4 класс ОРКСЭ Основы исламской культуры

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью:
Аблямитова Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский
УВК, CN=Аблямитова Гульшен Решатовна
, E=magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
Расположение:
Дата: 2024.01.15 13:42:58+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального
образованияКрасноперекопский район Республики Крым

РАССМОТРЕНА
назаседании ШМО
учителей начальных классов
М.А.Ахметова
Протокол№1от«30»августа2023г

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
Кубишина И.В
« 30 » августа 2023 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
Магазинский УВК
Г.Р.Аблямитова
Приказ №336от«30»08.2023

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОСНОВАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКЕ
(МОДУЛЬ «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»)
на 2023-2024 учебный год- 4класс
базовый уровень
(соответствует федеральной образовательной программе
начального общего образования, утвержденной приказом
Министерства просвещения Российской Федерации
от 18.05.2023 № 372)

Составлена учителем
начальных классов
Ментаровой Л.Р..
РЕКОМЕНДОВАНА
Педагогический совет
(протокол№2 от «30» августа 2023г

с. Магазинка-2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа отражает вариант конкретизации требований
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования (далее – ФГОС НОО) по ОРКСЭ и обеспечивает содержательную
составляющую ФГОС НОО.
Планируемые результаты освоения курса ОРКСЭ включают результаты по
каждому учебному модулю. При конструировании планируемых результатов
учитываются цели обучения, требования, которые представлены в стандарте, и
специфика содержания каждого учебного модуля. Общие результаты содержат
перечень личностных и метапредметных достижений, которые приобретает
каждый обучающийся, независимо от изучаемого модуля.
Культурологическая направленность предмета способствует развитию у
обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и
светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к
социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма,
светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к
преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной
деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию
партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения
поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи
информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе
диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия
обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек
зрения и т. п.
Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса
являются психологические особенности детей, завершающих обучение в
начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие
авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей
этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую
действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость,
доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и
оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов
существования в социуме и принятию их как руководства к собственному
поведению. Вместе с тем в процессе обу­чения необходимо учитывать, что
младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции,
нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено
эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с
проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение

конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного
поведения.
Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к
осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении
культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также
к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основными задачами ОРКСЭ являются:
 знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных
культур и светской этики по выбору родителей (законных
представителей);
 развитие представлений обучающихся о значении нравственных
норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
 обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и
морали, ранее полученных в начальной школе, формирование
ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих
и культурных особенностей и потребностей семьи;
 развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной,
разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе
взаимного уважения и диалога. Основной методологический
принцип реализации ОРКСЭ – культурологический подход,
способствующий формированию
у младших школьников
первоначальных представлений о культуре традиционных религий
народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма),
российской светской (гражданской) этике, основанной на
конституционных правах, свободах и обязанностях человека и
гражданина в Российской Федерации.
Учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики» изучается
в 4 классе один час в неделе, общий объем составляет 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ.
Модуль «ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ»
Россия – наша Родина. Введение в исламскую традицию. Культура и религия.
Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности в исламской
традиции. Во что верят правоверные мусульмане. Добро и зло в исламкой
традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к
труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Столпы ислама и
исламской этики. Обязанности мусульман. Для чего построена и как устроена
мечеть. Мусульманское летоисчисление и календарь. Ислам в России. Семья в

исламе. Нравственные ценности ислама. Праздники исламских народов России: их
происхождение и особенности проведения. Искусство ислама.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» в 4 классе у обучающегося будут сформированы следующие личностные
результаты:
 понимать основы российской гражданской идентичности, испытывать
чувство гордости за свою Родину;
 формировать национальную и гражданскую самоидентичность, осознавать
свою этническую и национальную принадлежность;
 понимать значение гуманистических и демократических ценностных
ориентаций; осознавать ценность человеческой жизни;
 понимать значение нравственных норм и ценностей как условия жизни
личности, семьи, общества;
 осознавать право гражданина РФ исповедовать любую традиционную
религию или не исповедовать никакой ре­лигии;
 строить своё общение, совместную деятельность на основе правил
коммуникации: умения договариваться, мирно разрешать конфликты,
уважать другое мнение, независимо от принадлежности собеседников к
религии или к атеизму;
 соотносить свои поступки с нравственными ценностями, принятыми в
российском обществе, проявлять уважение к духовным традициям народов
России, терпимость к представителям разного вероисповедания;
 строить своё поведение с учётом нравственных норм и правил; проявлять в
повседневной жизни доброту, справедливость, доброжелательность в
общении, желание при необходимости прийти на помощь;
 понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной
культуре, стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных
поступков и действий, оскорб­ляющих других людей;
 понимать необходимость бережного отношения к материальным и
духовным ценностям.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
 овладевать способностью понимания и сохранения целей и задач учебной
деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные
действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её
реализации, определять и находить наиболее эффективные способы
достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс
их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать
причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
 совершенствовать умения в различных видах речевой деятельности и
коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и
средств информационно-коммуникационных технологий для решения
различных коммуникативных и познавательных задач;
 совершенствовать
умения в области работы с информацией,
осуществления информационного поиска для выполнения учебных
заданий;
 овладевать навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с
задачами коммуникации;
 овладевать логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
 формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и право каждого
иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать
свою точку зрения и оценку событий;
 совершенствовать организационные умения в области коллективной
деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения,
умений договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Познавательные УУД:
 ориентироваться в понятиях, отражающих нравственные ценности
общества – мораль, этика, этикет, справедливость, гуманизм,
благотворительность, а также используемых в разных религиях (в пределах
изученного);
 использовать разные методы получения знаний о традиционных религиях и
светской этике (наблюдение, чтение, сравнение, вычисление);
 применять логические действия и операции для решения учебных задач:
сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы на основе изучаемого
фактического материала;


признавать возможность существования разных точек зрения;
обосновывать свои суждения, приводить убедительные доказательства;
 выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные
образцы.
Работа с информацией:
 воспроизводить прослушанную (прочитанную) информацию, подчёркивать
её принадлежность к определённой религии и/или к гражданской этике;
 использовать разные средства для получения информации в соответствии с
поставленной учебной задачей (текстовую, графическую, видео);
 находить дополнительную информацию к основному учебному материалу
в разных информационных источниках, в том числе в Интернете (в
условиях контролируемого входа);
 анализировать, сравнивать информацию, представленную в разных
источниках, с помощью учителя, оценивать её объективность и
правильность.
Коммуникативные УУД:
 использовать
смысловое чтение для выделения главной мысли
религиозных притч, сказаний, произведений фольклора и художественной
литературы, анализа и оценки жизненных ситуаций, раскрывающих
проблемы нравственности, этики, речевого этикета;
 соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; корректно задавать
вопросы и высказывать своё мнение; проявлять уважительное отношение к
собеседнику с учётом особенностей участников общения;
 создавать
небольшие
тексты-описания,
тексты-рассуждения
для
воссоздания,
анализа
и
оценки
нравственно-этических
идей,
представленных в религиозных учениях и светской этике.
Регулятивные УУД:
 проявлять самостоятельность, инициативность, организованность в
осуществлении учебной деятельности и в конкретных жизненных
ситуациях; контролировать состояние своего здоровья и эмоционального
благополучия, предвидеть опасные для здоровья и жизни ситуации и
способы их предупреждения;
 проявлять готовность изменять себя, оценивать свои поступки,
ориентируясь на нравственные правила и нормы современного
российского общества; проявлять способность к сознательному
самоограничению в поведении;
 анализировать ситуации, отражающие примеры положительного и
негативного отношения к окружающему миру (природе, людям, предметам
трудовой деятельности);


выражать своё отношение к анализируемым событиям, поступкам,
действиям: одобрять нравственные нормы поведения; осуждать проявление
несправедливости, жадности, нечестности, зла;
 проявлять высокий уровень познавательной мотивации, интерес к
предмету, желание больше узнать о других религиях и правилах светской
этики и этикета.
Совместная деятельность:
 выбирать партнёра не только по личным симпатиям, но и по деловым
качествам, корректно высказывать свои пожелания к работе, спокойно
принимать замечания к своей работе, объективно их оценивать;
 владеть умениями совместной деятельности: подчиняться, договариваться,
руководить; терпеливо и спокойно разрешать возникающие конфликты;
 готовить индивидуально, в парах, в группах сообщения по изученному и
дополнительному материалу с иллюстративным материалом и
видеопрезентацией.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения образовательной программы модуля
«Основы исламской культуры» должны отражать сформированность умений:
 выражать своими словами первоначальное понимание сущности духовного
развития как осознания и усвоения человеком значимых для жизни
представлений о себе, людях, окружающей действительности;
 выражать своими словами понимание
значимости нравственного
совершенствования и роли в этом личных усилий человека, приводить
примеры;
 выражать понимание и принятие значения российских традиционных
духовных и нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры
народов России, российского общества как источника и основы духовного
развития, нравственного совершенствования;
 рассказывать о нравственных заповедях, нормах исламской религиозной
морали, их значении в выстраивании отношений в семье, между людьми, в
общении и деятельности;
 раскрывать основное содержание нравственных категорий в исламской
культуре, традиции (вера, искренность, милосердие, ответственность,
справедливость, честность, великодушие, скромность, верность, терпение,
выдержка, достойное поведение, стремление к знаниям);
 первоначальный опыт осмысления и нравственной оценки поступков,
поведения (своих и других людей) с позиций исламской этики;





















раскрывать своими словами первоначальные представления о
мировоззрении (картине мира) в исламской культуре, единобожии, вере и
её основах;
рассказывать о Священном Коране и сунне – примерах из жизни пророка
Мухаммада; о праведных предках, о ритуальной практике в исламе (намаз,
хадж, пост, закят, дуа, зикр);
рассказывать о назначении и устройстве мечети (минбар, михраб), нормах
поведения в мечети, общения с верующими и служителями ислама;
рассказывать о праздниках в исламе (Ураза-байрам, Курбан-байрам,
Маулид);
раскрывать основное содержание норм отношений в исламской семье,
обязанностей и ответственности членов семьи; норм отношений детей к
отцу, матери, братьям и сёстрам, старшим по возрасту, предкам; норм
отношений с дальними родственниками, соседями; исламских семейных
ценностей;
распознавать исламскую символику, объяснять своими словами её смысл и
охарактеризовать назначение исламского орнамента;
рассказывать о художественной культуре в исламской традиции,
религиозных напевах, каллиграфии, архитектуре, книжной миниатюре,
религиозной атрибутике, одежде;
излагать основные исторические сведения о возникновении исламской
религиозной традиции в России, своими словами объяснять роль ислама в
становлении культуры народов России, российской культуры и
государственности;
первоначальный опыт поисковой, проектной деятельности по изучению
исламского исторического и культурного наследия в своей местности,
регионе (мечети, медресе, памятные и святые места), оформлению и
представлению её результатов;
приводить примеры нравственных поступков, совершаемых с опорой на
этические нормы религиозной культуры и внутреннюю установку
личности поступать согласно своей совести;
выражать своими словами понимание свободы мировоззренческого
выбора, отношения человека, людей в обществе к религии, свободы
вероисповедания; понимание российского общества как многоэтничного и
многорелигиозного (приводить примеры), понимание российского
общенародного (общенационального, гражданского) патриотизма, любви к
Оте­честву, нашей общей Родине – России; приводить примеры
сотрудничества последователей традиционных религий;





называть традиционные религии в России (не менее трёх, кроме
изучаемой), народы России, для которых традиционными религиями
исторически являются православие, ислам, буддизм, иудаизм;
выражать своими словами понимание человеческого достоинства,
ценности человеческой жизни в исламской духовно-нравственной
культуре, традиции.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МОДУЛЬ "ОСНОВЫ ИСЛАМСКОЙ КУЛЬТУРЫ"
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

1

Россия — наша
Родина

1

2

Культура и
религия.
Введение в
исламскую
духовную
традицию

3

3

Пророк
Мухаммад —
образец человека
и учитель
нравственности в
исламской
традиции

2

4

Коран и Сунна

2

5

Во что верят
правоверные
мусульмане (вера
в Аллаха, в
ангелов и
посланников
Бога, в
Божественные
Писания, в
Судный день, в
предопределение)

4

6

Пять столпов
исламской веры
Обязанности
мусульман

5

7

Творческие
работы учащихся.

2

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Доработка
творческих работ
учащихся при
участии взрослых
и друзей
8

История ислама в
России

1

9

Нравственные
основы ислама

9

10

Наука, искусство
— достижения
исламской
культуры. Мечеть

3

11

Мусумальнское
летоисчисление.
Праздники
ислама

1

12

Любовь и
уважение к
Отечеству

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

0

0

Календарно-тематическое планирование
1 класс
1 часв неделю (34 учебных недели, 34 часа за год)

№
п/п
1

Дата изучения
Тема урока
Россия - наша Родина.

4

Введение в исламскую духовную
традицию. Культура и религия
Пророк Мухаммад- основатель
ислама.
Начало пророчества.

5

Чудесное путешествие пророка.

2
3

Всего
1
1
1
1
1

Планируем
ая

Фактическ
и

Примечание

6

Хиджра.

1

7

Коран и сунна.

1

8

Вера в Аллаха.

1

9

Божественные Писания.
Посланники Бога.

1

10

Вера в Судный день и судьбу.

1

Обязанности мусульман.

11

1

12

Поклонение Аллаху.

1

13

Пост и месяц рамадан.

1

14

Пожертвование во имя
Всевышнего.

1

18

Паломничество
в Мекку.
Творческие
работы учащихся
Творческие
работы учащихся.
История ислама в России.

19

Нравственные ценности ислама.

1

20

Сотворение добра.

1

21

Дружба и взаимопомощь.

1

22

Семья в исламе

1

23

Родители и дети.

1

24

Отношение к старшим.

1

25

Традиции гостеприимства.

1

26

Ценность и польза образования.

1

27

Ислам и наука.

1

15
16
17

1
1
1
1

28

Искусство ислама.

1

29

Праздники мусульман.

1

30

Любовь и уважение к Отечеству.

1

31
32

33

34

Выступление уч-ся
со своими творческими работами.
Выступление
уч-ся со своими творческими
работами.
Выступление
уч-ся со своими творческими
работами.
Презентация творческих
проектов

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1
1

1

1
34

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской
учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и
светской этики»,Муртазин М.Ф., ЛатышинаД.И. «Просвещение», 2014.
Реализация обозначенной цели курса ставит перед учителем задачи, решения
которых можно добиться при соответствующем материально-техническом
обеспечении.
Для учеников:
1.Учебник для учащихся «Основы исламской культуры» 4 класс.
Просвещение. Москва. 2014г
2.Электронное приложение к учебному пособию Муртазин М.Ф., Латышина
Д.И.. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской культуры.
Для родителей:
«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.
Для учителя:
1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы
общеобразовательных учреждений.4 класс. 2014
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя.
Справочная литература.
3. Электронное приложение к учебному пособию Муртазин М.Ф.,
Латышина Д.И. Основы религиозных культур и светской этики. Основы исламской
культуры.
4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы,
интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации,
тематически связанные с содержанием курса.
5. Энциклопедическая и справочная литература.
Все представленные материалы адаптированы с учетом возрастного восприятия
младших подростков.

.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».