ДОП Шк театра

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова
Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN
=Аблямитова Гульшен Решатовна, E=
magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2023.09.28 00:03:08+03'00'
Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей социальногуманитарного цикла
Протокол № 1от «30» 08.2023г.
Руководитель ШМО________ Н.А.Ягьяева

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директорапо УР
________
И.В.Кубишина
«30»августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ
Магазинский УВК
_______ Г.Р.Аблямитова
Приказ № 336 от 30.08.2023г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«ШКОЛА ТЕАТРА» для обучающихся 1-4 классов
на 2023-2024 учебный год
Направленность программы-художественная
Возраст обучающихся – 7-10 лет
Срок реализации программы: 1 год.316 часов
Ф.И.О.разработчикапрограммы:учитель начальных классов
Ментарова Ленура Рашидовна

с.Магазинка 2023 г.

Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана на основе следующих
документов:
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об образовании в Российской Федерации» Глава 10.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, Статья75. Дополнительное образование детей и взрослых .
• Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
• Концепция развития дополнительного образования детей от 04.09.2014 № 1726.
• Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей» (вместе с «СанПиН 2.4.4.3172-14. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы...»)
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.08.2014 N 33660).
• Письмо Минобрнауки России от 18.11.2015 N 09-3242 "О направлении информации" (вместе с "Методическими рекомендациями
по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)".
• Положение о разработке, структуре и порядке утверждения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
(локальный акт МБОУ МагазинскийУВК согласованный на заседании педагогического совета, протокол №01 от 30.08.2022 и
утверждённый
приказом №369 от 30.08.22г. );
• Положение о проведении промежуточной и итоговой аттестации обучающихся (локальный акт муниципального
общеобразовательного учреждения МБОУ Магазинский УВК согласованный на заседании педагогического совета, протокол № 01 от
30.08.2022 гю и утверждённый
приказом №369 от 30.08.2022г.).
Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа театра» художественная, которая
решает задачи современного образования – формирование таких качеств личности как способность к творческому мышлению,
самостоятельность в принятии решений, инициативность. Занятия театральной деятельностью способствуют развитию не только
творческих способностей, но формируют коммуникативную культуру личности, игровую культуру, систему ценностей в человеческом
общении. Работа в группе, укрепляет «чувство локтя», обучающиеся ощущают свою необходимость, свою значимость в общем деле, свою
индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности. Все вышеперечисленные качества необходимы в
современном обществе.
Занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа театра» познакомят обучающихся с
навыками ораторского мастерства, помогут сформировать устную речь, развить ее выразительные возможности. Занятия тренируют память
и воображение, формируют художественный вкус обучающихся, обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ведётся с применением электронного обучения (ЭО) и
дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Актуальность данной программы обусловлена ее практической значимостью. У обучающихся происходит развитие чувственного
восприятия, фантазии, эмоций, мысли. Через искусство происходит переживание и осмысление жизненных ситуаций и явлений. Данная
программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментом решения характерологических конфликтов и

средством снятия психологического напряжения. Сценическая работа обучающихся по программе «Школа театра» - проверка действием
множества межличностных отношений. В процессе репетиций, тренингов, театральных игр и упражнений приобретаются навыки
публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа театра» состоит в том, что большая роль в
формировании художественных способностей обучающихся отводится регулярным тренингам, которые проводятся на каждом этапе
обучения. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа театра» призван пробудить творческую фантазию и
непроизвольность приспособления к сценической условности. В программе конкретизированы направления тренингов, которые
способствуют развитию артикуляционного аппарата, диафрагмального дыхания, пластики, ораторского мастерства, фантазии и
импровизации. Выполняя упражнения и тренинги, обучающиеся максимально приближаются к своему неповторимому Я, к условиям
выражения себя как творческой индивидуальности. Актерский тренинг предполагает широкое использование элементов игры.
Заинтересованность обучающегося, доходящая до азарта, – обязательное условие успеха выполнения задания. Игра приносит с собой
чувство свободы и непосредственность.
Отличительная особенность программы «Школа театра» в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные
направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о
театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у
обучающихся.
Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего
общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания обучающихся. Выбор профессии не является конечным
результатом программы, но даёт возможность обучающимся привить профессиональные навыки, предоставляет условия для проведения
педагогом профориентационной работы.
Педагогическая целесообразность
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Школа театра» состоит в том, что каждый обучающийся, овладев
знаниями, умениями, навыками сможет применить их в дальнейшем при создании индивидуального творческого продукта. Программа
опирается на практические рекомендации и основные положения, разработанные основоположником русской театральной школы К.С.
Станиславским, который рекомендовал специальные этюды и упражнения для развития актерских навыков, а методы от известных
профессиональных психологов и драматургов Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой принят в программе как один из
основополагающих.
Исследовательская деятельность обучающихся на занятиях находит разнообразные формы выражения: практические занятия,
консультации (ЭО), видеоэкскурсии, мастер – классы, видеолекции (ДОТ), обсуждение работ товарищей, результатов индивидуальной
работы на занятиях.
Адресат программы - обучающиеся в возрасте 7 – 10 лет, группа состоит из 30 человек. Программа ориентирована на проявление
и развитие творческих способностей каждого обучающегося и планирует индивидуальный подход к каждому ребёнку. Теоретические знания
– 25 – 30 % времени, остальное – практические работы в интересной для обучающихся форме.
Сроки реализации программы – 1 год. Выполнение программы рассчитано на 316 часов: по 9 часов в неделю.

Форма обучения – очная, с применением электронного обучения (ЭО) и дистанционных образовательных технологий (ДОТ).
Образовательный процесс построен как последовательный переход обучающихся от одной ступени мастерства к другой:
Каждая ступень представляет собой определённый уровень образования, отличается особенностью содержания, применяемых
педагогических технологий, технических средств обучения, использованием на занятиях дидактического и наглядного материала.
«Театральная игра. Первые шаги» - основная цель – выявление и развитие общих исполнительских способностей обучающихся,
формирование интереса к актерскому творчеству. В течение года обучающиеся получают первоначальные знания и умения в области
театрального искусства, открывают для себя поведение (действие) как основной материал актерского мастерства, закладывается фундамент
для углубленного представления о театре как виде искусства. Основной формой работы на первом этапе являются театральные игры и
упражнения- импровизации.
«Тропинками творчества» – основная цель – углубленное изучение и овладение актерским мастерством с ориентацией на
исполнительскую деятельность. В течение второго года обучения происходит закрепление и расширение знаний, полученных на первом
этапе, продолжают совершенствоваться выразительность и яркость поведения в выступлении актера перед зрителем. Формы работы тренинги, репетиции.
Полноценная творческая деятельность на занятиях обеспечивается использованием разнообразных форм проведения занятий: лекции,
консультация, семинары, практические занятия, проектная деятельность, контроль результатов обучения (ЭО), видеолекции,
видеоконференции, онл – семинары, чат- занятия, видео, дистанционные конкурсы, выставки, мастер – классы, игры (познавательные;
творческие; диагностические; ролевые и т.д.), конкурсы, интерактивные экскурсии, викторины (ДОТ).
Основные формы и методы обучения: метод театрализации, беседа, ролевые игры, упражнения, тренинги, дискуссии, репетиции,
индивидуальная работа, конкурсы, публичные выступления, просмотр видеофильмов, прослушивание музыки, защита проектов, диспут,
репетиция. Метод театрализации заключается в синтезе звуков, света, мелодий, интонаций в пространстве и времени, раскрывающих образ в
разных вариациях, через единое «сквозное действие», которое объединяет и подчиняет себе все используемые компоненты театра.
1.2. Цель данной программы
- приобщение обучающихся к театральному искусству посредством формирования у них актёрской культуры путём упражнений и
тренингов, а также через их участие в создании инсценировок, миниатюр, спектаклей.
Задачи программы:
1. Развивать художественно-эстетические предпочтения обучающихся.
2. Привить любовь к прекрасному миру театра.
3. Раскрыть творческие возможности.
4. Развивать различные анализаторы: зрительные, слуховые, речедвигательные , кинестетические.
5. Активизировать и совершенствовать словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодикоинтонационную сторону речи, темп, выразительность речи.
6. Воспитать чувство коллективизма, ответственность друг за друга.
7. Проявить талант через самовыражение.
8. Помочь обучающегося стать яркой, незаурядной личностью.

Обучающие задачи:
- формировать целостное представление об искусстве;
- сформировать навыки творческой деятельности;
-сформировать и расширить представления о понятиях общих и специальных для разных видов искусства;
-сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;
-работать над повышением уровня исполнительского мастерства: уметь применять на практике полученные знания.
Воспитательные задачи:
- способствовать воспитанию художественно-эстетического вкуса, интереса к искусству;
- развивать способность активного восприятия искусства.
Развивающие задачи:
- создать условия реализации творческих способностей;
- развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;
- выявлять и развивать индивидуальные творческие способности;
- сформировать способность самостоятельного освоения художественных ценностей.
Программа «Школа театра» включает несколько основных разделов:
«Театральная игра», «Сценические этюды», «Сценическая речь», «Взаимодействие. Импровизация», «Театрализация», «В мире театральных
профессий», «Слово на сцене», «Основы актёрского мастерства», «Сценический костюм и грим», «Постановка спектакля», «Выступление»,
«Исследовательская работа». Обучающиеся приходят на занятия без специального отбора и подготовки.
Занятия состоят из теоретической и практической частей. Теоретическая часть включает краткие сведения о развитии театрального
искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас, профессиональной
ориентации обучающихся. Практическая часть работы направлена на получение навыков актерского мастерства.

Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
будут сформированы:
- потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление
прислушиваться к мнению одноклассников;
-целостность взгляда на мир средствами литературных произведений;
-этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной
литературы;
- осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
- осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
- анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё
многое смогу».
Познавательные УУД:
- пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
- понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
- проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям
и инсценировании.
Коммуникативные УУД:
- включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность
- работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
- обращаться за помощью;
- формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- слушать собеседника;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- осуществлять взаимный контроль;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты:
научатся:
- читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения;
- выразительному чтению;
- развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию;
- видам театрального искусства, основам актёрского мастерства;
- сочинять этюды по сказкам;
- умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение)
Ожидаемые результаты освоения программы
По завершении 1 года обучения обучающиеся должны знать:
особенности театра как вида искусства, иметь представление о видах и жанрах театрального искусства;

народные истоки театрального искусства;
художественное чтение как вид исполнительского искусства;
об основах сценической «лепки» фразы (логика речи).
Должны уметь:
активизировать свою фантазию;
«превращаться», преображаться с помощью изменения своего поведения место, время, ситуацию;
видеть возможность разного поведения в одних и тех же предлагаемых обстоятельствах;
коллективно выполнять задания;
культуру суждений о себе и о других;
Содержание занятия-зачета: открытое занятие, включающее: упражнения на память физических действий и исполнение
обучающимися текста (короткого), демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
историю театра Древней Греции, особенность древнегреческого театра;
о видах театрального искусства, о взаимосвязи театра с другими видами искусства;
Должны уметь:
пользоваться словесными воздействиями, размещать тело в сценическом пространстве;
Сознательно управлять речеголосовым аппаратом;
Логично и естественно произнести сложную фразу, небольшой отрывок из заданного текста;
взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью.
Сочинять, подготавливать и выполнять этюды;
Анализировать работу свою и товарищей;
Выполнять основные элементы вальса.
Содержание занятия-зачета: спектакль или открытое занятие, включающее: упражнения на коллективную согласованность действий
и исполнение обучающимися работ из своего чтецкого репертуара.
2.Содержание
Раздел 1. Театральная игра-4 часа
1.
Вводное занятие. Беседа «Что мы знаем о театре»
Теория. Особенности театрального искусства.
Анкетирование. Тестирование on-line ЭО, ДОТ
2.
«Эти разные игры» (виды игр).
Теория. Сюжетно-ролевая игра.
Игра, наблюдение.
3.
Игра-озвучка фрагмента фильма.
Практика. Просмотр фрагмента фильма.
Игра, наблюдение.

4.
Дуэтные диалоги.
Практика. Просмотр и обсуждение спектакля.
Наблюдение, Чат- опрос ЭО, ДОТ
Раздел 2. Авторские сценические этюды -2 часа
1. Этюд как прием развития актерского воображения.
Практика. Игры-упражнения, развивающие актерскую внимательность, внутреннюю собранность, наблюдательность и интуицию.
Наблюдение, мастер – класс (ДОТ)
2.Действие в условиях вымысла.
Практика. Действие по отношению к предметам. Экспромты. Беспредметные действия.
Наблюдение, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 3.Сценическая речь-4часа
1. «Что значит красиво говорить?» «Пословица недаром молвится» «Давайте говорить друг другу комплименты».
Теория. Учимся говорить выразительно. Интонация речи.
Чат- опрос ЭО, ДОТ, наблюдение.
2.Динамика и темп речи.
Практика. Чтение рассказов, стихов, сказок.
Чат- опрос ЭО, ДОТ, наблюдение, практическая работа.
3. Дикция. Скороговорки. Чистоговорки.
Практика. Взрывные звуки (П - Б). Упражнения. Свистящие и шипящие (С-З и Ш-Ж).
Наблюдение, практическая работа, мастер – класс (ДОТ)
4.Свободное звучание, посыл и полетность голоса (былины).
Практика. Поговорим о паузах.
Чат- опрос ЭО, ДОТ, наблюдение, практическая работа.
Раздел 4.Взаимодействие. Импровизация-3 часа
1. Сочетание словесного действия с физическим.
Теория. Сочинение и показ сценического действия без предварительной подготовки.
Чат- опрос ЭО, ДОТ
2. Монологи. Диалоги.
Практика. Составление монологов и диалогов.
Импровизация, практическая работа, мастер – класс (ДОТ)
3.Парные и групповые этюды-импровизации.
Практика. Упражнения-тренинги.
Этюды, анализ этюдов, практическая работа, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 5.Работа над пластикой-4 часа
1.Сценическое движение - средство выразительности.

Теория. Составление и исполнение сценических движений.
Чат- опрос ЭО, ДОТ
2.Пластическое решение художественных образов.
Практика. Воплощение художественных образов в реальность.
Импровизация, творческие задания, мастер – класс (ДОТ)
3.Пластические этюды.
Практика. Группировки и мизансцены.
Этюды, импровизации, мастер – класс (ДОТ)
4.Преодоление мышечных зажимов.
Практика. Упражнения-тренинги.
Тренинг, наблюдения, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 6.Театрализация-2 часа
1.Сюжетная линия театрального действия.
Практика. Чтение сценария по ролям
Выразительное чтение. Анализ сюжета, практическая работа, мастер – класс (ДОТ)
2.Работа над сценическими образами.
Практика. Подготовка театрализованного мероприятия.
Творческие задания, практическая работа.
Раздел 7.Работа над художественным образом-2 часа
1.Классификация средств выразительности для достижения художественного образа
Теория. Создание правдоподобного художественного образа на сцене.
Чат- опрос ЭО, ДОТ
2.Театральный конкурс «Мисс – театр».
Практика. Актерские тренинги. Репетиционная деятельность.
Конкурс, наблюдение, анализ выступлений, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 8. «Люби искусство в себе»-2 часа
1. О призвании актера.
Теория. Просмотр и обсуждение презентации о профессии актера.
Чат- опрос ЭО, ДОТ
2.Зачем нужно ходить в театр.
Практика. Просмотр и обсуждение видеоролика о театре.
Импровизация.
Раздел 9. В мире театральных профессий-3часа
1.Театральные профессии.
Теория. Просмотр и обсуждение презентации.

Чат- опрос ЭО, ДОТ
2.Актер. Режиссер.
Практика. Просмотр презентации об актерах и режиссерах.
Творческие задания, ролевая игра.
3.Театральный художник. Сценарист.
Практика. Просмотр видеоролика «Кто такой театральный художник, сценарист?».
Творческие задания, игра.
Раздел 10.Слово на сцене-4 часа
1.Образность сценической речи.
Теория. Слово ритора меняет ход истории. Крылатые слова. Афоризмы.
Чат- опрос ЭО, ДОТ
2. Жесты помогают общаться.
Практика. Уместные и неуместные жесты. Побеседуем. Дружеская беседа.
Тренинг, наблюдение, мастер – класс (ДОТ)
3.Слышать – слушать – понимать.
Практика. Телефонные переговоры. Игры со словом. Буриме.
Ролевая игра, мастер – класс (ДОТ)
4.Голос – одежда нашей речи.
Практика. Упражнения - тренинги, способствующие развитию свободного звучания голоса, постановке звуковысотного диапазона,
выработке правильной дикции, интонации и темпа речи.
Импровизация, этюды, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 11.Сценические этюды (одиночные, парные, групповые)-4 часа
1.
Развитие артистической техники на примере этюдов.
Теория. Беседа «Что такое этюд? Артистическая техника?»
Чат- опрос ЭО, ДОТ
2.
Этюды и импровизация.
Практика. Составление этюдов и импровизаций.
Этюды и импровизация, мастер – класс (ДОТ)
3.
Этюды на заданные темы.
Практика. Групповая работа на составление этюдов на заданные темы.
Этюды, мастер – класс (ДОТ)
4.
Фантазийные этюды.
Практика. Составление и проигрыш фантазийных этюдов.
Этюды, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 12.Основы актерского мастерства-4 часа

1. Специальные актерские приемы.
Теория. Перевоплощение – один из главных законов театра
Чат- опрос ЭО, ДОТ
2.Тренинги на развитие восприятия и наблюдательности внутренней собранности, внимания.
Практика. Упражнения на развитие восприятия и наблюдательности внутренней собранности, внимания.
Тренинг, мастер – класс (ДОТ)
4. Развитие артистической смелости и непосредственности. Память на ощущения.
Практика. Упражнения на развитие артистической смелости и непосредственности. Упражнения на развитие памяти.
Творческие задания, мастер – класс (ДОТ)
5. Образное решение роли.
Практика. Преодоление неблагоприятных сценических условий. Характерность действия.
Творческие задания, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 13.Сценический костюм. Грим-4 часа
1.Костюм как средство характеристики образа.
Теория. Сценический костюм вчера, сегодня, завтра. Просмотр презентации.
Чат- опрос ЭО, ДОТ
2. Создание эскиза театрального костюма своего персонажа.
Практика. Создание эскиза театрального костюма своего персонажа.
Выставка эскизов, мастер – класс (ДОТ)
3. Грим и сценический образ. Характерные гримы.
Практика. Просмотр презентации о гримах.
Видеоряд характерных гримов.
4.Придумываем и рисуем маски.
Практика. Просмотр презентации о масках.
Конкурс.
Раздел 14.Работа над постановочным планом-3 часа
1.Застольный период над спектаклем.
Теория. Тема, идея, сверхзадача. Образные решения.
Беседа, чат- опрос ЭО, ДОТ, анализ произведения.
2.Распределение ролей.
Практика. Чтение по ролям. Обсуждение сценических образов. Узловые события и поступки героев.
Исполнение чтецкого репертуара, анализ произведения, мастер – класс (ДОТ)
3.Конфликт и сюжетная линия спектакля.
Практика. Обсуждение задач режиссерского плана. Действенный анализ, первое и главное событие. Завершающие определения.
Исполнение чтецкого репертуара, анализ произведения, мастер – класс (ДОТ)

Раздел 15. Репетиционный период-11 часов
1.
Индивидуальные репетиции.
Практика. Работа над художественными образами.
Вживание в образ, мастер – класс (ДОТ)
2.
Групповые репетиции.
Практика. Работа над художественными образами.
Исполнение ролей, владение речью, телом, мастер – класс (ДОТ)
3.
Игровое занятие «Театральный калейдоскоп».
Практика. Вживание в образ. Исполнение ролей, владение речью, телом.
Игра, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 16. Работа с оформлением спектакля-5 часов
1.Оформление спектакля.
Теория. Просмотр видеоролика.
Беседа, обсуждение.
2.Подготовка декораций, подбор бутафории и реквизита.
Практика. Подготовка декораций, подбор бутафории и реквизита
Творческие задания, мастер – класс (ДОТ)
3.Подготовка сценических костюмов.
Практика. Подготовка сценических костюмов.
Творческие задания, мастер – класс (ДОТ)
4.Разработка партитуры музыкального, шумового оформления спектакля.
Практика. Разработка партитуры музыкального, шумового оформления спектакля.
Творческие задания, мастер – класс (ДОТ)
5.Разработка светового оформления спектакля.
Практика. Разработка светового оформления спектакля.
Творческие задания.
Раздел 17. Подготовка к премьере. Выступления-7 часов
1.
Приглашения на премьеру.
Практика. Создание и оформление приглашений.
Беседа, мастер – класс (ДОТ)
2.Афиша. Анонс.
Практика. Создание афиш.
Конкурс.
3.Генеральная репетиция.
Практика. Отработка навыков ораторского мастерства.

Исполнение ролей, владение речью, телом, мастер – класс (ДОТ)
4.Премьера.
Практика. Отработка навыков ораторского мастерства.
Показ спектакля, мастер – класс (ДОТ)
5.Выступления.
Практика. Отработка навыков ораторского мастерства.
Показ спектакля.
6.Гастрольная деятельность.
Практика. Отработка навыков ораторского мастерства.
Показ спектакля.
Раздел 18. Исследовательская работа-7 часов
1.Анализ выступления.
Практика. Просмотр фрагментов готовых выступлений.
Обсуждение спектакля.
2.Исследовательская работа о театре.
Теория. Индивидуальная работа с учащимися над разработкой, написанием и оформлением исследовательских работ о театре.
Чат- опрос ЭО, ДОТ
Практика. Индивидуальная работа с учащимися над разработкой, написанием и оформлением исследовательских работ о театре.
Проектная работа.
3.Поиск и анализ материалов исследования.
Практика. Оформление исследовательской работы.
Проектная работа.
4.Защита исследовательских работ.
Практика. Отработка навыков ораторского мастерства.
Раздел 19. История театра. Театр как вид искусства - 12 часов
1.Страницы истории театра: театр Древнего Востока
Теория. Культура и искусство Древнего Востока. Мистерии - праздники в храмах Древнего Востока.
Разыгрывание мистерии.
2.Страницы истории театра: театр Древней Греции
Теория. Общий подъем культуры и искусства в Древней Греции. Общественно-воспитательная роль театра. Особенности древнегреческого
театра: сочетание музыки и пластики, слова – активное средство воздействия на зрителя. Костюм и маска – элементы обобщенной
характеристики персонажей. Трагедия и комедия – основные жанры древнегреческой драматургии.
Чат- опрос ЭО, ДОТ

Практика. Комментирование чтение отрывков из «Прометея прикованного» Эсхила. Чтение книги А.Говорова «Алкамен –
театральный мальчик». Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением сценической
площадки древнегреческого театра. Заочная экскурсия по современному театральному зданию.
Самостоятельные импровизации.
3. Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр.
Теория. Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре. Работа композитора. Либретто. Значение сценографии.
Хореография.
Творческая лаборатория.
Практика. Просмотр спектакля (телеспектакля) музыкального театра. Прослушивание отрывка из мюзикла «Юнона и Авось».
Творческие работы.
4. Театр в ряду других искусств. Общее и особенное.
Теория. Театр и литература. Театр и кино – «друзья и соперники». Изобразительное искусство и театр. Театр и музыка. Взаимосвязь театра
с другими видами искусства.
Творческие задания.
Практика. Просмотр театральных постановок драматического театра им.Щепкина. Закрепление представлений и зрительского опыта
обучающихся в рассказах, сочинениях, рисунках. Практическая работа по составлению произведений различных видов искусства
(воплощение одного сюжета художественными средствами разных искусств). Упражнения «Вихрь», «Выбор» (литературный этюд).
Раздел 20. Актерская грамота - 12 часов
1. Средства актёрского искусства.
Теория: Значение и способы превращения своей логики действия в логику действий персонажа. Разные логики поведения одного и того же
действующего лица в избранном отрывке. Первоначальное представление о средствах актерского искусства, помогающих преодолеть
статичность исполнения (или «купание в чувствах» по К.С. Станиславскому).
Беседы, игровые формы.
Практика: Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех обучающихся.
Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах. Определение различий в характере действия или «Большое зеркало».
Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие ситуации «Что будет,
если я буду играть один..». Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с помощниками).
Анализ практической деятельности.
2. Актер и его роли.
Теория: Параллельная отделочная работа над несколькими ролями каждого обучающегося как средство активизации овладения техникой
действий.
Анализ работы.
Практика: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); воспитывающие ситуации
«Что будет, если я буду играть один..»; превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с

помощниками). Тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». Выполнение
этюдов, упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …»
Анализ работы своей и товарищей.
3. Бессловесные и словесные действия (повторение).
Теория: Этюдное оправдание заданной цепочки словесных действий. Зарождение представления о действенном характере замысла этюда
(парного).
Анализ работы своей и товарищей.
Практика. Этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с
минимальным использованием текста.
Анализ работы своей и товарищей, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 22.Художественное чтение – 11 часов
1.Художественное чтение как вид исполнительского искусства.
Теория: Чтение произведения вслух как последний этап освоения текста. Словесные воздействия в живой речи и использование их в
чтецкой работе.
Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы.
Практика. Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса,
его силой и подвижностью». Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь»,
Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы, мастер – класс (ДОТ)
2. Разнообразие художественных приемов литературы.
Теория: Возможность звучащим голосом «рисовать» ту или иную картину. Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Особенности исполнения лирики.
Исполнение каждым обучающимся работ из своего чтецкого репертуара.
Практика: самостоятельная подготовка произведения к исполнению (на материале русской прозы и поэзии).
Исполнение каждым обучающимся работ из своего чтецкого репертуара, мастер – класс (ДОТ)
3. Словесные воздействия.
Теория: Их классификация. Текст и подтекст литературного произведения. Возможность звучащим голосом рисовать ту или иную картину.
Связь рисуемой картины с жанром литературного произведения.
Исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара.
Практика: Упражнения на «распро-ультра-натуральное действие»: превращение заданного предмета с помощью действий во что-то другое
(индивидуально, с помощником). Работа над художественным произведением. Подготовка чтецкого репертуара.
Исполнение каждым воспитанником работ из своего чтецкого репертуара, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 23.Сценическое движение – 18 часов
1.Основы акробатики.
Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.

Постановка этюдов.
Практика: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на забор».
Тренинг «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на месте». Сценические падения : падения вперед согнувшись, падение назад на
спину.
Постановка этюдов, мастер – класс (ДОТ)
2. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы
современного танца. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Составление и разучивание танцевальной композиции с выученными элементами.
Практика: Учебно-тренировочная работа: универсальная разминка, тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных
движений под музыку. Упражнения на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм.
Позиции рук, позиции ног. Разучивание разминки плечевого пояса: «Ветряная мельница», «Миксер», «Пружина», «Кошка лезет на
забор». Основные элементы бального танца «Венский вальс»: вальс – простая перемена (левый квадрат, правый квадрат), левый и правый
поворот, фигура перемена направлений (правая и левая). Кружева. Волчок. Приблизительная схема танца на 8 тактов.
Составление и разучивание танцевальной композиции с выученными элементами, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 24. Работа над пьесой – 11 часов
1. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажидействующие лица спектакля.
Анализ пьесы.
Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в
развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра
спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Анализ пьесы.
2. Текст-основа постановки.
Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и
диалог.
Составление монолога и диалога.
Практика: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание
речевых характеристик персонажей через анализ текста», , выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на
коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по
ролям, мастер – класс (ДОТ)
Составление таблицы «История про…, который…».
3. Театральный грим. Костюм.

Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный,
эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Создание эскизов грима.
Практика: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима обучающимися друг
другу.
Создание эскизов более сложного грима, мастер – класс (ДОТ)
4.Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и
«универсальный». Цвет, фактура.
Создание словесных эскизов костюма.
Практика: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
5. Репетиционный период.
Практика: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с
музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная
репетиция. Премьера (первый показ спектакля на зрителя). Обсуждение премьерного спектакля (участвуют все актеры, все службы).
Раздел25. Мероприятия и психологические практикумы- 7 часов
1.Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий
Теория. Знакомство с методикой проведения и организации досуговых мероприятий
Совместное обсуждение и оценка сделанного.
2.Разработка сценариев.
Практика. Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок. Оформление уголка «В мире театра».
Совместное обсуждение и оценка сделанного.
Раздел 26. Экскурсии – 5 часов.
1.Знакомство с экспозициями краеведческих музеев.
Практика. Знакомство с экспозициями краеведческих музеев близлежащих сел.
Творческий отчёт, видеоэкскурсия (ДОТ)
2.Посещение храма села.
Практика. Посещение храма села и ближайших поселков.
Творческий отчёт, видеоэкскурсия (ДОТ)
3.Экскурсии в природу.
Практика. Экскурсии в природу, проведение инструктажа по ПДД.
Составление творческих отчётов о проведенных экскурсиях. Оформление презентаций.
Раздел 27. Итоговое занятие – 4 часа
1.Викторина по разделам программы обучения за год.

Теория. Повторение. Разгадывание ребусов, загадок. Викторина по разделам программы.
Викторина.
2.Упражнения на коллективную согласованность. Этюды на оправдание заданных словесных действий.
Практика. Постановка этюдов на оправдание заданных словесных действий.
Наблюдение, творческие задания, мастер – класс (ДОТ)
3.Чтецкие работы по курсу «Художественное слово».
Практика. Обсуждение задач режиссерского плана. Действенный анализ, первое и главное событие. Завершающие определения.
Самоанализ деятельности.
К концу года обучения обучающиеся будут знать:
Виды театрального искусства, устройство театра.
Театральную терминологию «действие», «предлагаемые обстоятельства», «событие», «конфликт», «мизансцена», «образ», «темпоритм»,
«простые словесные действия», «задача персонажа», «замысел отрывка, роли», «образ как логика действий».
Обучающиеся будут уметь:
Поддерживать свое дыхание и голос в рабочей форме самостоятельно.
Раздел 28.Вводное занятие. – 20 часов
1.«Разрешите представиться».
Теория: Цели и задачи обучения. Учебный план. Перспектива творческого роста.
Практика: Показ литературно-музыкальной композиции для обучающихся 1-го года обучения..
Анкетирование, беседа.
Раздел 29. История театра. Театр как вид искусства - 16 часов
3.
Страницы истории театра: средневековый площадной театр.
Теория:. Актер средневекового театра, его религиозный смысл. Символика и условность оформления средневекового спектакля. Связь
театра со средневековой литературой и изобразительным искусством. Трансформации традиций средневекового театра в современных
театрализованных празднествах (карнавалах, маскарадах, шествиях).
Практика: Знакомство с искусством средневековой Европы по иллюстрациям и слайдам, по описаниям театральных представлений.
Разыгрывание сценок, импровизации в духе средневековых театральных жанров. Подготовка этюдов «Средневековый театр». Просмотр
видеофильмов с карнавалами, маскарадами.
Разыгрывание мистерии.
4.
Страницы истории театра: Театры, где играют дети.
Теория: Судьба школьного театра в России. Первый русский просветитель – Симеон Полоцкий. «Потешная палата», «Комедиальная
храмина». Школьный театр Славяно-греко-латинской академии. Детское театральное движение 80-х гг. XX в. Современные школьные
театры.
Практика: Знакомство по иллюстрациям и фотографиям с устройством зрительного зала и оформлением сценической площадки русских
театров. Заочная экскурсия по современным театрам.
Чат- опрос ЭО, ДОТ

5.
Гении русской сцены.
Теория: Знакомство с жизнью и творчеством М.Щепкина, П.Мочалова, В.Каратыгина.
Практика: самостоятельная подготовка обучающимися рефератов на тему.
Создание папки-накопителя «Гении русской сцены».
6.
Великие русские драматурги.
Теория: Знакомство с жизнью и творчеством драматургов.
Практика: самостоятельная подготовка обучающимися рефератов на тему.
Создание папки-накопителя «Гении русской сцены».
Раздел 30. Актерская грамота - 20 часов
7.
Средства актёрского искусства.
Теория: Проявление индивидуальности человека в особенностях общения. Расширение сферы знаний о закономерностях действий.
Знакомство с логикой межличностного общения. Борьба в межличностном общении как условие сценической выразительности.
Практика: Этюды на удерживание настойчивости. Упражнения на перевоплощение путем изменения логики взаимодействия с партнером.
Упражнение «Я играю так, потому что …». Просмотр и прослушивание музыки и видеоклипов. Работа над одной ролью (одним отрывком)
всех обучающихся. Упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя). Воспитывающие
ситуации «Что будет, если я буду играть один..» Превращения заданного предмета с помощью действий во что-то другое (индивидуально, с
помощниками).
Анализ практической деятельности.
8.
Актер и его роли.
Теория: Проявление основных характерологических особенностей человека в особенностях логики построения взаимодействий с партнером
(параметры общения). Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера.
Практика: упражнения на коллективную согласованность действий (одновременно, друг за другом, вовремя); Этюды на выразительность
подачи одного из параметров межличностного общения: соотношение сил, интересов, инициативности, претенциозности или поглощения
делом или «Большое зеркало». Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Упражнение: «Я сегодня – это …»
Анализ работы своей и товарищей, мастер – класс (ДОТ)
9.
Импровизация.
Теория: Роль импровизации, взаимосвязь импровизации с техническими навыками в репетиционной работе. Мизансцены спектакля.
Импровизация и точность выполнения установленных мизансцен.
Практика: Выполнение этюдов, упражнений- тренингов. Анализ работы своей и товарищей. Этюды на пословицы, крылатые выражения,
поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста.
Анализ работы своей и товарищей, мастер – класс (ДОТ)
Раздел 31.Художественное чтение – 34 часа
1.Индивидуальные формы выступления

Теория: Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтецкий номер в концерте. Литературная композиция и монтаж. «Театр одного
актера».
Практика: Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом (диапазоном голоса,
его силой и подвижностью).Упражнения на рождение звука: «Бамбук», «Корни», «Тряпичная кукла», Резиновая кукла», «Фонарь»,
Антенна», «Разноцветный фонтан». Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы.
Исполнение текста, демонстрирующего владение «лепкой» фразы, мастер – класс (ДОТ)
2.Разнообразие художественных приемов литературы.
Теория: Многообразие групповых форм выступления. «Поэтический театр», «Синяя блуза», «Агитбригада», капустник.
Практика: Создание композиции путем сокращения текста с сохранением основной темы, идеи, главных героев. Соединение различных по
содержанию, форме, стилю, ритму фрагментов литературных произведений.
Капустник ко Дню театра.
Раздел 32.Сценическое движение – 8 часов
1.Основы акробатики.
Теория: Основы акробатики, работа с равновесием, работа с предметами. Техника безопасности.
Практика: Продолжение работы над разминкой плечевого пояса. Сценические падения: падения вперед согнувшись, падение назад на
спину.
Наблюдения, этюды, мастер – класс (ДОТ)
10. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Теория: Контрастная музыка: быстрая, медленная, веселая грустная. Сюжеты некоторых танцев. Особенности их движений. Элементы
современного танца. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.
Практика: Универсальная разминка. Тренировка суставно-мышечного аппарата, разучивание основных движений под музыку. Упражнения
на вокально-двигательную координацию. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Позиции рук, позиции ног. Самба – основной шаг,
шаг с продвижением, виск, бутафого, корте-джако. «Ча-ча-ча» - основной шаг, веер, раскрытие. Основы европейского бального танца
«Медленный вальс». Танцевальные композиции
Составление и разучивание танцевальной композиции с выученными элементами мастер – класс (ДОТ),
Раздел 33. Работа над пьесой – 16 часов
11. Пьеса – основа спектакля
Теория: Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи –
действующие лица спектакля.
Практика: работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение основных событий, являющихся поворотными моментами в
развитии действия. Определение главной темы пьесы и идеи автора, раскрывающиеся через основной конфликт. Определение жанра
спектакля. Чтение и обсуждение пьесы, ее темы, идеи. Общий разговор о замысле спектакля.
Анализ пьесы.
12. Текст-основа постановки.

Теория: Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и
диалог.
Практика: работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание
речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на
коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по
ролям.
Составление таблицы «История про…, который…», мастер – класс (ДОТ)
13. Театральный грим. Костюм.
Теория: Отражение сценического образа при помощи грима. Грим как один из способов достижения выразительности: обычный,
эстрадный, характерный, абстрактный. Способы накладывания грима.
Практика: Приемы накладывания грима. Создание эскизов грима для героев выбранной пьесы. Накладывание грима обучающимися друг
другу.
Создание эскизов грима определенного героя, мастер – класс (ДОТ)
4.Театральный костюм.
Теория: Костюм – один из основных элементов, влияющих на представление об образе и характере. Костюм «конкретизированный» и
«универсальный». Цвет, фактура.
Практика: создание эскизов костюмов для выбранной пьесы.
Рефераты на тему: «Эпохи в зеркале моды».
14. Репетиционный период.
Практика: Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с
музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная
репетиция.
Премьера. Обсуждение премьерного спектакля.
Мероприятия и психологические практикумы- 8 часов.
15. Проведения и организации досуговых мероприятий.
Теория: закрепление методики проведения и организации досуговых мероприятий. Тематическое планирование, разработка сценариев.
Практика Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения. Выявление ошибок. Оформление книжки раскладки «Театр и
Я».
Совместное обсуждение и оценка сделанного.
Экскурсии – 16 часов.
1.Краеведческие музеи мира.
Практика: виртуальная экскурсия в краеведческие музеи мира.
Беседа, обсуждение, видеоэкскурсия (ДОТ)
2.
Экскурсия в районный храм.
Практика. Экскурсия в районный храм.

Подготовка презентаций.
3.
Экскурсия в драмтеатр города Ульяновска.
Практика. Экскурсия в драмтеатр.
Фотоколлаж.
4.
Экскурсия в детский театр.
Практика. Экскурсия в детский театр.
Фотоколлаж.
5.
Экскурсия в театр кукол.
Практика. Экскурсия в театр кукол
Фотоколлаж.
6.
Экскурсия в театр пантомимы.
Практика. Экскурсия в театр пантомимы.
Фотоколлаж.
7.
Экскурсия в театр пальчиковых кукол.
Практика. Экскурсия в театр пальчиковых кукол.
Оформление стенда «Театр и мы»
Раздел 34. Итоговое занятие – 2 часа
1.Праздник «МЫ – будущие звезды театра»
Практика. Праздник «МЫ молодые актеры»
Подведение итогов, награждение.
Календарный учебный график
Цель: закрепление и развитие стремления к творческой деятельности, полная самостоятельность в работе, педагог выступает в качестве
помощника и консультанта.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с историей театрального искусства 19-21веков.
Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.
Воспитательные:
Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству.
Воспитать эстетический вкус.
Сформировать у обучающихся нравственное отношение к окружающему миру, нравственные качества личности.
Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе. Развивающие:
Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.
Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.

Развить творческие и организаторские способности.
Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.
.
К концу года обучения обучающиеся будут знать:
Историю развития театрального искусства.
Специфику театральных жанров.
Театральную терминологию.
Законы логического построения речи.
Правила орфоэпии, применять их в работе с текстом.
Обучающиеся будут уметь:
Самостоятельно работать над голосовым аппаратом.
Производить анализ и воплощение поэтического, прозаического и драматического текста.
Владеть пластическим тренингом.
Действовать в «предлагаемых обстоятельствах».
Различать компоненты актерской выразительности.
Раскладывать сквозное действие на простые физические действия.
Определять событийный ряд, выстраивать линию поведения персонажа и реально осуществлять ее на сцене.
Выстраивать мизансцены.
Применять полученные навыки в работе над образом.
Свободно общаться с партнером на сцене и зрителем в зале.
Выполнять словесное действие, заданное педагогом на знакомом литературном материале.
Выполнять индивидуальные задания.
Передать пластическую форму живой природы, предмета через пластику собственного тела.
Использовать необходимые актерские навыки: свободно взаимодействовать с партнером, действовать в предлагаемых обстоятельствах,
импровизировать, сосредотачивать внимание, «включать» эмоциональную память.
Оправдывать установленные мизансцены.
Точно соблюдать авторский текст.
Анализировать работу свою и товарищей с точки зрения реализации замысла.
3. Учебный план
Цель: выявление и развитие общих исполнительских способностей обучающихся, формирование интереса к актерскому творчеству.
Задачи:
Обучающие:
Познакомить с историей театрального искусства 18-19 веков.
Познакомить с историей зарождения театрального искусства.

Помочь в овладении теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками в области театральной деятельности.
Воспитательные:
Приобщить к духовным и культурным ценностям мировой культуры, к искусству.
Воспитать эстетический вкус.
Сформировать у обучающихся нравственное отношение к окружающему миру, нравственные качества личности.
Сформировать адекватную оценку окружающих, самооценку, уверенность в себе.
Развивающие:
Развить познавательные процессы: внимание, воображение, память, образное и логическое мышление.
Развить речевые характеристики голоса: правильное дыхание, артикуляцию, силу голоса; мышечную свободу; фантазию, пластику.
Развить творческие и организаторские способности.
Активизировать познавательные интересы, самостоятельность мышления.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район
Республики Крым
РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО учителей социальногуманитарного цикла
Протокол № 1от «30» 08.2023г.
Руководитель ШМО________ Н.А.Ягьяева

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директорапо УР
________
И.В.Кубишина
«30»августа 2023 г.

«УТВЕРЖДЕНО»
Директор МБОУ
Магазинский УВК
_______ Г.Р.Аблямитова
Приказ № 336 от 30.08.2023г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ
«ШКОЛА ТЕАТРА» для обучающихся 1-4 классов
на 2023-2024 учебный год
Ф.И.О.разработчика программы:учитель начальных классов
Ментарова Ленура Рашидовна

с.Магазинка 2023 г.

№ пп.

1
1

2.
3.
4.
2
5.
6.
3
7.
8.

9.
10.
4
11.

Наименование раздела, темы

Календарно-тематическое планирование
Кол-во часов
Теория Практика

Модуль 1 – 38 часов
Театральная игра – 4 часа
2
Вводное занятие. Правила техники безопасности во время занятий, 1
репетиций, во время выступлений.
Особенности театрального искусства. Беседа «Что мы знаем о театре».
«Эти разные игры» (виды игр)
1
Сюжетно-ролевая игра. Игра-озвучка фрагмента фильма
Дуэтные диалоги.

2

Всего

4
1

1
1

1
1
1

0
Авторские сценические этюды –
2 часа
Этюд как прием развития актерского воображения.
Действие в условиях вымысла.
Сценическая речь – 4 часа
1
«Что значит красиво говорить?» «Давайте говорить друг другу 1
комплименты».
Динамика и темп речи.

2

2

1
1
3

1
1
4
1

1

1

Взрывные звуки (П - Б). Упражнения. Свистящие и шипящие (С-З и ШЖ). Упражнения.
Свободное звучание, посыл и полётность голоса (былины).

1

1

1

1

2

3

Взаимодействие. Импровизация –
3 часа
Сочетание словесного действия с физическим

1
1

1

Форма аттестации/
контроля

Анкетирование,
Тестирование on-line
ЭО, ДОТ
Игра, наблюдение
Игра, наблюдение
Чат- опрос ЭО, ДОТ
наблюдение

Наблюдение
Наблюдение
Чат- опрос ЭО,
ДОТ, наблюдение
Чат- опрос ЭО, ДОТ
наблюдение,
практическая работа
Наблюдение,
практическая работа
Наблюдение,
практическая работа

Чат- опрос ЭО, ДОТ

12.

Монологи. Диалоги.

1

1

13.

Парные и групповые этюды-импровизации.

1

1

5
14.
15.

Работа над пластикой – 4 часа
Сценическое движение - средство выразительности.
Пластическое решение художественных образов.

3
1

4
1
1

16.

Пластические этюды.

1

1

17.

Преодоление мышечных зажимов

1

1

6
18.

Театрализация – 2 часа
Сюжетная линия театрального действия.

2
1

2
1

19.

Работа над сценическими образами.

1

1

7
20.

Работа над художественным образом – 2 часа
Классификация средств выразительности для достижения
художественного образа
Театральный конкурс «Мисс – театр».

0

2
1

2
1

1

1

«Люби искусство в себе» - 2 часа
О призвании актера
Зачем нужно ходить в театр
В мире театральных профессий –
3 часа
Театральные профессии

1
1

1

2
1
1
3

Чат- опрос ЭО, ДОТ
Импровизации

1

Чат- опрос ЭО, ДОТ

21.

8
22.
23.
9
24.

1
1

0

1
1

1
2

Импровизации,
практическая работа,
мастер
–
класс
(ДОТ)
Этюды,
анализ
этюдов
Чат- опрос ЭО, ДОТ
Импровизации,
творческие задания
Этюды,
импровизации
Тренинг,
наблюдение
Выразительное
чтение,анализ
сюжета,
практическая работа
Творческие задания,
мастер
–
класс
(ДОТ)
Чат- опрос ЭО, ДОТ
Конкурс,
наблюдение, анализ
выступлений

25.

Актер. Режиссер.

1

1

26.

Театральный художник. Сценарист

1

1

10
27.
28.

Слово на сцене – 4 часа
Образность сценической речи.
Жесты помогают общаться.

3
1

4
1
1

29.

Слышать – слушать – понимать.

1

1

30.

Голос – одежда нашей речи.

1

1

11
31.
32.

Сценические этюды (одиночные, парные, групповые) – 4 часа
Развитие артистической техники на примере этюдов.
Этюды и импровизация

3
1

4
1
1

33.

Этюды на заданные темы.

1

1

34.

Фантазийные этюды

1

1

12

Основы актерского мастерства –
4 часа
Специальные актерские приемы
Тренинги на развитие восприятия, наблюдательности, внутренней
собранности, внимания.
Развитие артистической смелости, непосредственности. Память на
ощущения
Образное решение роли

3

4

1

1
1

1

1

1

1

35.
36.
37.
38.

1
1

1
1

1
1

Творческие задания,
ролевая
игра
,
практическая работа
Творческие задания,
игра, практическая
работа
Чат- опрос ЭО, ДОТ
Тренинг,
наблюдение, мастер
– класс (ДОТ)
Ролевая игра, мастер
– класс (ДОТ)
Импровизации,
этюды, мастер –
класс (ДОТ)
Чат- опрос ЭО, ДОТ
Этюды,
импровизации
Этюды, мастер –
класс (ДОТ)
Этюды, мастер –
класс (ДОТ)

Чат- опрос ЭО, ДОТ
Тренинг, мастер –
класс (ДОТ)
Творческие задания
Творческие задания,
мастер
–
класс
(ДОТ)

13
39.
40.
41.

Модуль 2 - 36 часов
Сценический костюм, грим – 4 часа
Костюм как средство характеристики образа.
Создание эскиза театрального костюма своего персонажа.
Грим и сценический образ. Характерные гримы.

42.
14
43.

1
1

1
1

4
1
1
1

Придумываем и рисуем маски

1

1

2

3
1

44.

Работа над постановочным планом спектакля – 3 часа
1
Застольный период над спектаклем (тема, идея, сверхзадача). Образные 1
решения
Распределение ролей.

1

1

45.

Конфликт и сюжетная линия спектакля.

1

1

15
46.
47.
48.
49/
50.
51/
52.
53.

Репетиционный период – 11 часов
Индивидуальные репетиции

9
3

11
3

3

3

1

2

2

Групповые репетиции.
Работа над художественными образами.

1

3

Чат- опрос ЭО, ДОТ
Выставка эскизов
Видеоряд
характерных гримов
Конкурс, мастер –
класс (ДОТ)
Беседа,
опрос,
анализ произведения
Исполнение
чтецкого репертуара,
анализ
произведения,
мастер
–
класс
(ДОТ)
Исполнение
чтецкого репертуара,
анализ
произведения,
мастер
–
класс
(ДОТ)
Вживание в образ,
мастер
–
класс
(ДОТ)
Репетиции, мастер –
класс (ДОТ)
Исполнение ролей,
владение
речью,
телом, мастер –
класс (ДОТ)

54.

Прогонные репетиции. Замечания.

55.
56.
16
57.
58.
59.
60.
61.
17
62.
63.
64.

Игровое занятие «Театральный калейдоскоп»

65.

1

1

2

2

4
1
1
1
1
7
1
1
1

5
1
1
1
1
1
7
1
1
1

Премьера.

1

1

66.

Выступления.

1

1

67.
68.

Гастрольная деятельность.

2

2

18
69.

Исследовательская работа – 6 часов
Анализ выступления

1

5
1

6
1

70.
71.
72.

Исследовательская работа о театре

2

Работа с оформлением спектакля – 5 часов
Оформление спектакля
Подготовка декораций, подбор бутафории и реквизита.
Подготовка сценических костюмов.
Разработка партитуры музыкального и шумового оформления.
Разработка светового оформления спектакля.
Подготовка к премьере. Выступления – 7 часов
Приглашения на премьеру.
Афиша. Анонс.
Генеральная репетиция.

Индивидуальная работа с обучающимися над разработкой, написанием и

1
1

0

1

Исполнение ролей,
владение
речью,
телом, мастер –
класс (ДОТ)
Игра, мастер – класс
(ДОТ)
Беседа, обсуждение
Творческие задания
Творческие задания
Творческие задания
Творческие задания
Беседа
Конкурс
Исполнение ролей,
владение
речью,
телом, мастер –
класс (ДОТ)
Показ
спектакля,
мастер
–
класс
(ДОТ)
Показ
спектакля,
мастер
–
класс
(ДОТ)
Показ
спектакля,
мастер
–
класс
(ДОТ)

2

Обсуждение
спектакля
Чат- опрос ЭО, ДОТ

1

Проектная работа

73.
74
75.

оформлением исследовательских работ о театре.
Поиск и анализ материалов исследования
Защита исследовательских работ

19.

1
2

1
2

Проектная работа
Творческая работа,
защита,
навыки
ораторского
мастерства

Модуль 3 – 33 часа
История театра. Театр как вид искусства – 12 часов

76.
77.

Страницы истории театра: театр Древнего Востока

2

78.
79.

Страницы истории театра: театр Древней Греции

1

1

80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.

Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный
театр

2

2

Театр в ряду других искусств. Общее и особенное.

2

2

4 Практическая работа

Средства актёрского искусства.

2

2

анализ практической
4 деятельности, мастер
– класс (ДОТ)

Актер и его роли

1

3

анализ работы своей
4 и товарищей, мастер
– класс (ДОТ)

20
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.

разыгрывание
2 мистерии
Чат- опрос ЭО, ДОТ,
2 самостоятельные
импровизации.
4 Творческая
лаборатория.

Актерская грамота – 12часов

96.
97.
98.
99.

Бессловесные и словесные действия (повторение).

21

2

2

4 Анализ работы своей
и товарищей.

Художественное чтение – 7 часов

100.
101.
102.

Художественное чтение как вид исполнительского искусства.

1

103.
104.

Разнообразие художественных приемов литературы.

1

1

105.
106.

Словесные воздействия.

1

1

Основы акробатики.

1

3

4 Постановка этюдов,
мастер
–
класс
(ДОТ)

Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

2

6

8 Составление
разучивание
танцевальной
композиции
выученными

2

3 Исполнение текста,
демонстрирующего
владение «лепкой»
фразы мастер – класс
(ДОТ),
2 исполнение
каждым
обучающимся
работ из своего
чтецкого
репертуара, мастер
– класс (ДОТ)
2 исполнение
каждым
обучающимся
работ из своего
чтецкого
репертуара, мастер
– класс (ДОТ)

22.Сценическое движение – 11часов
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
151.

и
с

элементами, мастер
– класс (ДОТ)

116.
117.
118.
Модуль 4 – 41 час
23. Работа над пьесой – 18 часов
119.
120.
121.
122.
123.
124.

Пьеса – основа спектакля

1

2

Текст-основа постановки.

1

3

125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.

Театральный грим. Костюм.

1

3

Театральный костюм.

1

3

133.
134/
135.

Репетиционный период.

3

3 Анализ
пьесы
мастер – класс
(ДОТ),
4 Составление
монолога и диалога,
мастер
–
класс
(ДОТ)
Составление
таблицы «История
про…,
который…».
4 Создание эскизов
грима, мастер –
класс (ДОТ)
4 Создание словесных
эскизов
костюма,
мастер
–
класс
(ДОТ)
Рефераты на тему:
«Эпохи в зеркале
моды».
3 Генеральная
репетиция.
Обсуждение
премьерного
спектакля

24. Мероприятия и психологические практикумы-11 часов
136.

Знакомство с методикой проведения и организации досуговых
мероприятий

137.
138.

Разработка сценариев

139.
140.
141.
142.
143.
144.
145.
146.

Участие в подготовке досуговых мероприятий внутри учреждения.
Выявление ошибок.

1

4

Оформление уголка «В мире театра».

1

2

3 Совместное
обсуждение и оценка
сделанного.

25.Экскурсии - 7 часов
Знакомство с экспозициями краеведческих музеев

2

149.
150
151.

Посещение храма села.

2

2 творческий отчёт,
видеоэкскурсия
(ДОТ)
2 творческий отчёт

Экскурсии в природу

1

1 творческий отчёт

152.
153.

Составление творческих отчётов о проведенных экскурсиях.

2

2 творческий отчёт,
оформление
презентаций

147.
148.

1 Чат- опрос ЭО, ДОТ

1

2

2 Совместное
обсуждение и оценка
сделанного, мастер –
класс (ДОТ)
5 Совместное
обсуждение и оценка
сделанного.

26. Итоговое занятие – 5 часов
154.
155.
156/

Викторина по разделам
программы обучения за год.
Упражнения на коллективную согласованность, этюды на оправдание
заданных словесных действий.

1 Викторина.

1
2

2 Наблюдение,
творческие
задания, мастер –

класс (ДОТ)
157.
158.

Чтецкие работы по курсу «Художественное слово».

27.

Вводное занятие – 4часа

159.
160.
161
162

«Разрешите представиться»
Правила техники безопасности во время занятий, репетиций, во время
выступлений.

2 Самоанализ
деятельности.

2

Модуль 5 - 34 часа

2

2

4

Анкетирование,
беседа.

История театра. Театр как вид искусства – 24 часов
163.
164.
165.
166
167.
168.
169.
170.
171.
172.
173.
174.
175.
176.

Страницы истории театра: средневековый площадной театр.

2

4

6

Разыгрывание
мистерии.

Страницы истории театра: Театры, где играют дети.

2

6

8

Чат- опрос ЭО, ДОТ

177.
178.
179.
180.

Гении русской сцены.

2

6

4

Создание папкинакопителя «Гении
русской сцены».

181.
182.

Великие русские драматурги

2

4

6

Создание папкинакопителя «Гении

русской сцены».

183.
184.
185.
186.
28.

Актерская грамота -20 часов

187.
188.
189.
190.
191.
192.
193.
194.

Средства актёрского искусства.

2

6

8

Анализ
практической
деятельности

195
196
197
198
199
200
201
202
203
204
205
206
29.

Актер и его роли.

2

4

6

Анализ работы своей
и товарищей, мастер
– класс (ДОТ)

Импровизация.

2

4

6

Анализ работы своей
и товарищей, мастер
– класс (ДОТ)

207
208
209
210

Индивидуальные формы выступления

2

6

8

Исполнение текста,
демонстрирующего
владение «лепкой»
фразы, мастер –

Художественное чтение -16часов

211
212
213
214
215
216
217
218
219
220
221
222

класс (ДОТ)

Разнообразие художественных приемов литературы.

2

6

8

Капустник ко Дню
театра.

Модуль 6 – 40 часов
30.
223
224
225
226
227
228
229
230
231
232
233
234
235
236
237
238
239
240
241

Сценическое движение – 20 часов
Основы акробатики

2

8

10

Наблюдения, этюды,
мастер – класс
(ДОТ)

Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации.

2

8

10

Составление и
разучивание
танцевальной
композиции с
выученными
элементами, мастер
– класс (ДОТ)

242
31.
243
244
245
246
247
248
249
250
251
252
253
254
255
256
257
258
260
261
262
263
264
265
266
267
268
269
270
271
272
273

Работа над пьесой – 34 часа
Пьеса – основа спектакля

2

4

6

Анализ пьесы

Текст-основа постановки.

2

4

6

Составление
таблицы «История
про…,
который…».

Театральный грим. Костюм.

2

10

12

Создание эскизов
грима
определенного
героя, мастер –
класс (ДОТ)

10

10

Премьера.
Обсуждение
премьерного
спектакля.

Репетиционный период.

274
275
276
277
32.

Мероприятия и психологические практикумы – 8 часов

278
279
280
281
282
283
284
285
33.

Проведения и организации досуговых мероприятий.

8

8

Совместное
обсуждение и оценка
сделанного

286
287
288
289
290
291
292
293

Краеведческие музеи мира.

2

2

Беседа, обсуждение.

Экскурсия в районный храм.

2

2

Экскурсия в драмтеатр города Ульяновска.

2

2

Подготовка
презентаций.
фотоколлаж

Экскурсия в детский театр.

2

2

фотоколлаж

294
295
296
297
298
299
305
306

Экскурсия в театр кукол.

2

2

фотоколлаж

Экскурсия в театр пантомимы

2

2

фотоколлаж

Экскурсия в театр пальчиковых кукол.

6

6

Оформление стенда
«Театр и мы»

Экскурсии – 16 часов

34.

Итоговое занятие – 8 часов

309
310
311
312
313
314
315
316

Праздник «МЫ – будущие звезды театра»

ИТОГО:

8

67

249

8

316

Подведение итогов,
награждение.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».