Аблямитова Гульшен Решатовна Подписан цифровой подписью: Аблямитова Гульшен Решатовна DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN =Аблямитова Гульшен Решатовна, E= magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru Основание: Я подтверждаю этот документ Расположение: Дата: 2023.09.29 11:50:35+03'00' Foxit PDF Reader Версия: 12.0.1 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Магазинский учебно - воспитательный комплекс» Муниципального образования Красноперекопский район республики Крым РАССМОТРЕНА на заседании ШМО социально-гуманитарного цикла ____________ Н.А.Ягьяева СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УР ________Кубишина И.В. « 30 » августа 2023 г. Протокол №1 от «30 » августа 2023 г УТВЕРЖДАЮ ДиректорМБОУ Магазинский УВК _________Г.Р.Аблямитова Приказ от 30 августа 2023г. №336 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ на 2023-2024 учебный год - 10 класс РЕКОМЕНДОВАНА Педагогический совет (протокол от 30 августа 2023 № 02) Составлена учителем Казмирчук Ю.А. Магазинка-2023 Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для 10-11 классов разработана на основе авторской программы: Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018 г. и ориентирована на использование учебника: «Финансовая грамотность. 10—11 классы» / Ю. В. Брехова, А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВАКО, 2020 г. Учебный план МБОУ Магазинский УВК предусматривает изучение элективного курса в объеме 34 часов (1 ч в неделю , 34 учебных недели). Целью реализации программы элективного курса «Основы финансовой грамотности» является: формирование у учащихся 10 класса необходимых знаний, умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами. Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач: увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка, распространяемой на территории Российской Федерации; развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав потребителей финансовых услуг; развитие личности учащихся, экономическим условиям жизни; формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых решений адаптация к изменяющимся социально- ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Личностные результаты: 1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности; 12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные универсальные учебные действия: — самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; — оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; — постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; — оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; — выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; — организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; — сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью. Познавательные универсальные учебные действия: — обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; — критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и фиксация противоречия в информационных источниках; — использование различных модельно-схематических средств для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; — критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого; — целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; — индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения. Коммуникативные универсальные учебные действия: — осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; — способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т. д.); — способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; — умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; — возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. Предметные результаты : Обучающийся научится: - владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги, налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, старта, финансовый риск, финансовое мошенничество); - владеть знаниями (правил поведения) в определѐнных финансовых институтах (банк, фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.). - развивать способности обучающихся, делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных проблем в области финансов и нахождение путей их решения; - способствовать развитию кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин Обучающийся получит возможность научиться: - вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи; - анализировать источников; и интерпретировать финансовую информацию из различных - владеть умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя безналичным и наличным способом, заѐмщика и кредитора, вкладчика, участника фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.). Содержание элективного курса 10 класс Тема 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни (5ч.) Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть. Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.) Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности. Тема 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (3ч.) Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет. Тема 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (6ч). Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика. Тема 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять(5ч) Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен. Тема 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения. (5ч) Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Тема 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4ч) Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд, взнос. Как формируется пенсия. Виды пенсий. Итоговое повторение. Тематическое планирование Название раздела Количество Практич. Контр. часов работы работы 5 - - 6 - - Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата Страхование: что и как надо страховать 3 - - 6 - - Собственный бизнес. Как создать и не 5 - - 5 - - 4 - - 34 ч - - Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. потерять. Риски в мире денег. Как защититься от разорения. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления. Итого: Календарно-тематическое планирование № п/п Тема урока Дата План. Факт. Тема 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (5 ч) 1 2 3 4 5 6 7 8 Банковская система Как сберечь деньги с помощью депозитов Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных металлах Кредит: зачем он нужен и где его получить Какой кредит выбрать и какие условия кредитования предпочесть Тема 2.Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (6 ч). Что такое ценные бумаги и какие они бывают Профессиональные участники рынка ценных бумаг Граждане на рынке ценных бумаг Приме -чание 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления Операции на валютном рынке: риски и возможности Обобщение Тема 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (3ч). Что такое налоги и почему их нужно платить Основы налогообложения граждан Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет Тема 4. Страхование: что и как надо страховать (6ч). Страховой рынок России: коротко о главном Имущественное страхование: как защитить нажитое состояние Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании Если нанесен ущерб третьим лицам Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору страховщика Обобщение Тема 5. Собственный бизнес. Как создать и не потерять (5 ч). Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать Пишем бизнес-план Расходы и доходы в собственном бизнесе Налогообложение малого и среднего бизнеса С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен Тема 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (5 ч). Финансовые риски и стратегии инвестирования Финансовая пирамида, или как не попасть в сети мошенников Виды финансовых пирамид Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при работе в сети Интернет Обобщение Тема 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4ч). Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия Как распорядиться своими пенсионными накоплениями Как выбрать негосударственный пенсионный фонд Итоговое повторение. ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ элективного курса ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ учителя Казмирчук Юлии Александровны № п/п Название раздела, темы Тема урока Дата проведения по плану Причина корректировки Корректи рующее мероприя тие Дата проведения по факту