РП 11класс

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова
Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN
=Аблямитова Гульшен Решатовна, E=
magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2023.09.28 15:01:53+03'00'
Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНА
на заседании ШМО
учителей естественноматематического цикла
Протокол № 01от 30.08.2023 г.
_____________Э.А.Карачук

СОГЛАСОВАНА

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ
Заместитель директора по УР Магазинский УВК
___________И.В. Кубишина __________Г.Р.Аблямитова
30 августа 2023 г.
Приказ 30 августа 2023 г.
№ 336

Рабочая программа
по географии
на 2023-2024 учебный год
11 класс
(базовый уровень)

Составлена
учителем
Казмирчук Ю.А.
Рекомендована
педагогическим советом
Протокол от
30 августа 2023 г. №02

Магазинка-2023

1

Пояснительная записка
Рабочая программа по географии разработана в соответствии с Федеральным
законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», федеральным государственным образовательным стандартом
среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и
науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования», на основе
авторской
программы
В.П.
Максаковского
«География»
(Программы
общеобразовательных учреждений. География. 10-11 классы (базовый уровень)./ под ред.
В.П. Максаковского), реализуемой в учебниках для 10-11 классов под редакцией В.П.
Максаковского, с учетом Программы воспитания МБОУ Магазинский УВК на 2021-2025
гг.
Программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает
точное распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность
их изучения.
Изучение географии в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
 освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и
динамично изменяющемся мире, о взаимосвязи природы, населения и хозяйства на
всех территориальных уровнях, о географических аспектах глобальных проблем
человечества и путях их решения; о методах изучения географического
пространства, разнообразии его объектов и процессов;
 овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы
для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических
процессов и явлений;
 развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и
проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
 воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам,
бережного отношения к окружающей среде;
 использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных
географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
 нахождение и применение географической информации, включая карты,
статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для
правильной
оценки
важнейших
социально-экономических
вопросов
международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России,
других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
 понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях
стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и
образовательных программ, телекоммуникации, простого общения.
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и
навыков. На базовом уровне это:
 умение работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими
материалами;
 определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный
выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
2

 поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том
числе в геоинформационных системах;
 обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и
процессов
 владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов
познавательной и практической деятельности.
Задачами, решаемыми в процессе обучения географии на ступени среднего
общего образования в старшей школе, являются:
 освоение знаний о географических системах, закономерностях; истории развития
современных представлений о Земле; выдающихся открытиях в географической
науке; роли географии в формировании современной научной картины мира;
методах научного познания;
 овладение умениями обосновывать место и роль географических знаний в
практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить
наблюдения, описание и объектов с целью выявления естественных и
антропогенных изменений; находить и анализировать необходимую информацию;
 развитие творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений
географии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых
путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций,
различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации;
 воспитание культуры рационального потребителя, необходимости бережного
отношения к природной среде; уважения к мнению оппонента при обсуждении
проблем;
 использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни
дляоценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде,
правил поведения в природе.
Курс географии 11 класса ориентируется, прежде всего, на формирование общей
культуры и мировоззрения учащихся, а также решение воспитательных и развивающих
задач образования, задач социализации личности. По содержанию предлагаемый базовый
курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного
географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений
о географической картине мира, которые опираются на понимание географических
взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового
хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов
глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса
призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о
месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к
другим народам и странам.

3

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностным результатом обучения географии в средней школе является
формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности,
обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных
ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов
и норм поведения.
Изучение географии в средней школе обусловливает достижение следующих
результатов личностного развития:
– готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства,
собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по
отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе
осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
– готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в
соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества,
потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
– российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в
поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности
российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его
защите;
– уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за
свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
– формирование уважения к русскому языку как государственному языку
Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным
фактором национального самоопределения;
– воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в Российской Федерации; осознанный выбор будущей профессии как путь
и способ реализации собственных жизненных планов;
– готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
– нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и
способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения;
– принятие
гуманистических
ценностей,
осознанное,
уважительное
и
доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
– готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма,
ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение
прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных
нормах
и
правилах
межличностных
отношений
в
поликультурном
и
4

многоконфессиональном обществе, представление о способах противодействия
коррупции;
- готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию
и взаимопомощи;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (волонтерство; помощь людям,
нуждающимся в ней).

Метапредметными

результатами изучения курса «География» является
формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные универсальные учебные действия:
– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым
можно определить, что цель достигнута;
– оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и
морали;
– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
– оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия:
– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
– использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
– выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
– менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а
не личных симпатий;
– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом
команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и
т.д.);
– координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;
5

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
– распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их
активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая
личностных оценочных суждений.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы по географии
В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего
общего образования выпускник на базовом уровне научится:
– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем
человечества;
– определять количественные и качественные характеристики географических
объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;
– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели,
отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их
территориальные взаимодействия;
– сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для
выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических
процессов и явлений;
– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;
– выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и
экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических
источников информации;
– раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и
процессов;
– выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
– выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и
ситуаций;
– описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных
воздействий;
– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для
жизни человека;
– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах
и регионах мира;
– объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира,
регионов, стран и их частей;
– характеризовать географию рынка труда;
– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции
населения стран, регионов мира;
– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей
хозяйства отдельных стран и регионов мира;
– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов
мира;
– приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;
– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития,
используя показатель внутреннего валового продукта;
– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных
источников информации в современных условиях функционирования экономики;
– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;
– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансовоэкономических и политических отношений;
6

– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и
развитие мирового хозяйства.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
–
характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать
процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;
– переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических
данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;
– составлять географические описания населения, хозяйства и экологической
обстановки отдельных стран и регионов мира;
– делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате
изменения их компонентов;
– выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;
– давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим
в географической оболочке;
– понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений,
влияющих на безопасность окружающей среды;
– оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов
природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого
развития;
– раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;
– прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием
международных отношений;
–
оценивать социально-экономические последствия изменения современной
политической карты мира;
– оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и
геоэкологическими процессами, происходящими в мире;
– оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира;
– оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;
– анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;
– анализировать
основные
направления
международных
исследований
малоизученных территорий;
– выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического
положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;
– понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между
государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
– давать оценку международной деятельности, направленной на решение
глобальных проблем человечества.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса класса призвано сформировать у учащихся целостное
представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у них
познавательный интерес к другим народам и странам.

11 класс
Региональная характеристика мира
Тема 6. Зарубежная Европа (9ч.)
Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Европа как
один из ведущих регионов современного мира. Площадь территории и границы.
Особенности ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение. Изменения
7

политической карты региона в новейшее время.
Природные условия и ресурсы зарубежной Европы. Природные ресурсы для
развития промышленности, сельского хозяйства, лесного хозяйства, туризма и рекреации.
Население зарубежной Европы: численность и характер воспроизводства, угроза
депопуляции. Роль трудовой иммиграции и увеличение значения «исламского фактора».
Национальный состав населения региона: однонациональные, двунациональные и
многонациональные государства. Обострение межнациональных отношений. Основные
религии зарубежной Европы, роль Ватикана. Размещение населения: его плотность,
высокий уровень урбанизации. Западноевропейский тип города. Процесс субурбанизации.
Место региона в мировом хозяйстве. Страны, входящие в «большую семѐрку»
стран Запада: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Менее крупные страны
региона и их специализация в международном географическом разделении труда
Промышленность зарубежной Европы. Главные отрасли: машиностроение и
химическая промышленность. Топливно-энергетический комплекс, чѐрная и цветная
металлургия. Лесная, легкая промышленность. Главные промышленные районы.
Сельское хозяйство зарубежной Европы, три главных типа: 1) североевропейский,
2) среднеевропейский, 3) южноевропейский.
Транспортная система зарубежной Европы. Главные транспортные магистрали
направлений Север-Юг и Запад-Восток. Главные сухопутные транспортные узлы и
портово-промышленные комплексы. Преодоление естественных преград.
Непроизводственная сфера в зарубежной Европе. Система технопарков и
технополисов. Главные финансовые центры и оффшорные зоны. Зарубежная Европа как
главный в мире район международного туризма; «большая тройка» стран по развитию
въездного туризма.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы в зарубежной Европе.
Географический рисунок расселения и хозяйства зарубежной Европы. Понятие о
«Центральной оси развития» Западной Европы. Типология экономических районов с
выделением: 1) высокоразвитых, 2) старопромышленных, 3) аграрных, 4) нового
освоения. Четыре субрегиона зарубежной Европы.
Федеративная Республика Германия как самое мощное в экономическом
отношении государство зарубежной Европы. Образование ФРГ в 1949 г. Особенности
формы правления, геополитического положения и административно-территориального
устройства. Население: численность, демографическая ситуация, размещение. Место ФРГ
в мировом хозяйстве. Промышленность ФРГ: уровень развития, основные отрасли
специализации. Сельское хозяйство: отраслевая структура и размещение. Особенности
транспортной сети. Высокий уровень развития непроизводственной сферы. Внешние
экономические связи. Особенности территориальной структуры хозяйства ФРГ.
Направления региональной политики.
Практическая работа №1. Составление сравнительной экономико-географической
характеристики двух развитых стран Европы.
Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия (7ч.)
Общая характеристика. Зарубежная (по отношению к странам СНГ) Азия как быстро
развивающийся регион современного мира. Размеры территории и границы.
Отличительные черты ЭГП: 1) соседское положение, 2) приморское положение, 3)
глубинное положение. Политическая карта региона в новейшее время. Территориальные
споры в зарубежной Азии. «Горячие точки» (Афганистан, и др.) субрегиона.
Природные условия и ресурсы зарубежной Азии. Природные ресурсы для развития
промышленности; особое значение нефтяных ресурсов. Природно-ресурсные
предпосылки для развития сельского хозяйства; недостаточная обеспеченность
пахотными землями и источниками водоснабжения.
Население зарубежной Азии; регион с наибольшей численностью населения.
Демографическая ситуация и демографическая политика в субрегионах зарубежной Азии.
8

Этнический и религиозный состав населения, зарубежная Азия как родина трѐх мировых
религий. Межэтнические и религиозные конфликты в регионе. Основные черты
размещения населения, контрасты плотности. Главные очаги внешних миграций. Рост
городского населения, городские агломерации и «сверхгорода». Восточный (азиатский)
тип города. Особенности сельского расселения.
Рост значения зарубежной Азии в мировом хозяйстве. Пять главных центров
мирового хозяйства в регионе: Китай, Япония, Индия, группа новых индустриальных
стран, группа нефтеэкспортирующих стран. Уровень индустриализации стран зарубежной
Азии, главные промышленные районы. Особенности сельского хозяйства региона.
Главные районы возделывания зерновых, тропических и субтропических культур,
пастбищного животноводства.
Экологические проблемы и меры по охране окружающей среды в странах
зарубежной Азии.
Китайская Народная Республика. Размеры территории и экономикогеографическое положение. Административно-территориальное деление Китая, проблема
Тайваня. Воссоединение Сянгана и Аомыня с Китаем. Население Китая. Китай – первая
страна мира по численности населения. Демографическая политика и еѐ результаты;
переход от демографического взрыва к третьей фазе демографического перехода.
Возрастно-половой состав населения. Этнический состав населения. Особенности
размещения населения: соотношение городских и сельских жителей, процесс
урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации Китая. Китай как страна
древней культуры.
Хозяйство Китая. Быстрые темпы роста экономики, китайское «экономическое
чудо». Превращение Китая в мощную индустриальную державу. Отставание Китая по
показателю душевого ВВП и уровню жизни.
Промышленность Китая. Успехи и проблемы топливно-энергетического комплекса.
Быстрое развитие металлургического комплекса, мировой рекорд по выплавки стали.
Преобразования в машиностроительном комплексе Китая, успехи автомобильной
промышленности. Традиции лѐгкой промышленности.
Сельское хозяйство Китая. Рост производства сельскохозяйственных культур.
Главные районы возделывания пшеницы, риса, чая. Районы экстенсивного скотоводства.
Успехи Китая в области рыболовства и аквакультуры.
Транспорт Китая. Особое значение железнодорожного транспорта; сооружение
новых магистралей и высокоскоростных железных дорог. Быстрый рост морских
перевозок, главные морские порты. Развитие трубопроводного и воздушного транспорта.
Внешние экономические связи Китая. Превращение его в страну с открытой
экономикой. Специальные экономические зоны. Структура экспорта и импорта Китая, его
главные торговые партнеры. Положение Китая в мировой финансовой сфере, в
международном туризме. Внутренние различия. Восточная (приморская) зона с
крупнейшими городами страны и специальными экономическими зонами (СЭЗ).
Центральная и Западная зоны.
Япония. Территория Японии, еѐ границы и ЭГП. Стабильность численности
населения Японии – страны Азии с первым типом воспроизводства населения; причины
такого демографического перехода. Однородный национальный состав населения,
культурные традиции. Религиозный состав населения Японии. Высокая средняя плотность
населения. Высокий уровень урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации
(Токио, Осака, Нагоя) Японии. Понятие о мегаполисе Токайдо.
Хозяйство. Период «экономического чуда» в Японии в 50-80-е гг. XX в. и его
причины. Замедление темпов экономического роста в 90-е гг., переход на роль «державы
№3». Япония как постиндустриальная страна.
Промышленность – этапы развития. Этап развития энергоѐмких и металлоѐмких

9

производств при увеличении импорта топлива и сырья. Этап ориентации на наукоѐмкие
отрасли. Главные промышленные центры Японии и их специализация.
Сельское хозяйство Японии – изменения в структуре и географии. Значение
рыболовства.
Высокий уровень развития железнодорожного и морского транспорта. Особое
значение внешних экономических связей. Структура и география экспорта и импорта
Японии.
Территориальная структура хозяйства Японии. Еѐ «лицевая» часть, мегаполис Токайдо. Ее
«тыльная» часть. Региональная политика Японии.
Индия. Территория, границы, ЭГП Индии. Государственный строй; форма
правления и административно-территориальное деление. Индия в составе Содружества,
возглавляемого Великобританией.
Население. Быстрый рост населения Индии и его причины. Особенности
демографической политики. Сложный этнический и религиозный состав населения
Индии; районы этнорелигиозных противоречий. Неравномерность размещения населения.
Особенности урбанизации в Индии, главные города и городские агломерации.
Хозяйство. Индия как страна контрастов. «Экономическое чудо» в Индии и рост
объѐма ВВП. Постепенное превращение Индии в супердержаву знаний. Сильное
отставание Индии по показателю душевого ВВП. Высокая доля людей, живущих за
чертой бедности.
Промышленность Индии: особенности еѐ отраслевой структуры и географии.
Главные новостройки («полюса роста») в тяжѐлой промышленности Индии. Главные
отрасли лѐгкой промышленности.
Сельское хозяйство Индии. Особенности аграрного строя, влияние «зелѐной
революции». Две главные сельскохозяйственные зоны.
Географический рисунок хозяйства и расселения Индии. «Экономические
столицы»: Мумбаи, Дели, Бангалор. «Коридоры роста», связывающие их друг с другом.
Зарождение первых трѐх мегалополисов Индии.
Австралия. Австралия как государство Азиатско-Тихоокеанского региона.
История, освоение Австралии. Особенности государственного строя. Основные черты
населения: численность, рост за счет иммиграции, очень низкая плотность населения.
Главные города Австралии.
Хозяйство. Место Австралии в мировом хозяйстве. Главные отрасли
международной специализации: горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство,
природные предпосылки для их развития.
Внутренние различия. Юго-Восточный район Австралии с главными городами
страны. Северо-Восточный, Южный и Западный районы, их роль в населении и хозяйстве
Австралии. Неосвоенные пространства Северного и Центрального районов.
Практическая работа №2. Построение картосхемы и диаграммы экономических
связей крупных стран Азии.
Тема 8. Африка . (3ч.)
Общая характеристика. Колониальное прошлое Африки. Этапы завоевания
политической независимости после второй мировой войны. Развивающиеся страны
Африки, включая наименее развитые. ЮАР – страна, сочетающая признаки экономически
развитой и развивающейся страны.
Территория Африки и отдельных еѐ стран. Особенности ЭГП: приморские и
внутриконтинентальные страны. Особенности государственного строя: преобладание
президентских республик.
Африка как регион территориальных споров и региональных конфликтов. Волна
национальных революций в Северной Африке в 2011 г. Организация Африканского
единства. Природные условия и ресурсы. Богатство Африки полезными ископаемыми.
Оценка земельных и агроклиматических ресурсов для развития сельского хозяйства.
10

Процессы опустынивания и обезлесения в Африке.
Африка – регион демографического взрыва с самыми высокими темпами
воспроизводства населения. Качество населения в Африке. Этнический состав населения
Африки, главные семьи языков, культурное наследие. Контрасты расселения в Африке.
Темпы и уровни урбанизации, «городской взрыв» и его последствия. Крупнейшие
городские агломерации. Основные черты сельского расселения.
Хозяйство Африки, место еѐ в мире. Сохранение колониального типа отраслевой
структуры хозяйства с преобладанием сельского хозяйства. Тропическое и
субтропическое земледелие в Африке. Понятие о монокультуре.
Индустриализация Африки. Ведущая роль горнодобывающей промышленности.
Недостаточное развитие обрабатывающей промышленности. Доля Африки в мировом
хозяйстве. Деление Африки на пять субрегионов – Северную, Западную, Центральную,
Восточную и Южную Африку. Деление Африки на два субрегиона: Северную и
Тропическую Африку.
Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства Северной
(арабской) Африки. Крупнейшие города. Понятие об арабском типе города.
Особенности исторического развития, природы, населения и хозяйства
Тропической («чѐрной») Африки. Тропическая Африка как самая отсталая часть всего
развивающегося мира. Районы горнодобывающей промышленности и интенсивного
сельского хозяйства в Тропической Африке. Ухудшение состояния окружающей среды в
Тропической Африке.
Южно-Африканская Республика (ЮАР). ЮАР как страна с двойной
экономикой. Место ЮАР в хозяйстве Африки и всего мира. Особенности исторического
развития. Промышленность ЮАР и отрасли еѐ международной специализации. Сельское
хозяйство ЮАР. Высокий уровень социального расслоения в ЮАР. Вступление ЮАР в
2011 г. в группу стран БРИКС.
Тема 9. Северная Америка (5ч.)
Понятие «Северная Америка» в экономической и социальной географии мира.
Общая характеристика Соединенных Штатов Америки. Размеры территории
США и еѐ подразделение на три части. Выгоды ЭГП США, сухопутные и морские
границы; соседи США. Федеративное государственное устройство США. Штаты США.
Двухпартийная система в США.
Население США. Устойчивый рост численности населения; роль естественного и
миграционного прироста. Особенности формирования американской нации. Белое,
афроамериканское, латиноамериканское население. Аборигены. Проблемы расовой
дискриминации. Возрастно-половая структура населения. Размещение населения по
территории страны. Показатели плотности населения. Направления внутренних миграций
населения. География городов. Городские агломерации и мегалополисы США.
Особенности сельского расселения.
Общая характеристика хозяйства: ведущее место США в мировой экономике.
Замедление темпов экономического роста; финансово-экономический кризис 2008-2009
гг. Структура экономики США, резкое преобладание непроизводственной сферы. Роль
американских ТНК в создании «второй экономики» США. Лидерство США в мировом
промышленном производстве. Ведущие отрасли горнодобывающей и обрабатывающей
промышленности.
Лидерство США в мировом сельскохозяйственном производстве. Постадийная
специализация в сельском хозяйстве США. Особенности транспортной системы США.
Переход к постиндустриальному обществу.
Особенности
территориальной
структуры
хозяйства
США.
Факторы,
воздействующие на эту структуру. Концентрация хозяйственной жизни в мегалополисах
США. Высокоразвитые и депрессивные районы в США; региональная политика.
География промышленности США. Природные ресурсы для развития
11

промышленности США; увеличение зависимости от импорта. Основные черты географии
топливной
промышленности,
электроэнергетики,
чѐрной
металлургии,
машиностроительной, химической и текстильной промышленности США. Понятие о
четырѐх промышленных поясах.
География сельского хозяйства США. Природно-ресурсные предпосылки для
развития этой отрасли. Отрасли, определяющие профиль растениеводства в США.
Отрасли, определяющие профиль животноводства в США. Сельскохозяйственные районы
(пояса) США.
География транспорта США, еѐ конфигурация. Главные транспортные магистрали
и узлы. Развитие отдельных видов транспорта.
Внешние экономические связи США. Структура и география внешней торговли
товарами и услугами. Вывоз и ввоз капитала.
Развитие внутреннего и международного туризма в США. Главные туристские
районы, национальные парки.
Охрана окружающей среды и геоэкологические проблемы в США. Меры по охране
окружающей среды.
Макрорегионы США. Макрорегион Северо-Востока, города Нью-Йорк и
Вашингтон. Макрорегион Среднего Запада, город Чикаго. Макроргегион Юга, город
Атланта. Макрорегионы Запада, города Лос-Анджелес и Сан-Франциско.
Краткая экономико-географическая характеристика Канады. Размеры
территории и ЭГП Канады. Особенности государственного строя Канады. Население
Канады; англо-канадцы и франко-канадцы. Уровень урбанизации и главные города.
Канада как высокоразвитая страна. Четыре отрасли еѐ международной специализации.
Экономические и социальные различия между Югом и Севером Канады.
Практическая работа №3. Сравнительная характеристика хозяйства главных
экономических районов США.
Тема 10. Латинская Америка (5ч.)
Общая характеристика региона. Территория, подразделение на субрегионы.
Особенности ЭГП. Государственный строй стран Латинской Америки. Унитарные и
федеративные государства. Колониальные владения.
Природные ресурсы региона. Богатство полезными ископаемыми, их
приуроченность к Тихоокеанскому рудному поясу, к Южно-Американской платформе и
еѐ краевым прогибам. Богатство водными и лесными ресурсами. Агроклиматические
условия.
Население. Тип воспроизводства населения. Этнический состав; три компонента
его формирования. Разнообразие этнического состава; дуализм культур. Главные черты
размещения населения. Высокий уровень урбанизации. Понятия о латиноамериканском
типе города и «ложной урбанизации». Крупнейшие городские агломерации региона.
Общая характеристика хозяйства. «Левый поворот» в началеXXI в. и переход к
ускоренным темпам экономического роста. Горнодобывающая промышленность стран
Латинской Америки. Обрабатывающая промышленность стран Латинской Америки. Их
главные центры. Плантационный и потребительский сектора в сельском хозяйстве
Латинской Америки. Главные отрасли земледелия и животноводства и их размещение.
Особенность транспортной системы региона, «линии проникновения».
Территориальная структура хозяйства Латинской Америки. «Большая тройка»
стран (Мексика, Бразилия, Аргентина). Экономическое значение столиц и крупных
городских агломераций. Региональная политика.
Охрана окружающей среды и экологические проблемы.
Федеративная Республика Бразилия. Бразилия - самая большая страна
Латинской Америки, одна из ключевых развивающихся стран. Ускорение темпов
экономического роста с началом XXI в., вхождение в группу стран БРИКС.
Размеры и профиль горнодобывающей промышленности; основные центры.
12

Размеры и профиль обрабатывающей промышленности; основные центры. Позиции
Бразилии в мировом сельском хозяйстве, главные сельскохозяйственные районы.
Особенности территориальной структуры хозяйства; сосредоточение населения и
производства в приатлантических районах. Стратегия освоения внутренних районов
(Амазонии). Перенос столицы из Рио-де-Жанейро в город Бразилиа. Промышленные
новостройки в Амазонии. Особое значение крупнейших городских агломераций: Рио-деЖанейро и «экономической столицы» страны – Сан-Паулу. Главные транспортные
новостройки.
Практическая
работа
№4.
Составление
экономико-географической
характеристики одной из развивающихся стран мира (по выбору).
Практическая работа №5. Составление маршрута путешествия по одной из
стран мира (в виде презентации).
Тема 11. Россия в современном мире (2ч.)
Место России в мировой политике. Россия как один из глобальных лидеров,
определяющих мировую политическую повестку дня. Участие России в международных
организациях. Россия и глобальный миропорядок.
Место России в мировом природно-ресурсном потенциале. Россия в мировой
территории, в мировых ресурсах полезных ископаемых. Природные условия России для
жизни людей. Экологическая обстановка в России.
Место России в населении мира. Ухудшение демографической обстановки в
постсоветский период времени, нарушенная поло-возрастная структура населения, низкая
средняя плотность населения, медленные темпы урбанизации.
Экономика России на мировом фоне. Два этапа в еѐ развитии в постсоветский
период времени. Россия в первой десятке крупнейших экономик мира. «Узкие места» в
развитии экономики России: низкая конкурентоспособность, ярко выраженный топливносырьевой уклон, отставание в развитии высокотехнологичных производств, наличие
сильных территориальных диспропорций.
Место России в промышленности мира. Лидирующее положение России в отраслях
топливно-энергетического комплекса. Прочные позиции России в мировой
горнодобывающей промышленности и в отраслях обрабатывающей промышленности
«нижнего этажа». Отставание России в отраслях обрабатывающей промышленности
«верхнего этажа» - машиностроении и химии органического синтеза.
Место России в мировом сельском хозяйстве – в растениеводстве и
животноводстве.
Место России в мировом транспорте. Более сильные позиции России в
железнодорожном и трубопроводном транспорте, более слабые – в автомобильном,
морском и воздушном транспорте. Основные направления международной транспортной
инфраструктуры для транспортировки нефти и природного газа.
Россия в международных экономических отношениях – мировой торговле и
мировых финансовых связях.
Место России в мире по качеству жизни. Индекс развития человеческого
потенциала и его составляющие. Высокое положение России в мире в сфере образования.
Менее выгодное положение России в мире в сфере материального благосостояния.
Невысокие показатели России в мире в сфере здоровья и долголетия.
Перспективы развития России до 2020 г. «Стратегия 2020» и еѐ задачи в сфере
экономической модернизации и перехода на инновационный путь развития. Ускорение
темпов экономического роста, технико-технологическое перевооружение всего хозяйства,
перестройка отраслевой и территориальной структуры хозяйства – как главные пути к
повышению качества жизни. Необходимость новой индустриализации.

13

Часть III. Тема 12. Глобальные проблемы человечества (обобщение знаний) (2ч.)
Процесс глобализации и возникновение глобальных проблем человечества.
Понятие о глобальных проблемах и их классификации.
Приоритетные глобальные проблемы.
1. Проблема разоружения и сохранение мира. Причины и время еѐ возникновения,
этапы решения. Современная геополитическая обстановка в мире, перспективы еѐ
улучшения. Взаимоотношения России со странами НАТО.
2. Проблемы международного терроризма. История терроризма и его виды.
Возникновение
международного
терроризма
и
его
распространение.
Террористические организации. Меры борьбы с международным терроризмом.
3. Экологическая проблема. Причины еѐ возникновения и масштабы воздействия на
географическую оболочку. Главные центры дестабилизации окружающей среды.
Кризисные экологические районы. Угроза глобального потепления климата Земли.
Меры по охране биосферы, роль ООН. Пути решения глобальной экологической
проблемы.
4. Демографическая проблема. Постепенное угасание демографического взрыва, как
благоприятная предпосылка решения этой проблемы. Прогнозы роста численности
населения Земли: соотношение экономически развитых и развивающихся стран.
Перспективы развития процесса урбанизации. Пути решения демографической
проблемы.
5. Энергетическая проблема. Причины еѐ возникновения. Пути решения
энергетической проблемы в экономически развитых странах, отставание
развивающихся стран. Использование достижений современного этапа НТР для
решения энергетической проблемы.
6. Продовольственная проблема. Количественные и качественные показатели
питания в экономически развитых и развивающихся странах. «Пояс голода» в
развивающихся странах. Два пути решения глобальной продовольственной
проблемы: экстенсивный и интенсивный; особое значение второго из них.
Прогнозы смягчения глобальной продовольственной проблемы.
7. Преодоление отсталости развивающихся стран как глобальная проблема.
Масштабы распространения бедности и нищеты в этих странах; международные
индикаторы их определения. Особенно бедственное положение наименее развитых
стран. Пути решения этой проблемы с участием мирового сообщества. Главный
путь – социально-экономические преобразования во всех сферах жизни
развивающихся стран.
Другие глобальные проблемы. Проблема охраны здоровья людей и меры по
еѐ решению. Проблема освоения Мирового океана и меры по ее решению.
Проблема освоения космического пространства и меры по ее решению.
Взаимосвязь глобальных проблем.
Глобальные прогнозы развития человечества на ближайшую и отдаленную
перспективу. Пессимистические прогнозы многих западных ученых, призывающие
к сокращению населения и производства. Более оптимистические прогнозы
российских ученых и некоторых западных ученых, которые видят главный путь
решения глобальных проблем в социальном прогрессе человечества в сочетании
его с научно-техническим прогрессом.

14

Понятие о стратегии устойчивого развития природы и общества. Три
главных компонента устойчивого развития: 1) экономически устойчивое развитие,
2) экологически устойчивое развитие, 3) устойчивое социальное развитие.
Устойчивое развитие и география.
Практическая работа №6. Характеристика основных глобальных проблем мира.
Повторение (1ч)
Формы организации учебного предмета и
основных видов
учебной
деятельности:
1) индивидуальная работа;
2) фронтальная работа;
3) групповая форма работы(в том числе и работа в парах).

15

Тематический план
№
раздела

Наименование разделов
Кол-во часов

Кол-во
практических
работ

11 класс (34 ч)
1

Зарубежная Европа

9

1

2

Зарубежная Азия. Австралия

7

1

3

Африка.

3

-

4

Северная Америка

5

2

5

Латинская Америка

5

2

6

Россия в современном мире

2

-

7

Глобальные проблемы человечества

2

1

Повторение

1

ИТОГО
34
7
Перечень запланированных практических работ включен в данную рабочую
программу в соответствии с примерной программой по географии среднего общего
образования.
Календарно-тематическое планирование
34 часа (1 час в неделю)

№
п/п

Тема урока

Сроки
выполнения
Фактич. Планир.
дата
дата

Зарубежная Европа (9 ч)
1

Зарубежная Европа. ГП, территория, границы,
природные условия и ресурсы.

2

Зарубежная Европа: население.

3

Место
региона
в
мировом
хозяйстве.
Промышленность Зарубежной Европы.

4

Зарубежная

Европа:

сельское

хозяйство,
16

Прим.

5
6
7
8

транспортная система.
Зарубежная Европа: наука и финансы, отдых и
туризм. Охрана окружающей среды.
Географический рисунок расселения и
хозяйства зарубежной Европы.
Субрегионы Зарубежной Европы. Федеративная
Республика Германия.
Практическая работа №9. Составление
сравнительной экономико-географической
характеристики двух развитых стран Европы
(итоговая)

12

Итоговый урок по теме «Зарубежная Европа»»
Зарубежная Азия. Австралия (7ч)
Зарубежная Азия: общая характеристика.
Природные условия и ресурсы. Население.
Значение Зарубежной Азии в мировом хозяйстве.
Экологические проблемы и меры по
охране окружающей среды.
Китайская Народная Республика.

13

Япония.

14

Индия.

15

Австралия как государство АзиатскоТихоокеанского региона.

16

Практическая работа №10. Построение
картосхемы и диаграммы экономических
связей крупных стран Азии (итоговая)

9
10
11

17

Африка (3ч)
Общая характеристика Африки.

18

Субрегионы Северной и тропической
Африки. ЮАР - страна с двойной экономикой.

19

ЮАР - страна с двойной экономикой.

Северная Америка (5ч)
20

Общая
характеристика
Штатов Америки.

21

Общая характеристика хозяйства: ведущее
место США в мировой экономике.

22

Соединенных

Макрорегионы США.
17

23

24

Практическая
работа
№11.
Сравнительная характеристика хозяйства
главных экономических районов США
(итоговая)
Экономико-географическая
характеристика Канады.

25

Латинская Америка (5ч)
Латинская Америка: общая характеристика
региона.

26

Федеративная Республика Бразилия.

27

Практическая работа №12. Составление
экономико-географической
характеристики
одной из развивающихся стран мира (по
выбору (итоговая)
Практическая работа №13. Составление
маршрута путешествия по одной из стран
мира (в виде презентации) (тренировочная)

28

31

Итоговый урок по темам "Африка, Северная
Америка, Латинская Америка"
Россия в современном мире (2ч)
Место России в мировой политике, в мировом
природно-ресурсном и людском потенциале.
Место России в мировом хозяйстве.

32

Глобальные проблемы человечества (2ч)
Глобальные проблемы человечества.

29

30

33

Практическая работа №14 Характеристика
основных
глобальных
проблем
мира
(итоговая)
Повторение (1 ч)

34

Повторение

18

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
по географии в 11 классе
учителя Казмирчук Юлии Александровны
№
п/п

Название
раздела,
темы

Тема урока

Дата
проведения по
плану

Причина
корректировки

19

Коррект
ирующее
меропри
ятие

Дата
проведения по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».