Аблямитова Гульшен Решатовна Подписан цифровой подписью: Аблямитова Гульшен Решатовна DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN=Аблямитова Гульшен Решатовна, E= magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2023.09.28 00:05:23+03'00' Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Магазинский учебно - воспитательный комплекс» Муниципального образования Красноперекопский район республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей социально-гуманитарного цикла Протокол №__1_от «30» _____08_______ 2023 г. _______________Ягьяева Н.А. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР _____________Кубишина И.В. « »______08_____2023г. «УТВЕРЖДЕНО» ДиректорМБОУ Магазинский УВК __________ Аблямитова Г.Р. « »_______08______2023г. Пр.№ от « »___08__2023г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОДНКНР на 2023-2024 учебный год – 5-6 классов базовый уровень Составлена учителем истории Безух Т.Ю. РЕКОМЕНДОВАНА Педагогический совет (протокол от «30» августа 2023 № 02) с. Магазинка-2023 Пояснительная записка Программа по предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее — ОДНКНР) для 5—6 классов образовательных организаций составлена в соответствии с: - требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287); - требованиями к результатам освоения программы основного общего образования (личностным, метапредметным, предметным); - основными подходами к развитию и формированию универсальных учебных действий (УУД) для основного общего образования. . Целями изучения учебного курса являются: - формирование общероссийской гражданской идентичности обучающихся через изучение культуры (единого культурного пространства) России в контексте процессов этноконфессионального согласия и взаимодействия, взаимопроникновения и мирного сосуществования народов, религий, национальных культур; - создание условий для становления у обучающихся мировоззрения на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, ведущих к осознанию своей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации; - формирование и сохранение уважения к ценностям и убеждениям представителей разных национальностей и вероисповеданий, а также способности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений; - идентификация собственной личности как полноправного субъекта культурного, исторического и цивилизационного развития страны. Цели курса определяют следующие задачи: - овладение предметными компетенциями, имеющими преимущественное значение для формирования гражданской идентичности обучающегося; - приобретение и усвоение знаний о нормах общественной морали и нравственности как основополагающих элементах духовной культуры современного общества; - развитие представлений о значении духовно-нравственных ценностей и нравственных норм для достойной жизни личности, семьи, общества, ответственного отношения к будущему отцовству и материнству; - становление компетенций межкультурного взаимодействия как способности и готовности вести межличностный, межкультурный, межконфессиональный диалог при осознании и сохранении собственной культурной идентичности; - формирование основ научного мышления обучающихся через систематизацию знаний и представлений, полученных на уроках литературы, истории, изобразительного искусства, музыки; - обучение рефлексии собственного поведения и оценке поведения окружающих через развитие навыков обоснованных нравственных суждений, оценок и выводов; - воспитание уважительного и бережного отношения к историческому, религиозному и культурному наследию народов России; - содействие осознанному формированию мировоззренческих ориентиров, основанных на приоритете традиционных российских духовно-нравственных ценностей; - формирование патриотизма как формы гражданского самосознания через понимание роли личности в истории и культуре, осознание важности социального взаимодействия, гражданской идентичности для процветания общества в целом . В целях реализации настоящей программы на изучение курса на уровне основного общего образования отводится: 5 к л а с с - 34 часа, 6 класс – 68 часов. Рабочая программа разработана на основании следующих нормативных документов: - Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) (утверждён приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г . № 287); - Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016); - письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 мая 2015 года N 08-761. Об изучении предметных областей: "Основы религиозных культур и светской этики" и "Основы духовнонравственной культуры народов России" - Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Стандарты второго поколения. (А.Я.Данилов, А.М.Кондаков, В.А.Тишков), М.: Просвещение, 2010г., - Образовательная программа МБОУ Магазинский УВК ; - Положение о рабочей программе МБОУ Магазинский УВК; - Учебный план МБОУ Магазинский УВК на 2023 – 2024 учебный год. Планируемые результаты освоения программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Личностные результаты: • готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки, взаимоотношения со сверстниками; • • • • • • • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки; личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и взаимодействие с ее участниками; формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального российского общества; воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их возраста, национальности, вероисповедания; понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; Универсальные учебные действия Познавательные: • • характеризовать понятие «духовно-нравственная культура»; сравнивать нравственные ценности разных народов, представленные в фольклоре, искусстве, религиозных учениях; • различать культовые сооружения разных религий; • формулировать выводы и умозаключения на основе анализа учебных текстов. Коммуникативные: • • рассказывать о роли религий в развитии образования на Руси и в России; кратко характеризовать нравственные ценности человека (патриотизм, трудолюбие, доброта, милосердие и др.). Рефлексивные: • • оценивать различные ситуации с позиций «нравственно», «безнравственно»; анализировать и оценивать совместную деятельность (парную, групповую работу) в соответствии с поставленной учебной задачей, правилами коммуникации и делового этикета. Информационные: • анализировать информацию, представленную в разной форме (в том числе графической) и в разных источниках (текст, иллюстрация, произведение искусства). К концу обучения учащиеся научатся: • Воспроизводить полученную информацию, приводить примеры из прочитанных текстов; оценивать главную мысль прочитанных текстов и прослушанных объяснений учителя. Сравнивать главную мысль литературных, фольклорных и религиозных текстов. Проводить аналогии между героями, сопоставлять их поведение с общечеловеческими духовно-нравственными ценностями. Участвовать в диалоге: высказывать свои суждения, анализировать высказывания участников беседы, добавлять, приводить доказательства. Создавать по изображениям (художественным полотнам, иконам, иллюстрациям) словесный портрет героя. Оценивать поступки реальных лиц, героев произведений, высказывания известных личностей. Работать с исторической картой: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Использовать информацию, полученную из разных источников, для решения учебных и практических задач. • • • • • • • • • • • • • • • • Метапредметные результаты: владение коммуникативной деятельностью, активное и адекватное использование речевых средств для решения задач общения с учетом особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и жанров); овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; овладение методами познания, логическими действиями и операциями (сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений); освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда. Предметные результаты: осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России; использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами; расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно. Календарно-тематическое планирование. Основы духовно-нравственной культуры народов России. 5 – 6 классы 5 класс (34 час.) № Тема урока к-во дата по урока час. плану Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» - 10ч. 1 2 3 Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? Наш дом — Россия Язык и история 1 дата факт. - 1 1 4 Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 14.09 14.09 5 Истоки родной культуры 1 22.09 22.09 6 Материальная культура 1 7 Духовная культура 1 8 Культура и религия 1 9 Культура и образование 1 10 Многообразие культур России (практическое занятие) 1 Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч. 11 Семья — хранитель духовных ценностей 1 12 Родина начинается с семьи 1 13 Традиции семейного воспитания в России 1 14 Образ семьи в культуре народов России 1 15 Труд в истории семьи 1 16 1 Семья в современном мире (практическое занятие) Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч. 17 Личность — общество — культура 1 18 Духовный мир человека. Человек — творец культуры 1 19 Личность и духовно-нравственные ценности 1 Тематический блок 4. «Культурное единство России» - 16ч 20 Историческая память нравственная ценность как духовно- 1 21 Литература как язык куль туры 1 22 Взаимовлияние культур 1 23 1 24 Духовно-нравственные ценности российского народа Регионы России: культурное многообразие 25 Праздники в культуре народов России 1 26 Памятники в культуре народов России 1 27 Музыкальная культура народов России 1 28 Изобразительное искусство народов России Фольклор и литература народов России 1 29 1 1 32 1 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) 1 Культурная карта России (практическое занятие) Единство страны — залог будущего России 1 33 Урок повторения и обобщения 1 34 Урок повторения и обобщения 1 30 31 6 № урока 1 2 3 класс (68ч.) Тема урока к-во дата по час. плану Тематический блок 1. «Россия — наш общий дом» - 10ч. Зачем изучать курс «Основы духовнонравственной культуры народов России»? Наш дом — Россия Язык и история 1 дата факт. - 1 1 4 Русский язык — язык общения и язык возможностей 1 5 Истоки родной культуры 1 19.09 6 Материальная культура 1 21.09 7 Духовная культура 1 26.09 26.09 8 Культура и религия 1 28.09 28.09 9 Культура и образование 1 10 Многообразие культур России (практическое занятие) 1 Тематический блок 2. «Семья и духовно-нравственные ценности» - 6 ч. 11 Семья — хранитель духовных ценностей 1 12 Родина начинается с семьи 1 13 Традиции семейного воспитания в России 1 14 Образ семьи в культуре народов России 1 15 Труд в истории семьи 1 16 1 Семья в современном мире (практическое занятие) Тематический блок 3. «Духовно-нравственное богатство личности» - 3 ч. 17 Личность — общество — культура 1 18 Духовный мир человека. Человек — творец культуры 1 19 Личность и духовно-нравственные ценности 1 Тематический блок 4. «Культурное единство России» - 16ч 20 Историческая память нравственная ценность 21 Литература как язык куль туры 1 22 Взаимовлияние культур 1 23 1 24 Духовно-нравственные ценности российского народа Регионы России: культурное многообразие 25 Праздники в культуре народов России 1 26 Памятники в культуре народов России 1 27 Музыкальная культура народов России 1 28 Изобразительное 1 29 Фольклор и литература народов России 1 30 1 32 Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом (практическое занятие) Культурная карта России (практическое занятие) Единство страны — залог будущего России 33 Урок повторения и обобщения 1 31 как духовно- искусство народов России 1 1 1 1 34 Урок повторения и обобщения 1 Тематический блок 5. «Культура как социальность» - 8 ч. 35 Мир культуры: его структура 1 36 Культура России: многообразие регионов 1 37 История быта как история культуры 1 38 Прогресс: технический и социальный 1 39 Образование в культуре народов России 1 40 Права и обязанности человека 1 41 1 Общество и религия: духовно-нравственное взаимодействие 1 Современный мир: самое важное (практическое занятие) Тематический блок 6. «Человек и его отражение в культуре» - 6 ч. 42 43 44 45 46 47 48 Каким должен быть человек? Духовнонравственный облик и идеал человека Взросление человека в культуре народов России Религия как источник нравственности 1 Наука как источник знания о человеке и человеческом Этика и нравственность как категории духовной культуры Самопознание(практическое занятие) 1 1 1 1 1 Тематический блок 7. «Человек как член общества» - 10 ч. 49 Труд делает человека человеком 1 50 Подвиг: как узнать героя? 1 51 Люди в обществе: духовно-нравственное взаимовлияние Проблемы современного общества как отражение его духовно-нравственного самосознания Духовно-нравственные ориентиры социальных отношений Гуманизм как сущностная характеристика духовно- нравственной культуры народов России Социальные профессии; их важность для 1 52 53 54 55 1 1 1 1 58 сохранения духовно-нравственного облика общества Выдающиеся благотворите- ли в истории . Благотворительность как нравственный долг Выдающиеся учёные России. Наука как источник социального и духовного прогресса общества Моя профессия (практическое занятие) 59 Тематический блок 8. «Родина и патриотизм» - 11 ч. 1 Гражданин 60 Патриотизм 1 61 Защита Родины: подвиг или долг? 1 62 Государство. Россия — наша Родина 1 63 Гражданская идентичность (практическое занятие) 1 64 Моя школа и мой класс (практическое занятие) 1 65 Человек: какой он? (практическое занятие) 1 66 1 67 Человек и культура (практическое занятие) Повторение и обобщение 68 Повторение и обобщение 1 56 57 1 1 1 ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя истории Безух Татьяны Юрьевны по ОДНКНР в 5 классе № п/ п Название раздела, темы Тема урока Дата провед ения по плану Причин а коррект ировки Коррек тирующ ее меропр иятие Дата проведе ния по факту ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя истории Безух Татьяны Юрьевны по ОДНКНР в 6 классе № п/ п Название раздела, темы Тема урока Дата провед ения по плану Причин а коррект ировки Коррек тирующ ее меропр иятие Дата проведе ния по факту