Рабочая программа родной язык (русский) 11 класс 2023-2024 у.г.

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова
Гульшен Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК,
CN=Аблямитова Гульшен Решатовна, E=
magazinskij_uvk@krpero.rk.gov.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2023.09.27 23:50:35+03'00'
Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей социальногуманитарного цикла
Протокол № 1
от 30 августа_ 2023 г.
__________ Ягьяева Н.А.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Магазинский УВК

_________ Кубишина И.В.

___________ Аблямитовой Г.Р.

30 августа

Приказ № 336
от 30 августа_ 2023 г.

2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родному языку (русскому)
на 2023/2024 учебный год – 11 класс

Составлена учителем:
русского языка и литературы
Копаница О.Н.
Рекомендована
Педагогическим советом
Протокол № 2
от 30 августа 2023 г.

с. Магазинка, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родной язык (русский)» для 11 класса
разработана в соответствии: Закона «Об образовании в Российской Федерации» от
29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным образовательным
стандартом среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства
образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 (с изменениями);
письма Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от
20.04.2021 № 1503/01-14; на основе Примерной программы по учебному предмету
«Русский родной язык» для образовательных организаций (одобрена, решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
протокол от 31.01.2018 г. № 2/18); учебника «Русский язык. 10-11 классы», базовый
уровень; под редакцией Л.М. Рыбченковой, О.М.Александровой, М.: Просвещение,
2021; с учетом Программы воспитания МБОУ Магазинский УВК на 2021-2025
годы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
Русский язык является родным языком русского народа, основой его духовной
культуры. Он формирует и объединяет нацию, связывает поколения, обеспечивает
преемственность и постоянное обновление национальной культуры. Изучение
русского родного языка и владение им – могучее средство приобщения к духовному
богатству русской культуры и литературы, основной канал социализации личности,
приобщения её к культурно-историческому опыту человечества.
Высокий уровень владения родным языком определяет способность
аналитически мыслить, успешность в овладении способами интеллектуальной
деятельности, умениями убедительно выражать свои мысли и точно понимать
мысли других людей, извлекать и анализировать информацию из различных
текстов, ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни и в мире
духовно-нравственных ценностей.
Обучение русскому родному языку совершенствует нравственную и
коммуникативную культуру ученика. Будучи формой хранения и усвоения
различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными
предметами, имеет особый статус: является не только объектом изучения, но и
средством обучения. Он влияет на качество усвоения всех других школьных
предметов, а в дальнейшем способствует овладению будущей профессией.
В содержании курса «Русский родной язык» предусматривается расширение
сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к
вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования
языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой,
государством и обществом.
Важнейшими задачами курса являются приобщение обучающихся к фактам
русской языковой истории в связи с историей русского народа, формирование
преставлений школьников о сходстве и различиях русского и других языков в
контексте богатства и своеобразия языков, национальных традиций и культур
2

народов России и мира; расширение представлений о русской языковой картине
мира, о национальном языке как базе общезначимых нравственноинтеллектуальных ценностей, поведенческих стереотипов и т.п., что способствует
воспитанию патриотического чувства, гражданственности, национального
самосознания и уважения к языкам и культурам других народов нашей страны и
мира.
Содержание программы ориентировано на сопровождение и поддержку
основного курса русского языка и направлено на достижение результатов освоения
основной образовательной программы основного общего образования по русскому
языку,
заданных
соответствующим
федеральным
государственным
образовательным стандартом.
Цели:
• воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском
языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание
национального своеобразия русского языка; формирование познавательного
интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к
родной культуре; воспитание ответственного отношения к сохранению и развитию
родного языка;
• совершенствование коммуникативных умений и культуры речи,
обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных
сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и
грамматического строя речи учащихся; развитие потребности к речевому
самосовершенствованию;
• углубление и расширение знаний о категориях современного русского
литературного языка, которые обеспечивают его нормативное, уместное, этичное
использование в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических
ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о
национальной специфике русского языка и языковых единицах, прежде всего о
лексике и фразеологии с национально-культурной семантикой; о русском речевом
этикете;
• совершенствование умений опознавать, анализировать, классифицировать
языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия
ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• развитие проектного и исследовательского мышления, приобретение
практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание
самостоятельности в приобретении знаний.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К ОСВОЕНИЮ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
3

• формирование российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения
своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край,
свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России,
уважение государственных символов;
• формирование гражданской позиции активного и ответственного члена
российского общества, осознающего свои конституционные права и
обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством
собственного достоинства;
• формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а
также различных форм общественного сознания, осознание своего места в
поликультурном мире;
• приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи
народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству
людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
• нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире,
готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
• формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества;
готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной
деятельности;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми
в
образовательной,
общественно
полезной,
учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности.
Воспитательные цели:
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному
языку (русскому) достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в
соответствии с традиционными российскими социо-культурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами
поведения

и

способствуют

процессам

самопознания,

самовоспитания

и

саморазвития, формирования внутренней позиции личности.
Личностные результаты освоения Примерной рабочей программы по родному
языку (русскому) для среднего общего образования должны отражать готовность
4

обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и
расширение опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных
направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:
Гражданского воспитания:
- готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
- активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;
- неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;
- понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;
- представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина,
социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров
из литературных произведений, написанных на русском языке;
-

готовность

к

разнообразной

совместной

деятельности,

стремление

к

взаимопониманию и взаимопомощи;
- активное участие в школьном самоуправлении;
- готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям,
нуждающимся в ней; волонтёрство).
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
деятельность;

использовать

все

возможные

ресурсы

для

достижения

поставленных целей и реализации планов;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно
разрешать конфликты;

5

• владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, способность и готовность к самостоятельному поиску методов
решения практических задач;
• готовность и способность к самостоятельной познавательной деятельности,
владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться

в различных источниках

информации,

критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из
различных источников;
• развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств
Предметные результаты:
• осознание роли русского родного языка в жизни общества и государства, в
современном мире; осознание роли русского родного языка в жизни человека;
осознание языка как развивающегося явления, взаимосвязи исторического
развития языка с историей общества;
• осознание национального своеобразия, богатства, выразительности русского
родного языка;
• распознавание,

характеристика

фразеологических

оборотов

с

понимание

и

истолкование

национально-культурным

значения

компонентом,

уместное употребление их в современных ситуациях речевого общения;
понимание и истолкование значения крылатых слов и выражений;
• понимание процессов заимствования лексики как результата взаимодействия
национальных

культур;

понимание

роли

заимствованной

лексики

в

современном русском языке;
• общее представление об особенностях освоения иноязычной лексики;
определение значения лексических заимствований последних десятилетий;
целесообразное употребление иноязычных слов;
• осознание изменений в языке как объективного процесса; понимание внешних
и

внутренних

факторов

языковых

изменений;

общее

6

представление

объективных процессах в современном русском языке; соблюдение норм
русского речевого этикета;
• понимание национальной специфики русского речевого этикета по сравнению с
речевым этикетом других народов.
Учащиеся научатся:
• осознавать роль русского родного языка в жизни общества и государства, в
жизни человека;
• объяснять изменения в русском языке как объективный процесс; понимать и
комментировать внешние и внутренние факторы языковых изменений;
• понимать и толковать значения русских слов с национально-культурным
компонентом, правильно употреблять их в речи;
• понимать и толковать значения фразеологических оборотов с национальнокультурным компонентом; комментировать историю происхождения
фразеологических оборотов, уместно употреблять их в современных
ситуациях речевого общения;
• распознавать источники крылатых слов и выражений (в рамках изученного);
• владеть
основными
нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими, стилистическими),
нормами речевого этикета;
• анализировать и оценивать с точки зрения норм современного русского
литературного языка чужую и собственную речь; корректировать речь с
учетом ее соответствия основным нормам современного литературного
языка;
• использовать при общении в электронной среде и в ситуациях делового
общения этикетные формы и принципы этикетного общения, лежащие в
основе национального русского речевого этикета;
• создавать тексты как результат проектной (исследовательской) деятельности;
оформлять реферат в письменной форме и представлять его в устной форме
Учащиеся получат возможность научиться:
• понимать роль заимствованной лексики в современном русском языке;
распознавать слова, заимствованные русским языком из языков народов
России и мира;
• определять
причины
изменений
в
словарном
составе
языка,
перераспределения пластов лексики между активным и пассивным запасом
слов;
• правилам информационной безопасности при общении в социальных сетях;

7

• уместно использовать коммуникативные стратегии и тактики при контактном
общении: убеждение, комплимент, уговаривание, похвала, самопрезентация,
просьба, принесение извинений и др.;
• использовать в общении этикетные речевые тактики и приемы‚ помогающие
противостоять речевой агрессии.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1 час)
Русский родной язык и его употребления с исторической точки зрения.
Грамматика и грамматическая стилистика (13 часов):
Имя числительное (1 час)
Употребление числительных в речи и художественной литературе.
Местоимение (1 час)
Употребление местоимений в речи. Разряды местоимений. Местоимения в
художественной литературе.
Глагол (3 часа)
Употребление глаголов в связной речи. Глаголы речи. Лексико-семантические
группы глаголов. (Глаголы - синонимы, антонимы, омонимы). Текст «Сила
русского глагола». Формы глагола в художественной литературе. Олицетворения.
Причастие (2 часа)
Употребление причастий в речи и в художественной литературе.
Деепричастия (2 часа)
Деепричастие как часть речи. Употребление деепричастий в фольклоре и
литературе. Образ коня в фольклоре и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова
«Конек-горбунок»).
Наречие (1 час)
Правила написания наречий. Употребление наречий. В.Короленко «Все-таки
впереди - огни!».
Служебные части речи (3 часа)
Предлог. Употребление предлогов в речи. Текст «Какой продукт едят все народы?»
Употребление частиц и междометий в художественной литературе.
Язык и культура (2 часа)
Языковая картина мира. К.Д.Ушинский. «О родном языке». Слово как концепт
культуры. Концепты «Родина», «Мой родной край », «Добро».
Итоговый урок (1 час)
8

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№

Наименование раздела

п/п

Кол-во

С

Р.Р.

К.Р.

1

2

1

часов

1.

Введение.

1

2.

Грамматика и

13

грамматическая стилистика
3.

Язык и культура

2

4.

Итоговый урок

1
Итого:

17

1

1

3

1

Методы работы: поисковый, проблемный, исследовательский, творческий.
В
обучении
используются
следующие
технологии:
личностноориентированного обучения, обучения в сотрудничестве, проблемного обучения,
развития исследовательских навыков, информационно-коммуникационные,
здоровьесберегающие.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их
употребления;
- разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера
текста;
- работа с различными информационными источниками, конспектирование
- работа с различными словарями;
- индивидуальные сообщения;
- выполнение упражнений.
Виды и формы контроля:
• тестовые работы;
• индивидуальные и групповые задания дифференцированного характера;
• выполнение проектных и исследовательских заданий.

9

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Родной язык (русский) 11 класс
0,5 часа в неделю, 17 часов в год

№
урока

Наименование раздела, темы урока

Дата
проведения
урока
план факт

Введение (1 час)
1

2

Русский родной язык и его употребления с
исторической точки зрения.
Грамматика и грамматическая стилистика (13 часов)
Употребление числительных в речи и
художественной литературе.

3

Разряды местоимений. Местоимения в
художественной литературе.

4

Употребление глаголов в связной речи.
Глаголы речи.

5

Лексико-семантические группы глаголов.
(Глаголы - синонимы, антонимы, омонимы).
Текст «Сила русского глагола».

6

Формы глагола в художественной
литературе. Олицетворения.

7

Употребление причастий в речи и в
художественной литературе.

8

Развитие речи № 1. Контрольное
сочинение-описание картины с
использованием причастий. (Е.К Маковского
«Дети, бегущие от грозы».)

II полугодие
9

Деепричастие как часть речи. Употребление
деепричастий в фольклоре и литературе.
10

Примечание

10

Развитие речи № 2. Образ коня в фольклоре
и литературе. (Отрывки из сказки П.Ершова
«Конек-горбунок»)

11

Правила написания наречий. Употребление
наречий. В.Короленко «Все-таки впереди огни!»

12

Предлог. Употребление предлогов в речи.
Текст «Какой продукт едят все народы?»

13

Употребление частиц и междометий в
литературе.

14

Контрольная работа по разделу
«Грамматика и грамматическая стилистика».
Язык и культура (3 часа)

15

Языковая картина мира. К.Д.Ушинский «О
родном языке».

16

Развитие речи № 3. Слово как концепт
культуры. Концепты «Родина», «Мой родной
край », «Добро».

17

Итоговый урок

11

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учителя Копаницы Оксаны Николаевны
по родному языку (русскому) 11 класс
№
п/п

Название
раздела,
темы

Тема урока

Дата
проведения
урока по
плану

Причина
корректировки

12

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
урока по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».