Рабочая программа по обществознанию 7,8 классы на 2023-2024 учебный год

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова Гульшен
Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN=
Аблямитова Гульшен Решатовна, E=magazinskij_uvk@
krpero.rk.gov.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2023.09.28 15:08:05+03'00'
Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МАГАЗИНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
учителей социальноЗаместитель директора по УР
гуманитарного цикла
____________ И.В.Кубишина
Протокол №_от «_» _ 2023 г. «___»______________2023 г.
__________ Ягьяева Н.Х.

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ
Магазинский УВК
__________Г.Р.Аблямитова
«___»____________2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 3329106)
учебного предмета «Обществознание»
(базовый уровень)
для обучающихся 7-8 классов
Назарук Диана Зияевна

Магазинка, 2023-2024 г.г.

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Рабочая программа по обществознанию составлена на основе положений и
требований к результатам освоения основной образовательной программы,
представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте
основного общего образования, в соответствии с Концепцией преподавания учебного
предмета «Обществознание» (2018 г.), а также с учётом федеральной рабочей
программы воспитания. Обществознание играет ведущую роль в выполнении школой
функции интеграции молодёжи в современное общество: учебный предмет позволяет
последовательно раскрывать учащимся подросткового возраста особенности
современного общества, различные аспекты взаимодействия в современных условиях
людей друг с другом, с основными институтами государства и гражданского
общества, регулирующие эти взаимодействия социальные нормы.
Изучение обществознания, включающего знания о российском обществе и
направлениях его развития в современных условиях, об основах конституционного
строя нашей страны, правах и обязанностях человека и гражданина, способствует
воспитанию российской гражданской идентичности, готовности к служению
Отечеству, приверженности нацио­нальным ценностям. Привлечение при изучении
обществознания различных источников социальной информации помогает
обучающимся освоить язык современной культурной, социально-экономической и
политической коммуникации, вносит свой вклад в формирование метапредметных
умений извлекать необходимые сведения, осмысливать, преобразовывать и применять
их.
Изучение обществознания содействует вхождению обучающихся в мир культуры
и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению собственного
«Я», формированию способности к рефлексии, оценке своих возможностей и
осознанию своего места в обществе.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
Целями обществоведческого образования в основной школе являются:
 воспитание общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности,
социальной ответственности, правового ­самосознания, приверженности
базовым ценностям нашего народа;
 развитие у обучающихся понимания приоритетности общенациональных
интересов, приверженности правовым принципам, закреплённым в
Конституции Российской Федерации и законодательстве Российской
Федерации;
2

 развитие личности на исключительно важном этапе её социализации – в
подростковом возрасте, становление её духовно-нравственной, политической
и правовой культуры, социального поведения, основанного на уважении
закона и правопорядка; развитие интереса к изучению социальных и
гуманитарных дисциплин; способности к личному самоопределению,
самореализации, самоконтролю; мотивации к высокопроизводительной,
наукоёмкой трудовой деятельности;
 формирование у обучающихся целостной картины общества, адекватной
современному уровню знаний и доступной по содержанию для школьников
подросткового возраста; освоение учащимися знаний об основных сферах
человеческой деятельности, социальных институтах, нормах, регулирующих
общественные отношения, необходимые для взаимодействия с социальной
средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
 владение умениями функционально грамотного человека (получать из
разнообразных источников и критически осмысливать социальную
информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;
освоение способов познавательной, коммуникативной, практической
деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и
государства);
 создание условий для освоения обучающимися способов успешного
взаимодействия с различными политическими, правовыми, финансовоэкономическими и другими социальными институтами для реализации
личностного потенциала в современном динамично развивающемся
российском обществе;
 формирование опыта применения полученных знаний и умений для
выстраивания отношений между людьми различных национальностей и
вероисповеданий в общегражданской и в семейно-бытовой сферах; для
соотнесения своих действий и действий других людей с нравственными
ценностями и нормами поведения, установленными законом; содействия
правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с учебным планом обществознание изучается с 6 по 9 класс. Общее
количество времени на четыре года обучения составляет 136 часов. Общая недельная
нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час.

3

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы.
Общественные ценности. Свобода и ответственность гражданина. Гражданственность и патриотизм. Гуманизм.
Социальные нормы как регуляторы общественной жизни и поведения человека в обществе. Виды социальных норм. Традиции и обычаи.
Принципы и нормы морали. Добро и зло. Нравственные чувства человека. Совесть и стыд.
Моральный выбор. Моральная оценка поведения людей и собственного поведения. Влияние моральных норм на общество и человека.
Право и его роль в жизни общества. Право и мораль.
Человек как участник правовых отношений.
Правоотношения и их особенности. Правовая норма. Участники правоотношений. Правоспособность и дееспособность. Правовая оценка
поступков и деятельности человека. Правомерное поведение. Правовая культура личности.
Правонарушение и юридическая ответственность. Проступок и преступление. Опасность правонарушений для личности и общества.
Права и свободы человека и гражданина Российской Федерации. Гарантия и защита прав и свобод человека и гражданина в Российской
Федерации. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Права ребёнка и возможности их защиты.
Основы российского права.
Конституция Российской Федерации – основной закон. Законы и подзаконные акты. Отрасли права.
Основы гражданского права. Физические и юридические лица в гражданском праве. Право собственности, защита прав собственности.
Основные виды гражданско-правовых договоров. Договор купли-продажи. Права потребителей и возможности их защиты.
Несовершеннолетние как участники гражданско-правовых отношений.
Основы семейного права. Важность семьи в жизни человека, общества и государства. Условия заключения брака в Российской Федерации.
Права и обязанности детей и родителей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Основы трудового права. Стороны трудовых отношений, их права и обязанности. Трудовой договор. Заключение и прекращение
трудового договора. Рабочее время и время отдыха. Особенности правового статуса несовершеннолетних при осуществлении трудовой
деятельности.

4

Виды юридической ответственности. Гражданско-правовые проступки и гражданско-правовая ответственность. Административные
проступки и административная ответственность. Дисциплинарные проступки и дисциплинарная ответственность. Преступления и уголовная
ответственность. Особенности юридической ответственности несовершеннолетних.
Правоохранительные органы в Российской Федерации. Структура правоохранительных органов Российской Федерации. Функции
правоохранительных органов.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
8 КЛАСС
Человек в экономических отношениях.
Экономическая жизнь общества. Потребности и ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономический выбор.
Экономическая система и её функции. Собственность.
Производство – источник экономических благ. Факторы производства. Трудовая деятельность. Производительность труда. Разделение
труда.
Предпринимательство. Виды и формы предпринимательской деятельности.
Обмен. Деньги и их функции. Торговля и её формы.
Рыночная экономика. Конкуренция. Спрос и предложение. Рыночное равновесие. Невидимая рука рынка. Многообразие рынков.
Предприятие в экономике. Издержки, выручка и прибыль. Как повысить эффективность производства.
Заработная плата и стимулирование труда. Занятость и безработица.
Финансовый рынок и посредники (банки, страховые компании, кредитные союзы, участники фондового рынка). Услуги финансовых
посредников.
Основные типы финансовых инструментов: акции и облигации.
Банковские услуги, предоставляемые гражданам (депозит, кредит, платёжная карта, денежные переводы, обмен валюты). Дистанционное
банковское обслуживание. Страховые услуги. Защита прав потребителя финансовых услуг.
Экономические функции домохозяйств. Потребление домашних хозяйств. Потребительские товары и товары длительного пользования.
Источники доходов и расходов семьи. Семейный бюджет. Личный финансовый план. Способы и формы сбережений.
Экономические цели и функции государства. Налоги. Доходы и расходы государства. Государственный бюджет. Государственная
бюджетная и денежно-кредитная политика Российской Федерации. Государственная политика по развитию конкуренции.
Человек в мире культуры.
Культура, её многообразие и формы. Влияние духовной культуры на формирование личности. Современная молодёжная культура.
5

Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Роль науки в развитии общества.
Образование. Личностная и общественная значимость образования в современном обществе. Образование в Российской Федерации.
Самообразование.
Политика в сфере культуры и образования в Российской Федерации.
Понятие религии. Роль религии в жизни человека и общества. Свобода совести и свобода вероисповедания. Национальные и мировые
религии. Религии и религиозные объединения в Российской Федерации.
Что такое искусство. Виды искусств. Роль искусства в жизни человека и общества.
Роль информации и информационных технологий в современном мире. Информационная культура и информационная безопасность.
Правила безопасного поведения в Интернете.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении обществознания:
1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии
проводимого анализа;
с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о
взаимосвязях;
самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наи­более подходящий с
учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
6

формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно
устанавливать искомое и данное;
формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей объекта изучения, причинноследственных связей и зависимостей объектов между собой;
оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами
оценки достоверности полученных выводов и обобщений;
прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать
предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом
предложенной учебной задачи и заданных критериев;
выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных
источниках;
самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
оценивать надёжность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.
2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения;
выражать себя (свою точку зрения) в устных и письменных текстах;
распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать предпосылки конфликтных
ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;
понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;
в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения;
сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
публично представлять результаты выполненного исследования, проекта;
самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять
устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов.
7

Совместная деятельность:
понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать
необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться,
обсуждать процесс и результат совместной работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников
взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнений,
«мозговые штурмы» и иные);
выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими
членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия;
сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и
проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой.
3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями.
Самоорганизация:
выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях;
ориентироваться в различных подходах принятия решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений в группе);
самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и
собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения
новых знаний об изучаемом объекте;
делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль:
владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к
меняющимся обстоятельствам;
объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить
позитивное в произошедшей ситуации;
8

вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших
трудностей;
оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
выявлять и анализировать причины эмоций;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого;
регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого; принимать себя и
других, не осуждая; открытость себе и другим;
осознавать невозможность контролировать всё вокруг.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
7 КЛАСС
Социальные ценности и нормы
 осваивать и применять знания о социальных ценностях; о содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения;
 характеризовать традиционные российские духовно-нравственные ценности (в том числе защита человеческой жизни, прав и свобод
человека, гуманизм, милосердие); моральные нормы и их роль в жизни общества;
 приводить примеры гражданственности и патриотизма; ситуаций морального выбора; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;
 классифицировать социальные нормы, их существенные признаки и элементы;
 сравнивать отдельные виды социальных норм;
 устанавливать и объяснять влияние социальных норм на общество и человека;
 использовать полученные знания для объяснения (устного и письменного) сущности социальных норм;
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к явлениям социальной действительности с точки зрения социальных ценностей; к социальным нормам как регуляторам
общественной жизни и поведения человека в обществе;
 решать познавательные и практические задачи, отражающие действие социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;
9





овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики, касающихся гуманизма, гражданственности, патриотизма;
извлекать информацию из разных источников о принципах и нормах морали, проблеме морального выбора;
анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать ­социальную информацию из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций в СМИ, ­соотносить её с собственными знаниями о моральном и правовом регулировании
поведения человека;
 оценивать собственные поступки, поведение людей с точки зрения их соответствия нормам морали;
 использовать полученные знания о социальных нормах в повседневной жизни;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление);
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.
Человек как участник правовых отношений
 осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном и юридическом явлении; правовых нормах,
регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина
Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего); правонарушениях и их опасности для личности и общества;
 характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и обязанности гражданина Российской
Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
 приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и
наступлением юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие
опасность правонарушений для личности и общества;
 классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) нормы права, выделяя
существенные признаки;
 сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте
от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
 устанавливать и объяснять взаимосвязи, включая взаимодействия гражданина и государства, между правовым поведением и
культурой личности; между особенностями дееспособности несовершеннолетнего и его юридической ответственностью;
 использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимости правомерного поведения,
включая налоговое поведение и противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением,
проступком и преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего
социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
 определять и аргументировать с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни и личный социальный опыт своё
отношение к роли правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека;
10



решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека, анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных для
несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
 овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов Конституции Российской
Федерации и других нормативных правовых актов, из предложенных учителем источников о правах и обязанностях граждан,
гарантиях и защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, о правах ребёнка и способах их защиты и
составлять на их основе план, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
 искать и извлекать информацию о сущности права и значении правовых норм, о правовой культуре, о гарантиях и защите прав и
свобод человека и гражданина в Российской Федерации, выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в
том числе учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
 анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную информацию из адаптированных источников (в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями о правовом регулировании поведения человека,
личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
 оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия правовым нормам: выражать свою точку
зрения, участвовать в дискуссии;
 использовать полученные знания о праве и правовых нормах в практической деятельности (выполнять проблемные задания,
индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения гражданских обязанностей (для
реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя, выбора профессии и оценки собственных перспектив в
профессиональной сфере с учётом приобретённых представлений о профессиях в сфере права, включая деятельность
правоохранительных органов); публично представлять результаты своей деятельности (в рамках изученного материала, включая
проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом;
 самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ при получении паспорта гражданина
Российской Федерации;
 осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
Основы российского права
 осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актах, содержании и значении
правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи
общественные отношения (в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном праве); о защите прав
несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной); о
11
















правоохранительных органах; об обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и
экстремизма;
характеризовать роль Конституции Российской Федерации в системе российского права; правоохранительных органов в защите
правопорядка, обеспечении социальной стабильности и справедливости; гражданско-правовые отношения, сущность семейных
правоотношений; способы защиты интересов и прав детей, оставшихся без попечения родителей; содержание трудового договора,
виды правонарушений и виды наказаний;
приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершённые правонарушения;
классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды правонарушений и юридической ответственности
по отраслям права (в том числе устанавливать существенный признак классификации);
сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслей права (гражданского,
трудового, семейного, административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные
неимущественные отношения;
устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя, прав и обязанностей членов семьи;
традиционных российских ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
использовать полученные знания об отраслях права в решении учебных задач: для объяснения взаимосвязи гражданской
правоспособности и дееспособности; значения семьи в жизни человека, общества и государства; социальной опасности и
неприемлемости уголовных и административных правонарушений, экстремизма, терроризма, коррупции и необходимости
противостоять им;
определять и аргументировать своё отношение к защите прав участников трудовых отношений с опорой на знания в области
трудового права, к правонарушениям, формулировать аргументированные выводы о недопустимости нарушения правовых норм;
решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского,
трудового, семейного, административного и уголовного права;
овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых
актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской
Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из
предложенных учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать
текстовую информацию в таблицу, схему;
искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового, семейного, административного и
уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
12









анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать ­социальную информацию из адаптированных источников(в том числе
учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать
выводы, подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической ответственности
несовершеннолетних;
оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам гражданского, трудового,
семейного, административного и уголовного права;
использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права в
практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для
осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично представлять результаты
своей деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения,
особенностями аудитории и регламентом;
самостоятельно заполнять форму (в том числе электронную) и составлять простейший документ (заявление о приёме на работу);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной
принадлежности, на основе национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических
ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
8 КЛАСС

Человек в экономических отношениях








осваивать и применять знания об экономической жизни общества, её основных проявлениях, экономических системах, собственности, механизме
рыночного регулирования экономики, финансовых отношениях, роли государства в экономике, видах налогов, основах государственной
бюджетной и денежно-кредитной политики, о влиянии государственной политики на развитие конкуренции;
характеризовать способы координации хозяйственной жизни в различных экономических системах; объекты спроса и предложения на рынке
труда и финансовом рынке; функции денег;
приводить примеры способов повышения эффективности производства; деятельности и проявления основных функций различных финансовых
посредников; использования способов повышения эффективности производства;
классифицировать (в том числе устанавливать существенный признак классификации) механизмы государственного регулирования экономики;
сравнивать различные способы хозяйствования;
устанавливать и объяснять связи политических потрясений и социально-экономических кризисов в государстве;

13



















использовать полученные знания для объяснения причин достижения (недостижения) результатов экономической деятельности; для объяснения
основных механизмов государственного регулирования экономики, государственной политики по развитию конкуренции, социальноэкономической роли и функций предпринимательства, причин и последствий безработицы, необходимости правомерного налогового пов едения;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к предпринимательству и развитию собственного бизнеса;
решать познавательные и практические задачи, связанные с осуществлением экономических действий, на основе рационального выбора в
условиях ограниченных ресурсов; с использованием различных способов повышения эффективности производства; отражающие типичные
ситуации и социальные взаимодействия в сфере экономической деятельности; отражающие процессы;
овладевать смысловым чтением, преобразовывать текстовую экономическую информацию в модели (таблица, схема, график и пр.), в том числе о
свободных и экономических благах, о видах и формах предпринимательской деятельности, экономических и социальных последствиях
безрабо­тицы;
извлекать информацию из адаптированных источников, публикаций СМИ и Интернета о тенденциях развития экономики в нашей стране, о
борьбе с различными формами финансового мошенничества;
анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать и критически оценивать социальную информацию, включая экономикостатистическую, из адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с личным социальным
опытом; используя обществоведческие знания, формулировать выводы, подкрепляя их аргументами;
оценивать собственные поступки и поступки других людей с точки зрения их экономической рациональности (сложившиеся модели поведения
производителей и потребителей; граждан, защищающих свои экономические интересы; практики осуществления экономических действий на
основе рационального выбора в условиях ограниченных ресурсов; использования различных способов повышения эффективности производства,
распределения семейных ресурсов, для оценки рисков осуществления финансовых мошенничеств, применения недобросовестных практик);
приобретать опыт использования знаний, включая основы финансовой грамотности, в практической деятельности и повседневной жизни для
анализа потребления домашнего хозяйства, структуры семейного бюджета; составления личного финансового плана; для выбора профессии и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; выбора форм сбережений; для реализации и защиты прав потребителя (в том числе
финансовых услуг), осознанного выполнения гражданских обязанностей, выбора профессии и оценки собственных перспектив в профессиональной
сфере;
приобретать опыт составления простейших документов (личный финансовый план, заявление, резюме);
осуществлять совместную деятельность, включая взаимодействие с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности, на
основе гуманистических ценностей, взаимопонимания между людьми разных культур.

Человек в мире культуры



осваивать и применять знания о процессах и явлениях в духовной жизни общества, о науке и образовании, системе образования в Российской
Федерации, о религии, мировых религиях, об искусстве и его видах; об информации как важном ресурсе современного общества;
характеризовать духовно-нравственные ценности (в том числе нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость) нашего
общества, искусство как сферу деятельности, информационную культуру и информационную безопасность;
14















приводить примеры политики российского государства в сфере культуры и образования; влияния образования на социализацию личности; правил
информационной безопасности;
классифицировать по разным признакам формы и виды культуры;
сравнивать формы культуры, естественные и социально-гуманитарные науки, виды искусств;
устанавливать и объяснять взаимосвязь развития духовной культуры и формирования личности, взаимовлияние науки и образования;
использовать полученные знания для объяснения роли непрерывного образования;
определять и аргументировать с точки зрения социальных ценностей и с опорой на обществоведческие знания, факты общественной жизни своё
отношение к информационной культуре и информационной безопасности, правилам безопасного поведения в Интернете;
решать познавательные и практические задачи, касающиеся форм и многообразия духовной культуры;
овладевать смысловым чтением текстов по проблемам развития современной культуры, составлять план, преобразовывать текстовую
информацию в модели (таблицу, диаграмму, схему) и преобразовывать предложенные модели в текст;
осуществлять поиск информации об ответственности современных учёных, о религиозных объединениях в Российской Федерации, о роли
искусства в жизни человека и общества, о видах мошенничества в Интернете в разных источниках информации;
анализировать, систематизировать, критически оценивать и обобщать социальную информацию, представленную в разных формах
(описательную, графическую, аудиовизуальную), при изучении культуры, науки и образования;
оценивать собственные поступки, поведение людей в духовной сфере жизни общества;
использовать полученные знания для публичного представления результатов своей деятельности в сфере духовной культуры в соответствии с
особенностями аудитории и регламентом;
приобретать опыт осуществления совместной деятельности при изучении особенностей разных культур, национальных и религиозных ценностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
7 КЛАСС
№
п/п

Количество часов
Наименование разделов и тем программы

Всего

Контроль
ные
работы

Практиче
ские
работы

Электронные (цифровые) образовательные
ресурсы

Раздел 1. Социальные ценности и нормы
1.1

Социальные ценности

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

1.2

Социальные нормы

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4
15

1.3

Мораль и моральный выбор. Право и мораль

8

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

1

12

Раздел 2. Человек как участник правовых отношений
2.1

Правоотношения

3

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

2.2

Правонарушения и их опасность для личности и общества

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

2.3

Защита прав и свобод человека и гражданина

2

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

1

7

Раздел 3. Основы российского права
3.1

Как устроено российское право

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.2

Основы гражданского права

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.3

Основы семейного права

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.4

Основы трудового права

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.5

Виды юридической ответственности

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

3.6

Правоохранительные органы в Российской Федер-иии

3

ИТОГО ПО РАЗДЕЛУ

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f4170e4

12

Защита проектов, итоговое повторение

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

4

0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
8 КЛАСС
№
п/п

Наименование разделов и тем
программы

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Практические
работы

Электронные (цифровые)
образовательные ресурсы

Раздел 1. Человек в экономических отношениях
1.1

Экономика — основа жизнедеятельности

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196
16

человека
1.2

Рыночные отношения в экономике

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

1.3

Финансовые отношения в экономике

5

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

1.4

Домашнее хозяйство

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

1.5

Экономические цели и функции
государства

4

Итого по разделу

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

2

20

Раздел 2. Человек в мире культуры
2.1

Культура, её многообразие и формы

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

2.2

Наука и образование в Российской
Федерации

4

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

2.3

Роль религии в жизни общества

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

2.4

Роль искусства в жизни человека

2

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

2.5

Роль информации в современном мире

2

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/7f419196

Итого по разделу

11

Защита проектов, итоговое повторение

3

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

34

4

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

0
4

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НАЗАРУК ДИАНЫ ЗИЯЕВНЫ
7 КЛАСС
№
п/п

Тема урока

Количество часов
Всего

Контрольные
работы

Дата изучения
План
Факт

Электронные цифровые
образовательные ресурсы
17

1
2
3

Социальные ценности
Гражданственность и патриотизм
Социальные нормы

1
1
1

4

Социальные нормы

1

5

Нормы и принципы морали

1

6

Нормы и принципы морали

1

7

Нравственные чувства человека. Совесть и стыд

1

8

Повторительно-обобщающий урок по теме
"Социальные ценности и нормы"

9

Моральный выбор и моральная оценка

10
11
12

Влияние моральных норм на общество и
человека
Право и его роль в жизни общества. Право и
мораль
Правоотношения и их особенности. Правовые
нормы

1
1
1
1
1

13

Правомерное поведение

1

14

Правовая культура личности

1

15
16

Правонарушение и юридическая
ответственность
Повторительно-обобщающий урок по теме
"Социальные ценности и нормы"

1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebad0a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebae7c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebafee
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb160
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb3f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb57a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb70a
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc1e6
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebb886
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebbd40
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebbee4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc358
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc5b0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc970
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcae2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebc060
18

17
18

Правонарушение и юридическая
ответственность
Права, свободы, обязанности гражданина
Российской Федерации

1
1

19

Права ребёнка и возможности их защиты

1

20

Конституция Российской Федерации Основной закон. Система права

1

21

Основы гражданского права

1

22

Основы гражданского права

1

23

Основы семейного права

1

24

Основы семейного права

1

25

Основы трудового права

1

26

Повторительно-обобщающий урок по теме
"Основы российского права"

27

Основы трудового права

1

28

Виды юридической ответственности

1

29
30
31
32

Особенности юридической ответственности
несовершеннолетних
Правоохранительные органы в Российской
Федерации
Повторительно-обобщающий урок по темам
"Человек как участник правовых отношений.
Основы российского права"
Защита проектов по теме " Гражданин
Российской Федерации"

1

1
1
1
1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcc54
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcdbc
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebcf24
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd08c
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd1f4
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd5be
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd74e
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebd8c0
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebda32
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe2ac
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdbb8
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdd16
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebdfd2
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe144
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe414
Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebe590
19

Защита проектов по теме "Права и обязанности
несовершеннолетних"
Итоговое повторение по темам «Человек как
34
участник правовых отношений» и "Основы
российского права"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
33

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebf7b0

1

Библиотека ЦОК
https://m.edsoo.ru/f5ebfbac
4

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
УЧИТЕЛЯ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НАЗАРУК ДИАНЫ ЗИЯЕВНЫ
8 КЛАСС
Количество часов
№
п/
п

Тема урока

Всего

Контрол
ьные
работы

Дата изучения
план

Доманее
задание

Электронные цифровые
образовательные ресурсы

факт

ЧЕТВЕРТЬ I

1
2
3
4
5

Экономическая жизнь общества
Экономическая система и её функции.
Собственность

1

Производство — источник экономических благ

1

Предпринимательство. Производительность
труда. Разделение труда
Деньги, обмен, торговля

§18 стр163
§19 стр172

1
§21 стр188
§22 стр196

1
§21 стр196

1

6

Рыночная экономика. Конкуренция.
Многообразие рынков

1

7

Спрос и предложение. Рыночное равновесие

1

8

Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек в экономических отношениях"

§20 стр181
§20 стр181

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebfda0
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ebff6c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0124
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec06f6
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec091c
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0ae8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0cb4
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec255a
20

ЧЕТВЕРТЬ II

9
10

Предприятие в экономике
Заработная плата и стимулирование труда.
Занятость и безработица

12
13
14

Защита прав потребителя финансовых услуг

1

15

Экономические функции домохозяйств

1

Повторительно-обобщающий урок по теме
"Человек в экономических отношениях"
ЧЕТВЕРТЬ III 8 КЛАСС
Потребление домашних хозяйств.
17 Потребительские товары и товары длительного
пользования
18 Источники доходов и расходов семьи
19 Экономические цели и функции государства
Налоги. Государственный бюджет.
20 Государственная политика по развитию
конкуренции
21 Культура, её многообразие и формы.
22 Наука. Роль науки в развитии общества
23 Образование в современном обществе
Образование в Российской Федерации.
24 Самообразование
Политика в сфере культуры и образования в
25 Российской Федерации
Повторительно-обобщающий урок по теме
26
"Человек в мире культуры"
ЧЕТВЕРТЬ IV
27 Роль религии в жизни человека и общества

§27 стр238

1

Финансовый рынок и финансовые
посредники
Банковские услуги
Страховые услуги

11

§21 стр188

1

Выучить
конспект

1

§25 стр220

1
1

16

§26 стр229
Выучить
конспект
Выучить
конспект

Выучить
конспект

§24 стр211

1
1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1132
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec12ea
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec14b6
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec175e
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1920
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1ae2
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec27f8

1

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec0e62

§23 стр205

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec1e70
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2046
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec21ea

§23 стр205

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec23a2

1
§5 стр 49

1
1
1

§9 стр 79
§9 стр 79
§9 стр 79

1

Выучить
конспект

1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec305e
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec31da
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3bd0

1
1

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec29ce
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2b86
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec2d2a

§10 стр 85

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3356
21

28
29
30
31
32
33

Национальные и мировые религии. Религии и
религиозные объединения в РФ
Что такое искусство. Виды искусств
Роль искусства в жизни человека и общества
Роль информации и информационных технологий
в современном мире
Защита проектов по теме по теме "Финансовая
грамотность"
Защита проектов по теме "Человек в экономике"

Итоговое повторение по темам "Человек в
экономике", "Человек в мире культуры"
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

§10 стр 85

1

§11 стр 92

1
1

§11 стр 92

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec34c8
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec363a
Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec38c4

1

Выучить
конспект

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3a5e

1

Выучить
термины

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3d60

1

Выучить
термины

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec3f72

34

1
34

Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f5ec40e4

4

22

23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».