изостудия доп.

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО учителей

Заместитель директора по УР

социально-гуманитарного цикла
Протокол №

от «

УТВЕРЖДЕНО
Директор Магазинский УВК

И.В.Кубишина

» 2023 г.

«

»

Г.Р. Аблямитова

2023г.

Ягьяева Н.А.

Приказ №

от «

»

2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ИЗОСТУДИЯ»
Направленность программы – художественная
Возраст обучающихся – от 11 лет до 15 лет
Срок реализации программы – 1 год, 158 часов
ФИО, должность разработчика программы – учитель изобразительного искусства, Аджиасанова А.Ж.
ФИО, должность педагога, реализующего программу - учитель изобразительного искусства, Аджиасанова А.Ж.

с. Магазинка, 2023 г

Подписан цифровой подписью: Аблямитова
Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК,
CN=Аблямитова Гульшен Решатовна, E=
magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
Расположение:
Дата: 2024.01.29 09:53:42+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.1

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Изостудия", направлена на ознакомление детей с изобразительным
искусством и на формирование первичных навыков рисунка, живописи, а также на ознакомление детей с жанрами изобразительного
искусства. В данной программе изобразительное искусство.
Данная программа разработана в соответствии:
- с приказом министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 "Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам"
- Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
- Концепцией развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 г. № 1726-р
- локальным "актам" образовательной организации.
Программа разработана с учетом основных приоритетов в области дополнительного образования, а также с учетом требований СанПиН
2.4.4.3172-14, запросов родителей и детей, как основных заказчиков и потребителей, предоставляемых дополнительных образовательных
услуг.
Направленность программы: художественная.
Вид образовательной программы: учебно-познавательная.
Изобразительная деятельность занимает особое место в жизни детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного
мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс
формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости.
Анализ процесса изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие отчетливых представлений о тех предметах,
образах и их качествах, которые должны быть нарисованы, и умения выразить эти представления на плоскости листа бумаги.
Также в программе уделяется внимание знакомству с русской народной росписью.
Таким образом, реализация данной программы позволит детям получить более широкое представление об изобразительном искусстве,
позволит попасть в коллектив единомышленников, которые настроены на процесс творения, эстетического познания и расширения
мировоззрения.

Новизна программы заключается в том, что для изучения, объяснения и понимания терминов и понятий изобразительного искусства, для
понимания характера изображаемого предмета активно используется разнообразие художественных материалов и техник, используемых на
занятиях, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Актуальность программы обусловлена целями, которые заложены в Концепции развития дополнительного образования: создание условий
для творческого развития личности ребенка, мотивация личности к познанию и творчеству. Изобразительная деятельность является важным
средством всестороннего развития ребёнка, как умственного, так эстетического и нравственного.
Изобразительное искусство в жизни детей имеет большое значение. Помимо того, что у ребенка развивается творческая фантазия, занятия в
объединении развивают память, сосредоточенность, мелкую моторику, учат вдумываться, анализировать; они влияют на развитие речи и
словарного запаса (многообразие предметов и форм, разные величины, разнообразие цветов и оттенков, пространственных обозначений).
В работе студии используются различные материалы (простой карандаш, акварель, гуашь, цветные мелки, фломастеры и карандаши), а
также различные техники, в том числе и нетрадиционные. Занятия позволяют детям овладеть художественными материалами и техниками,
совершенствовать свои умения и поддерживать интерес к искусству и к творческой деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы состоит в том, что она дает основные теоретические и практические знания по
изобразительному искусству. Дети совершенствуют свои навыки, развивают коммуникативность, повышают самооценку. Обучение
изобразительному мастерству в рамках дополнительного образования дает много возможностей для роста творческого потенциала ребенка,
его гармоническому развитию, появлению художественного вкуса.
Цель программы: обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого
ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.
Задачи программы:
образовательные
- знакомство с жанрами изобразительного искусства;
- обучение работе с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;
- освоение элементарных приемов рисования (с натуры, наброски, сюжетное и декоративное рисование);
- освоение художественных терминов;
- знакомство с некоторыми видами русской народной росписи;
- знакомство с творчеством некоторых художников;
развивающие

- развитие мелкой моторики, памяти, творческой фантазии, наблюдательности;
- развитие колористического видения;
- развитие художественного вкуса, понимания прекрасного в окружающем мире;
- развитие коммуникативных умений и навыков.
воспитательные
-воспитание аккуратности, усидчивости, трудолюбия, терпения, внимания, организованности;
- воспитание уважительного отношения к искусству и к русскому народному творчеству.
Отличительной особенностью. Особенностью программы является включение в процесс нетрадиционных техник рисования. Также
программа предполагает посещение выставки. В работе используется смена основных предметов изобразительного искусства (живопись,
рисунок, композиция) и принцип "от простого к сложному". Все это позволяет ребенку всесторонне развиваться, а педагогу находить подход
к детям.
Срок реализации программы:
Программа изучается в течение 9 месяцев с 4 сентября по 31 мая.
Год обучения: 1 год.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 4,5 раз в неделю по 1 час (1 академический час – 40 мин.). Всего 158 часа.
Количество обучающихся в группе 12 - 15 человек.
Состав группы - постоянный.
Особенности набора детей – в объединение принимаются все желающие без вступительных испытаний.
Особенности формирование группы. Группа смешанного состава, разновозрастная - это обусловлено спецификой работы кружка.
Старшие дети помогают младшим в процессе обучения помощь в закреплении нового учебного материала.
Уровень реализации данной программы - Базовый.
Ожидаемый результат обучения включает в себя знакомство с различными жанрами изобразительного искусства; знакомство с творчеством
некоторых художников; владение различными материалами и техниками (в том числе и нетрадиционными); закрепление знаний об

основных и производных цветах, умение получать цвета путем смешивания и видеть их характер (теплые и холодные цвета); умение
передавать общую форму предмета и дополнять его деталями; умение соблюдать пропорции; умение передавать характер образа, персонажа.
Предметные результаты
Обучающиеся будут знать:
1) правила эксплуатации и ухода за приспособлениями и рабочими инструментами;
2) особенности работы различными материалами и техниками;
3) основные средства выразительности в рисунке и живописи;
4) правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне;
5) основные правила композиции;
6) основы цветоведения;
7) основные жанры изобразительного искусства;
8) пропорции лица и фигуры человека;
9) основную терминологию и значение понятий штрих, тон, светотень, мазок, заливка, растяжка, композиционный центр, цветовая гамма,
симметрия, асимметрия, контраст, эскиз, сюжет, и т.д.;
10) основные жанры изобразительного искусства;
11) некоторые виды русской народной росписи.
Обучающиеся будут уметь:
1)

пользоваться инструментами, материалами, приспособлениями для различных видов художественных работ;

2)

выполнять работу в определенной последовательности (от общего к частному);

3)

использовать различные техники изобразительного искусства, в том числе нетрадиционные;

4)

работать в различных жанрах;

5)

выполнять рисунок по образцу, по творческому замыслу и по заданной тематике;

6)

различать и передавать в рисунке на листе бумаги ближние и дальние предметы (дальше, ближе)

7)

наблюдать натуру с целью передачи в рисунке ее особенностей;

8)

работать индивидуально и в коллективе;

9)

грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

Проверка теоретических знаний осуществляется путем устного опроса и тестирования Практические знания проверяются путем наблюдения
за работой, обсуждения, проведением внутристудийных и межколлективных выставок, анализа работ.
Предполагаемые результаты
Личностными результатами обучения в объединении являются:
- формирование уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
-понимание этических норм поведения;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- развитие духовных и эстетических потребностей;
- умение работать в коллективе.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД)
Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью педагога;
-проговаривать последовательность действий;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
-учиться работать по предложенному педагогом плану;
-учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с педагогом и другими обучающимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний;
-отличать новое от уже известного с помощью педагога;
-добывать новые знания;
- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от педагога;

- перерабатывать полученную информацию;
- делать выводы в результате совместной работы всей группы;
Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других:
-оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Условия реализации программы
Методическое обеспечение
Формы и методы работы с детьми (включая формы организации учебных занятий)
Формы занятий: фронтальные, групповые.
Каждое занятие по темам программы включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Основная часть материала
отводится практическим занятиям.
Программа предполагает возможность вариативного содержания. В зависимости от особенностей творческого развития учащихся педагог
может вносить изменения в содержание занятий, дополнять практические задания новыми темами. Предложения могут вносить дети, так на
тему, вызвавшую наибольший интерес детей, могут быть реализованы часы из другой темы.
Для реализации программы используются несколько форм занятий:
Вводное занятие – знакомство учащихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой
работы на текущий год.
Ознакомительное занятие – знакомство детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами.
Занятие рисования с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.
Занятие рисования по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность
тренировать свою зрительную память.
Занятие рисования по представлению – обучающиеся изображают ранее виденный предмет в любом ракурсе и освещении, выбирая то, что
необходимо по замыслу.

Тематическое занятие – детям предлагается работать на заданную тему, рисование иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям.
Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.
Занятие-импровизация – на таком занятии учащиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании
различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей.
Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить
детей, которым нужна помощь педагога.
Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.
Занятие-экскурсия – проводится на пленэре, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.
Комбинированное занятие – проводится для решения нескольких учебных задач.
Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров
творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.
Формы контроля уровня достижений учащихся
- наблюдение;
- беседа;
- выставки творческих работ.
Итоговый контроль проводится в конце всего курса в форме итоговой выставки работ.
Итоги реализации данной образовательной программы проводятся в следующих формах: внутри объединения и межколлективные выставки,
участие в конкурсах.
Материально-техническое обеспечение
Просторный, хорошо освещенный кабинет, оснащенный следующим оборудованием:
- столы, стулья, мольберты, стеллажи для хранения выставочных работ, шкаф для хранения необходимых материалов;
- ПК для педагога,с подключением к интернету;
- мультимедийный проектор, экран.
- ватманы, материалы для рисования (краски, кисти, карандаши), гипс.

Содержание учебно-тематического плана
1. Введение в программу.
2. Рисунок (17 ч)
«Виды изобразительного искусства». Изобразительное искусство в семье пластических искусств. Рисунок - основа изобразительного
творчества. Линия и ее выразительные возможности. Пятно как средство выражения. Композиция, как ритм пятен. Цвет. Основы
цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы образного языка изображения.
3. Натюрморт как основа учебного рисунка (18 ч)
Место натюрморта в истории живописи. Виды натюрмортов. Задачи учебного натюрморта. Виды натюрмортов. Ученый натюрморт.
Методика работы над учебным натюрмортом. Техника создания натюрморта. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение
предметного мира: натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объёма на плоскости и линейная
перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. Натюрморт с
животными. Кухонный натюрморт.

4.Графика (17 ч)
Графика как вид изобразительного искусства. Виды графики. Станковая графика. Книжная и газетно-журнальная графика. Плакат (афиша).
Прикладная графика (графический дизайн). Компьютерная графика.
5. Анималистика (18 ч)
Анималистика в изобразительном искусстве. Художественно-идейное содержание образа. Анималистика в скульптуре. Живописная
анималистика. Анималистика в графике. Изображение антропоморфных персонажей сказок и басен. Изображение животных в Древнем
Египте. Анималистика в искусстве скифов и сарматов.
3. Портрет в живописи (18 ч)
«Вглядываясь в человека. Портрет». Образ человека- главная тема искусства. Конструкция головы человека и её пропорции. Графический
портретный рисунок и выразительность образа. Портрет в графике. Портрет в скульптуре. Образные возможности освещения в портрете.
Портрет в живописи. Роль цвета в портрете. Великие портретисты.
4. Цветоведение (12)
Цвет как основа рисунка. Различные возможности цвета. Цвет и природа. Основные характеристики цвета. Процессы смешения цветов.
Виды смешения цветов. Цветовая гармония. Типы цветовой гармонии. Цветовой колорит. Цветовые предпочтения в рисунке

5. Пейзаж (18 часов)
История пейзажа. Инструменты, материалы и техники при работе с пейзажем. Разновидности пейзажей. Городской пейзаж. Сельский
пейзаж. Природа. Пейзаж в современном искусстве. Техники и методы изображения пейзажа.
6. Тематическое рисование. Сюжетная композиция (22 ч)
Картина – как вид сюжетного рисования. Иллюстрация — разновидность изобразительного искусства. Красота народного костюма.
Национальный костюм как символ народа, страны. Украшения в народном костюме. Выполнение эскиза русского национального
(народного) костюма. Составление мозаичного панно «Спящая красавица» Работа над сюжетом сказки. Рисование на тему «Закат солнца».
Рисование на тему «Пейзаж с радугой» . «В сказочном подводном царстве»
Выставочное изобразительное искусство (18 ч)
«Человек и пространство в изобразительном искусстве». Жанры в изобразительном искусстве. Импрессионисты – новаторы пейзажной
живописи. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.

Календарно-тематическое планирование

№

Тема

Общее
кол-во
часов

Теор-ие
занятия

Практ-е
занятия

1

Введение

1

1

-

2

Рисунок

17

8

9

3

Натюрморт как основа
учебного рисунка

18

9

9

4

Графика

17

4

6

Дата
По
плану

факт

Оборудование
Инструкция по
технике безопасности
Карандаш, ластик,
альбом, уголь, мелки,
пастель
Карандаш, ластик,
альбом, уголь, мелки,
пастель, краски
Карандаш, ластик,
альбом, гелиевая
ручка, маркеры,
фломастеры

5

Анималистика

18

6

Портрет в живописи

18

9

9

7

Цветоведение

12

4

6

8.

Пейзаж

18

8

8

22

6

16

17

5

12

9
10

Тематическое
рисование. Сюжетная
композиция
Выставочное
искусство
итого

158

Карандаш, ластик,
альбом, гелиевая
ручка, маркеры,
фломастеры
Карандаш, ластик,
альбом, уголь, мелки,
пастель, краски
Карандаш, ластик,
альбом, краски
Карандаш, ластик,
альбом, мелки,
пастель, краски
Карандаш, ластик,
альбом, уголь, мелки,
пастель, краски

Лист коррекции рабочей программы учителя Аджиасановой А.Ж.
по дополнительному образованию
№
п
.
п

Название раздела,
темы

Тема урока

Дата
проведен
ия по
плану

Причина
корректировк
и

Корректирую
щее
мероприятие

Дата
проведен
ия
по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».