ФГ

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова
Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN
=Аблямитова Гульшен Решатовна, E=
magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я подтверждаю этот документ
Расположение:
Дата: 2023.09.29 11:50:35+03'00'
Foxit PDF Reader Версия: 12.0.1

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Магазинский учебно - воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район республики
Крым

РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
социально-гуманитарного
цикла
____________ Н.А.Ягьяева

СОГЛАСОВАНА
Заместитель директора
по УР
________Кубишина И.В.
« 30 » августа 2023 г.

Протокол №1
от «30 » августа 2023 г

УТВЕРЖДАЮ
ДиректорМБОУ
Магазинский УВК
_________Г.Р.Аблямитова
Приказ от 30 августа 2023г.
№336

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
на 2023-2024 учебный год - 10 класс

РЕКОМЕНДОВАНА
Педагогический совет
(протокол от 30 августа 2023 № 02)

Составлена учителем
Казмирчук Ю.А.

Магазинка-2023

Пояснительная записка
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» для 10-11
классов разработана на основе авторской программы: Финансовая грамотность:
учебная программа. 10–11 классы общеобразоват. орг. / Ю. В. Брехова, А. П.
Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2018 г. и ориентирована на
использование учебника: «Финансовая грамотность. 10—11 классы» / Ю. В. Брехова,
А. П. Алмосов, Д. Ю. Завьялов. — М.: ВАКО, 2020 г.
Учебный план МБОУ Магазинский УВК предусматривает изучение элективного
курса в объеме 34 часов (1 ч в неделю , 34 учебных недели).
Целью реализации программы элективного курса «Основы финансовой
грамотности» является: формирование у учащихся 10 класса необходимых знаний,
умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления
личными финансами.
Достижение поставленных целей предусматривает решение следующих основных задач:


увеличение объема информации об инструментах финансового и фондового рынка,
распространяемой на территории Российской Федерации;



развитие информационных систем финансового рынка и механизмов защиты прав
потребителей финансовых услуг;



развитие личности учащихся,
экономическим условиям жизни;



формирование навыков для принятия компетентных, правильных финансовых
решений

адаптация

к

изменяющимся

социально-

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

Личностные результаты:
1) гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство
ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно
принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и
демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики,основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной
профессиональной и общественной деятельности;
10) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем;
11) основы экологического мышления, осознание влияния социально-экономических
процессов на состояние природной среды; приобретение опыта экологонаправленной
деятельности;
12) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной
программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
— самостоятельное определение цели, умение задавать параметры и критерии, по
которым можно определить, что цель достигнута;
— оценка возможных последствий достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
— постановка и формулирование собственных задач в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
— оценка ресурсов, в том числе времени и других нематериальных ресурсов,
необходимых для достижения поставленной цели;
— выбор пути достижения цели, умение планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
— организация эффективного поиска ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
— сопоставление полученного результата деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
— обобщенные способы решения задач, в том числе умение осуществлять развернутый
информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные)
задачи;
— критическая оценка и интерпретация информации с разных позиций, распознание и
фиксация противоречия в информационных источниках;

— использование различных модельно-схематических средств для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
— критическое аргументирование в отношении действий и суждений другого;
— целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов
действия;
— индивидуальная образовательная траектория, учитывая ограничения со стороны других
участников и ресурсные ограничения.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
— осуществление деловой коммуникации как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для
деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не
личных симпатий;
— способность при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и
членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий,
эксперт
и т. д.);
— способность координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
— умение развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
— возможность распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до
их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты :
Обучающийся научится:
- владеть базовыми понятиями финансовой сферы (банк, депозит, кредит, портфель
инвестиций, страхование, страховой случай, фондовый рынок, ценные бумаги, налоги,
налоговый вычет, пенсия, пенсионные накопления, бизнес, старта, финансовый риск,
финансовое мошенничество);
- владеть знаниями (правил поведения) в определѐнных финансовых институтах (банк,
фондовый рынок, пенсионный фонд, налоговая служба, страховая компания и др.).
- развивать способности обучающихся, делать необходимые выводы и давать
обоснованные оценки финансовых ситуаций; определение элементарных проблем в
области финансов и нахождение путей их решения;
- способствовать развитию кругозора в области экономической жизни общества и
формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин
Обучающийся получит возможность научиться:
- вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать
предлагаемые идеи;

- анализировать
источников;

и

интерпретировать

финансовую

информацию

из

различных

- владеть умением выступать в различных финансово-экономических ролях (покупателя
безналичным и наличным способом, заѐмщика и кредитора, вкладчика, участника
фондового рынка, налогоплательщика, потребителя страховых услуг и др.).

Содержание элективного курса
10 класс
Тема 1. Банки: чем они могут быть полезны в жизни (5ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские карты,
электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных металлах. Кредит: зачем
он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и какие условия предпочесть.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка
ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные
фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и
возможности.
Тема 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (3ч.)
Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить. Основы
налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков. Налоговая
инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный бюджет.
Тема 4. Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду (6ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как: защитить
нажитое состояние. Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном страховании.
Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по
выбору страховщика.
Тема 5. Собственный бизнес: как создать и не потерять(5ч)
Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как надо
сделать. Составление бизнес-плана. Расходы и доходы в собственном бизнесе.
Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми рисками может
встретиться бизнесмен.
Тема 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения. (5ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег. Финансовая пирамида, или как не попасть
в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки, или как не
потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет. Личный бюджет. Как
составить личный финансовый план.
Тема 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4ч)
Обязательное пенсионное страхование. Пенсионный фонд, взнос. Как формируется
пенсия. Виды пенсий.
Итоговое повторение.

Тематическое планирование
Название раздела

Количество

Практич.

Контр.

часов

работы

работы

5

-

-

6

-

-

Налоги: почему их надо платить и чем
грозит неуплата
Страхование: что и как надо страховать

3

-

-

6

-

-

Собственный бизнес. Как создать и не

5

-

-

5

-

-

4

-

-

34 ч

-

-

Банки: чем они могут быть вам полезны
в жизни
Фондовый рынок: как его использовать
для роста доходов.

потерять.
Риски в мире денег. Как защититься от
разорения.
Обеспеченная старость: возможности
пенсионного накопления.
Итого:

Календарно-тематическое планирование

№
п/п

Тема урока

Дата
План.

Факт.

Тема 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни (5 ч)
1
2
3
4
5

6
7
8

Банковская система
Как сберечь деньги с помощью депозитов
Банки и золото: как сохранить сбережения в драгоценных
металлах
Кредит: зачем он нужен и где его получить
Какой кредит выбрать и какие условия кредитования
предпочесть
Тема 2.Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов (6 ч).
Что такое ценные бумаги и какие они бывают
Профессиональные участники рынка ценных бумаг
Граждане на рынке ценных бумаг

Приме
-чание

9
10
11
12
13
14

15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

26
27
28
29
30
31
32
33
34

Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие
фонды банковского управления
Операции на валютном рынке: риски и возможности
Обобщение
Тема 3. Налоги: почему их надо платить и чем грозит неуплата (3ч).
Что такое налоги и почему их нужно платить
Основы налогообложения граждан
Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный
бюджет
Тема 4. Страхование: что и как надо страховать (6ч).
Страховой рынок России: коротко о главном
Имущественное страхование: как защитить нажитое
состояние
Здоровье и жизнь – высшие блага: поговорим о личном
страховании
Если нанесен ущерб третьим лицам
Доверяй, но проверяй, или Несколько советов по выбору
страховщика
Обобщение
Тема 5. Собственный бизнес. Как создать и не потерять (5 ч).
Создание собственного бизнеса: что и как надо сделать
Пишем бизнес-план
Расходы и доходы в собственном бизнесе
Налогообложение малого и среднего бизнеса
С какими финансовыми рисками может встретиться
бизнесмен
Тема 6. Риски в мире денег: как защититься от разорения (5 ч).
Финансовые риски и стратегии инвестирования
Финансовая пирамида, или как не попасть в сети
мошенников
Виды финансовых пирамид
Виртуальные ловушки, или как не потерять деньги при
работе в сети Интернет
Обобщение
Тема 7. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4ч).
Думай о пенсии смолоду, или как формируется пенсия
Как распорядиться своими пенсионными накоплениями
Как выбрать негосударственный пенсионный фонд
Итоговое повторение.

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
элективного курса ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ
учителя Казмирчук Юлии Александровны

№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

Корректи
рующее
мероприя
тие

Дата
проведения по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».