения аппликации, инструментами, порядок выполнения аппликации.
Выполнение орнамента из различных геометрических фигур.
Русское народное творчество в декоративном прикладном искусстве.
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Участие в
различных видах декоративно-прикладной деятельности.
Выполнение узора на предметах декоративно-прикладного искусства.
Раздел 7 Основы декоративно-прикладного искусства. Приобщение к истокам.
(28 часов)
Сказка в декоративном искусстве.
Знакомятся с особенностями декоративно-прикладного искусства;
знакомятся с образцами русского народного декоративно-прикладного искусства: русские матрешки, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан.
Ознакомление с видами народного творчества – художественной росписью.
Закрепление умения применять в декоративной работе линию симметрии, силуэт, ритм; освоение навыков свободной кистевой росписи;
составление эскизов и выполнение росписей на заготовках.
Красивые цепочки.

Рисование узоров и декоративных элементов по образцам. Самостоятельное выполнение в полосе, круге растительных и геометрических
узоров.
Волшебные листья и ягоды. Хохломская роспись.
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Орнамент «Чудо-платье»
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла в рисунке.
Об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.
Составление красочной народной росписи в украшении одежды.
Узоры, которые создали люди. Дымковская игрушка.
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров.
Освоение основ декоративно-прикладного искусства. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России.
Рисование узоров и и декоративных элементов по образцам.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.
Составление эскиза узора из декоративных цветов, листьев для украшения тарелочки «Синее чудо».
Ознакомление с произведениями современных художников в России. Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Рисование узоров и декоративных элементов по образцам.
Жостовская роспись «Букеты цветов на подносе» (декоративная работа)
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного
замысла в рисунке.
Самостоятельное выполнение растительных узоров по образцам.
Мастера села Полхов-Майдан. Русская матрёшка «Праздничные краски русской матрёшки».
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Самостоятельное выполнение растительных и геометрических узоров образцам.
«Барыня» (лепка, дымковская игрушка)
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Использование различных материалов:
пластилин.
Лепка дымковской барыни по памяти и по представлению.
Филимоновские глиняные игрушки (лепка игрушки несложной формы по народным мотивам) (2 часа)
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма, материала. Освоение основ декоративно-прикладного
искусства.
Лепка птиц, зверей по памяти и по представлению.
Узор в полосе. Эскиз декоративной росписи сосуда.

Художественные промыслы: Гжель, Жостово, Городец и др. Элементы орнамента и его виды. Контрастные цвета.
Выполнение узора в полосе и эскиз декоративной росписи сосуда.
Хохлома. Золотые узоры.
Декоративно-прикладное искусство. Народные промыслы: сходство и отличие. Хохлома. Украшение и стилизация. Понятие об орнаменте и
его элементах.
Прививать любовь к произведениям искусства. Формировать представление о ритме в узоре, о красоте народной росписи в украшении
игрушек.
Роспись посуды под хохлому.
«Русская матрешка в осеннем уборе»
Представление о роли изобразительных искусств в организации материального окружения человека в его повседневной жизни.
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России.
Раздел 9 Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт. (26 часов)
«Выдающиеся русские художники – И. Репин, И. Шишкин».
Ознакомление с произведениями русского, советского и зарубежного изобразительного искусства;
С видами и жанрами искусства, с крупнейшими художественными музеями и замечательными художниками.
Родные просторы в произведениях русских художников и поэтов.
Обучающий компонент
Красота окружающего мира. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства. Произведения живописи русских художников.
«Городские и сельские стройки»
Лепка фигуры человека с атрибутами труда или спорта.
Обучающий компонент
Работа в художественно-конструктивной деятельности.
Лепка по представлению.
Основы натюрморта. Рисование с натуры натюрморта: кувшин и яблоко.
Передача настроения в творческой работе. Работа над развитием чувства композиции.
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства. Рисование фруктов и овощей.
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Использование красок (смачивание, разведение, смешение). Изменение цвета в
зависимости от освещения.
Натюрморт из геометрических тел.
Обучающий компонент
Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Конструктивное строение предметов. Передача объема средствами светотени. Элементы
линейной перспективы.
Рисование с натуры.
Раздел 10 Тематическое рисование (14 часов)

Красота народного костюма.
Красота традиционной народной одежды Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Виды
орнамента. Использование орнамента для украшения народной одежды.
Выполнение эскиза русского национального (народного) костюма.
Составление мозаичного панно «Спящая красавица»
Работа над сюжетом сказки.
. Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным
персонажам.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Рисование на тему «Закат солнца»
Обучающий компонент
Элементарные основы живописи. Основы воздушной перспективы. Совершенствование навыков рисования в цвете.
Воспитывающий компонент.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
Рисование на тему «Пейзаж с радугой»
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Освоение основ рисунка, декоративно-прикладного искусства.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Рисование на основе наблюдений или по представлению.
«В сказочном подводном царстве»
Работа над выразительными средствами в рисунке. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным
персонажам, к сказочному подводному миру.
Практическая часть.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции, объёма.
Раздел 12 Оформительские, творческие и выставочные работы. (10 часов)
Мы – юные дизайнеры. Дизайн как область искусства предметного мира. Критерии, ценности дизайнерских разработок.
Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к сказочным
персонажам, к сказочному миру. Искусство оформление книги.
Книга как форма полиграфической продукции. Элементы оформления книги Стилевое единство изображения и текста. Художники иллюстраторы. Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса
к сказочным персонажам, к сказочному миру. Ответы на вопросы. Контроль выполнения практической работы. Игра. Сообщение «История
книги». Знакомство с различными гарнитурами шрифтов.
Виды письма. Классификация шрифтов. Применение шрифтов. История русского шрифта.
Воспитывающий компонент.

Развитие творческой фантазии детей, наблюдательности и внимания, логического мышления. Воспитание любви и интереса к письменности.
Дизайнерское оформление работ.
Тема 12.4 Итоговое занятие
Обобщение изученного.
Воспитание любви к изобразительному искусству.
Дизайнерское оформление работ.
Краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Календарно-тематическое планирование
№

Тема

1

Вводная часть

Колво
часо
в

4
2

Основы рисунка. Изобразительные средства рисунка.
10

3

Графика и ее способы изображения
11

4

Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета.
8

5

Изображение растительного мира. Изображение
животного мира.

18

Форма
занятия

Место
проведен
ия

Дата
проведения
По
факт
пла
ну

Оборудование

Рассказ с
элементами
беседы

Кабинет

Инструкции по О.Т. ,
альбом, ластик,
карандаш.

Теория с
последующе
й
практическо
й работой.
Теория с
последующе
й
практическо
й работой.
Теория с
последующе
й
практическо
й работой.
Теория с
последующе
й

Кабинет

альбом, ластик,
карандаш, краски, кисть.

Кабинет

альбом, ластик,
карандаш,
художественная тушь,
кисть, уголь.

Кабинет

альбом, ластик,
карандаш, краски, кисть.

Кабинет

альбом, ластик,
карандаш, краски, кисть.

практическо
й работой.
6

Основы композиции. Взаимосвязь элементов в
произведении.
9

7

Орнамент. Стилизация.
9

8

Анималистика
11

9

Основы декоративно-прикладного искусства.
Приобщение к истокам.
28

10

Жанры изобразительного искусства: пейзаж
Портрет, натюрморт
26

11

Тематическое рисование.
14

12

Оформительские, творческие и выставочные работы.
10
Итого:

158

Теория с
последующе
й
практическо
й работой.
Теория с
последующе
й
практическо
й работой.
Теория с
последующе
й
практическо
й работой.
Теория с
последующе
й
практическо
й работой.
Теория с
последующе
й
практическо
й работой.
Теория с
последующе
й
практическо
й работой.
Теория с
последующе
й
практическо
й работой.

Кабинет

альбом, ластик,
карандаш, краски, кисть.

Кабинет

альбом, ластик,
карандаш, краски, кисть.

Кабинет

альбом, ластик,
карандаш, краски, кисть.

Кабинет

альбом, ластик,
карандаш, краски, кисть.

Кабинет

альбом, ластик, карандаш,
краски, кисть.

Кабинет

альбом, ластик, карандаш,
краски, кисть

Кабинет

Ватман, , ластик,
карандаш, краски, кисть

Лист коррекции рабочей программы учителя Аджиасановой А.Ж.
по дополнительному образованию
№
п
.
п

Название раздела,
темы

Тема урока

Дата
проведен
ия по
плану

Причина
корректировк
и

Корректирую
щее
мероприятие

Дата
проведен
ия
по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».