Аблямитова Гульшен Решатовна Подписан цифровой подписью: Аблямитова Гульшен Решатовна DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN=Аблямитова Гульшен Решатовна, E= magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2023.09.27 23:50:35+03'00' Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Магазинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей социальногуманитарного цикла Протокол № 1 от 30 августа_ 2023 г. __________ Ягьяева Н.А. СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УР УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ Магазинский УВК _________ Кубишина И.В. ___________ Аблямитовой Г.Р. 30 августа Приказ № 336 от 30 августа_ 2023 г. 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по родному языку (русскому) на 2023/2024 учебный год – 11 класс Составлена учителем: русского языка и литературы Копаница О.Н. Рекомендована Педагогическим советом Протокол № 2 от 30 августа 2023 г. с. Магазинка, 2023 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 11 класса разработана в соответствии: Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями); письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14; на основе Примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций (одобрена, решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию протокол от 31.01.2018 г. № 2/18); учебника «Русский язык. 10-11 классы», базовый уровень; под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, М.: Просвещение, 2021; с учетом Программы воспитания МБОУ Магазинский УВК на 2021-2025 годы. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение русского родного языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности, приобщения её к культурно-историческому опыту человечества. Высокий уровень владения родным языком определяет способность аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире духовно-нравственных ценностей. Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией. В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом. Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур 2 народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственноинтеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и мира. Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Цели: • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию родного языка; • совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому самосовершенствованию; • углубление и расширение знаний о категориях современного русского литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом этикете; • совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию; • развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТА Личностные результаты: 3 • формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов; • формирование гражданской позиции активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства; • формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; • приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; • нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; • формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. Воспитательные цели: Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социо-культурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному языку (русскому) для среднего общего образования должны отражать готовность 4 обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: Гражданского воспитания: - готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; - активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке; - неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; - понимание роли различных социальных институтов в жизни человека; - представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке; - готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи; - активное участие в школьном самоуправлении; - готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство). Метапредметные результаты: • умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов; • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 5 • владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач; • готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; • развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств Предметные результаты: • осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека; осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического развития языка с историей общества; • осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского родного языка; • распознавание, характеристика фразеологических оборотов с понимание и истолкование национально-культурным значения компонентом, уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения; понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений; • понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия национальных культур; понимание роли заимствованной лексики в современном русском языке; • общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики; определение значения лексических заимствований последних десятилетий; целесообразное употребление иноязычных слов; • осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних и внутренних факторов языковых изменений; общее 6 представление объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм русского речевого этикета; • понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с речевым этикетом других народов. Учащиеся научатся: • осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в жизни человека; • объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений; • понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным компонентом, правильно употреблять их в речи; • понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; комментировать историю происхождения фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных ситуациях речевого общения; • распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного); • владеть основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими), нормами речевого этикета; • анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с учетом ее соответствия основным нормам современного литературного языка; • использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в основе национального русского речевого этикета; • создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности; оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме Учащиеся получат возможность научиться: • понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке; распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов России и мира; • определять причины изменений в словарном составе языка, перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом слов; • правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях; 7 • уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация, просьба, принесение извинений и др.; • использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие противостоять речевой агрессии. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Введение (1 час) Русский родной язык и его употребления с исторической точки зрения. Грамматика и грамматическая стилистика (13 часов): Имя числительное (1 час) Употребление числительных в речи и художественной литературе. Местоимение (1 час) Употребление местоимений в речи. Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе. Глагол (3 часа) Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы - синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения. Причастие (2 часа) Употребление причастий в речи и в художественной литературе. Деепричастия (2 часа) Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок»). Наречие (1 час) Правила написания наречий. Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди - огни!». Служебные части речи (3 часа) Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» Употребление частиц и междометий в художественной литературе. Язык и культура (2 часа) Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро». Итоговый урок (1 час) 8 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Наименование раздела п/п Кол-во С Р.Р. К.Р. 1 2 1 часов 1. Введение. 1 2. Грамматика и 13 грамматическая стилистика 3. Язык и культура 2 4. Итоговый урок 1 Итого: 17 1 1 3 1 Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий. В обучении используются следующие технологии: личностноориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения, развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие. Виды деятельности учащихся на уроке: -анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста; - работа с различными информационными источниками, конспектирование - работа с различными словарями; - индивидуальные сообщения; - выполнение упражнений. Виды и формы контроля: • тестовые работы; • индивидуальные и групповые задания дифференцированного характера; • выполнение проектных и исследовательских заданий. 9 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Родной язык (русский) 11 класс 0,5 часа в неделю, 17 часов в год № урока Наименование раздела, темы урока Дата проведения урока план факт Введение (1 час) 1 2 Русский родной язык и его употребления с исторической точки зрения. Грамматика и грамматическая стилистика (13 часов) Употребление числительных в речи и художественной литературе. 3 Разряды местоимений. Местоимения в художественной литературе. 4 Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. 5 Лексико-семантические группы глаголов. (Глаголы - синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила русского глагола». 6 Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения. 7 Употребление причастий в речи и в художественной литературе. 8 Развитие речи № 1. Контрольное сочинение-описание картины с использованием причастий. (Е.К Маковского «Дети, бегущие от грозы».) II полугодие 9 Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий в фольклоре и литературе. 10 Примечание 10 Развитие речи № 2. Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова «Конек-горбунок») 11 Правила написания наречий. Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки впереди огни!» 12 Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?» 13 Употребление частиц и междометий в литературе. 14 Контрольная работа по разделу «Грамматика и грамматическая стилистика». Язык и культура (3 часа) 15 Языковая картина мира. К.Д.Ушинский «О родном языке». 16 Развитие речи № 3. Слово как концепт культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро». 17 Итоговый урок 11 ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ Учителя Копаницы Оксаны Николаевны по родному языку (русскому) 11 класс № п/п Название раздела, темы Тема урока Дата проведения урока по плану Причина корректировки 12 Корректирующие мероприятия Дата проведения урока по факту