Рабочая программа родная литература (русская) 11 класс 2023-2024 уч.г.

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова Гульшен
Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN=
Аблямитова Гульшен Решатовна, E=magazinskij_uvk@
krpero.rk.gov.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2023.09.27 23:49:34+03'00'
Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Магазинский учебно-воспитательный комплекс»
муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

РАССМОТРЕНО
на заседании ШМО
учителей социальногуманитарного цикла
Протокол № 1_
от 30 августа 2023 г.
__________ Ягьяева Н.А.

СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УР

УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ Магазинский УВК

_________ Кубишина И.В.

____________ Аблямитова Г.Р.

30

августа

2023 г.

Приказ № _336__
от 30 августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по родной литературе (русской)
«Литературное краеведение»
на 2023/2024 учебный год – 11 класс

Составлена учителем:
русского языка и литературы
Копаница О.Н.

Рекомендована
Педагогическим советом
Протокол № 2
от 30 августа 2023 г.

с. Магазинка, 2023 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Родная литература (русская)» для 11
класса разработана в соответствии: Закона «Об образовании в Российской
Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Федеральным государственным
образовательным стандартом среднего общего образования, утвержденный
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012
№ 413 (с изменениями); письма Министерства образования, науки и молодежи
Республики Крым от 20.04.2021 № 1503/01-14; на основе программы элективного
курса «Литературное краеведение» для учащихся 10-11 классов образовательных
организаций; автор Кривцова Г.И. (утверждено на заседании Коллегии
министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 02.12.2015 №
5/8; учебно-методическое пособие «Литературное краеведение» для учащихся 1011 классов ОО учебных заведений в 2-х частях. – Симферополь: КРП
«Издательство Крымучпедгиз», 2013, 2015; с учетом Программы воспитания
МБОУ Магазинский УВК на 2021-2025 годы.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
ФГОС ОСО признает приоритетной духовно-нравственную ценность
литературы для школьника – будущего гражданина своей страны, любящего свой
народ и уважающего его традиции, язык и культуру.
Создание данного курса обусловлено актуальностью и востребованностью
темы, необходимостью систематизировать уроки по литературному краеведению, а
также спецификой Крыма как многонационального региона, а именно изучение
творчества не только русских, но и зарубежных авторов. Значительна роль
данного курса в деле толерантного и патриотического воспитания молодежи.
Конечная цель этой многогранной работы - вырастить человека, влюбленного в
свою "малую" родину.
Главные принципы, на которых строится
спецкурс, - системность и
доступность,
связь
искусства
и
литературы
с
жизнью,
историзм. Новизна программы в том, что на данный период не существует
типовой программы по литературному краеведению.
Программа предполагает параллельное и углубленное изучение отдельных тем
в рамках школьного предмета «Литература», вместе с тем она включает в себя
материалы, не содержащиеся в базовых программах, и тем самым расширяет,
углубляет знания учащихся по литературе. Программа курса включает в себя
произведения художественной литературы, историко-литературные сведения.
Данный спецкурс имеет и практическую направленность, что позволяет
учащимся углубить знания по вопросам теории литературы,
анализа
художественного произведения, способствует развитию речевой культуры. Также
данная программа носит и прикладной характер, так как предполагает проведение
экскурсий, связанных с поиском материалов, написанием исследовательских работ.

Программа носит интегративный характер, в программе предусмотрена связь с
учебными предметами и курсами: историей, географией, МХК и другими.
Краеведческий подход с использованием межпредметных связей способствует
формированию у школьников активной гражданской позиции и расширяет
представление обучающихся о своем регионе.
Предлагаемое распределение материала по темам носит ориентировочный
характер, так как литературная карта Крыма богата своими именами.
Основные цели курса:
образовательная, которая достигается путем ознакомления учащихся с
творчеством писателей, чья судьба и творческий путь пересеклись с Крымом;
- воспитательная, которая достигается путем повышения интереса к местному
литературному материалу, стимулирования творческой, поисковой деятельности
учащихся.
Образовательные задачи:
формирование у учащихся знаний и умений, обеспечивающих усвоение
культурных ценностей края;
• расширение кругозора учащихся;
• закрепление умений и навыков анализа художественного произведения;
• формирование навыков аналитической и исследовательской деятельности;
• закрепление умения работать с дополнительной литературой, Интернет –
ресурсами.
Развивающие задачи:
•

активизация познавательной деятельности учащихся;
•
развитие у учащихся художественно-творческих способностей, образного
мышления, эстетического вкуса;
• совершенствование общеучебных, интеллектуальных, коммуникативных и
общекультурных навыков.
Воспитательные задачи:
•

•
•
•
•

развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и
своему краю;
формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю;
создание ситуации успеха каждого ученика и совместной работы коллектива
в целом;
формирование позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и
социально-ответственного поведения в ней.

Для реализации программы могут быть использованы следующие методы:
- словесный метод – беседа, лекция, объяснение;

- наглядный метод – фото и видеоматериалы, карты, схемы, презентации и т.д.;
- репродуктивный метод- повторение, закрепление, обобщение материала;
- эвристический метод - поисковые задания, составление анкет и т.д.
- исследовательский метод- исследование, изучение документов, их описание,
создание и защита проектов.
В зависимости от содержания занятий форма работы может быть:
- лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные
темы);
- семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);
- экспедиционной
материалов);

(изучение

литературно-краеведческих

объектов,

сбор

- научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов,
работа над литературой, подготовка докладов, исследовательских работ и т. д.);
- литературно-творческой (написание эссе, путевых заметок, очерков и т.д.);
оформительской
(изготовление
наглядных
пособий
по
литературному
краеведению, оформление выставки,
создание литературной карты, литературно-краеведческого кабинета, школьного
музея и т. д.;
- организаторско - массовой (проведение литературно-музыкальных вечеров на
краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, встречи с
писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр,
конкурсов и т. д.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение

гуманистических,

демократических

и

традиционных

ценностей

многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и
долга перед Родиной;

2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению

и

познанию,

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей

индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и
профессиональных

предпочтений,

с

учетом

устойчивых

познавательных

интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду,
развития опыта участия в социально значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому

человеку,

его

мнению,

мировоззрению,

культуре,

языку,

вере,

гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог
с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни
в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных
компетенций

с

учетом

региональных,

этнокультурных,

социальных

и

экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем
на

основе

личностного

выбора,

формирование

нравственных

чувств

и

нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным
поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве
со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение
правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на

транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности:
• анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;
• идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
• выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать
конечный результат;
• ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих
возможностей;
• формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;
• обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая
и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач:
• определять необходимые действие (я) в соответствии с учебной и познавательной
задачей и составлять алгоритм их выполнения;
• обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения
учебных и познавательных задач;
• определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;
• выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые
ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и
обосновывая логическую последовательность шагов);
• выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы
для решения задачи/достижения цели;

• составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);
• определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной
задачи и находить средства для их устранения;
• описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;
• планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:
• определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
• систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых
результатов и оценки своей деятельности;
• отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
• оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия
планируемого результата;
• находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
• работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе
анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик
продукта/результата;
• устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности
предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных
характеристик продукта;
• сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения:
• определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
• анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария
для выполнения учебной задачи;
• свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя
из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
• оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

• обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих
внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
• фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной:
• наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
• соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;
• принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
• самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить
способы выхода из ситуации неуспеха;
• ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или
параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;
• демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных
состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной
напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления),
эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы. Обучающийся сможет:
• подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки
и свойства;
• выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;
• выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;
• объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
• выделять явление из общего ряда других явлений;
• определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между
явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
• строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;

• строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при
этом общие признаки;
• излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой
задачи;
• самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать
и применять способ проверки достоверности информации;
• вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
• объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе
познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая;
объяснять с заданной точки зрения);
• выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
• делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать
вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач:
• обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
• определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать
данные логические связи с помощью знаков в схеме;
• строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
• создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением
существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в
соответствии с ситуацией;
• преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих
данную предметную область;
• переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического
или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
• строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
• анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта,
исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной
проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
8. Смысловое чтение:
• находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей
деятельности);
• ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,
структурировать текст;
• устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
• резюмировать главную идею текста;

• преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать
текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный,
информационный, текст non-fiction);
• критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации:
• определять свое отношение к природной среде;
• выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей
и других поисковых систем:
• определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
• осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
• формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
• соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
11. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение:
• определять возможные роли в совместной деятельности;
• играть определенную роль в совместной деятельности;
• принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его
речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы, теории;
• определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или
препятствовали продуктивной коммуникации;
• строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
• корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь
выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом
эквивалентных замен);
• критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать
ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
• предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
• выделять общую точку зрения в дискуссии;
• договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей;

• организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
• устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.
12. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью:
• определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые
средства;
• отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими
людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
• представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной
деятельности;
• соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;
• высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера
в рамках диалога;
• принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
• создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с
использованием необходимых речевых средств;
• использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения
смысловых блоков своего выступления;
• делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно
после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
13. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся
сможет:
• целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые
для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
• выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для
передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;
• использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче
инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения
информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание
писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
• использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
• создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий,
соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты
1.
осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего
дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как
средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и
общества, многоаспектного диалога;
2.
понимание родной литературы как одной из основных национальнокультурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;
3.
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативноэстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся
произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;
4.
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим
вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в
устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые
высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в
обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
5.
развитие
способности
понимать
литературные
художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
6.
овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий литературного художественного
текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений
воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать
прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в
литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления».

•

•
•

Изучение предметной области "Родная литература (русская) " должно
обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры,
включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание
исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение
культуры народа;
• обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у
обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной
речи, правилами речевого этикета.
Учащийся получит возможность научиться:
– владеть различными видами пересказа,
– пересказывать сюжет;

– выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу;
– характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
– находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для
творческой манеры писателя, определять их художественные функции;
– определять родо-жанровую специфику художественного произведения;
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер
авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения;
– выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать
свою точку зрения;
– ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с
энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой;
– пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой
поиска в Интернете.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение (1час)
Основные тенденции развития литературы в Крыму на рубеже ХIХ и ХХ веков.
Литературно- художественные произведения, поэзия, публицистика.
Обзор
крымских литературно- художественных газет, журналов, альманахов.
Литература ХХ века. (15 часов)
И.А.Бунин. Стихотворения «Кипарисы», «На поднебесном утесе», «Байдарская
долина», «На морском берегу, на скале», «…Светает…Над морем, под пологом
туч…», «Учан-Су», «К прибрежью моря длинная аллея…». Вечность красоты
природы.
Художественное
совершенство
стихов.
Повесть
«Лика»,
автобиографический характер повести.
А.И.Куприн. Своеобразие таланта писателя. Очерки «Листригоны» - вдохновенная
поэма о море, мужественных людях, спокойно переносящих невзгоды и
привыкших к опасностям.
С.Я.Надсон. Трагическая судьба поэта. «У моря», «На юг, говорили друзья мне,
на юг». Разлад между поэтическими порывами и грубой действительностью.
Скорбь, скепсис, растерянность лирического героя произведений С.Я.Надсона как
отражение событий своей эпохи.
В.Брюсов. Дневниковые записи, цикл стихов «Крым. Черное море» - пейзажные
миниатюры. Лиризм, искренность чувств. Неразрывность человеческого бытия и
природы.
М.Волошин. Очерк жизни и творчества. Цикл «Киммерийская весна». Отражение
творческой индивидуальности поэта в его стихах. Многоплановость и
символичность образов. Стихотворение «Дом поэта». Тема Родины и революции,
гуманизм поэта.

М.Цветаева. Раннее творчество. Сборник «Юношеские стихи». «Встреча с
Пушкиным». «Уж сколько их упало в эту землю». Романтическое мировосприятие,
влюбленность в жизнь. Образ лирического героя, своеобразие поэтического стиля.
А.Ахматова. Поэма «У самого моря». Романтические мотивы в ранней лирике
Напряженность любовного чувства, соединение внешних примет времени с
переживаниями героини
Д.Бедный. «Красная конница на южном фронте». Э.Багрицкий «Пятьдесят
первая». Н.Тихонов «Перекоп». Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь.
К.А.Тренев. Сведения о писателе. Пьеса «Любовь Яровая» - правдивый рассказ о
событиях гражданской войны. Борьба двух непримиримых идеологий. Цельность
характера главной героини. Красочность и многообразие речевых характеристик.
И.С.Шмелев. Очерк жизни и творчества. «Солнце мертвых»- трагический эпос о
гражданской войне; взлеты и падения человеческого духа, гуманистическая
патетика. Художественная роль документа и публицистического начала.
Гражданская позиция писателя, пронзительный гуманизм повести.
М.Горький. «Крымские эскизы». Отражение крымских встреч в рассказах. Поиски
решения нравственных проблем. Очерк «Херсонес Таврический». Призыв писателя
к бережному отношению к историческим памятникам. Актуальность темы для
наших дней.
С.Н. Сергеев-Ценский. Сведения о писателе. Рассказы «Старый врач», «В
снегах», «Хитрая девчонка» (на выбор).
Реализм изображаемых событий.
Восхищение мужеством простых людей.
И.Сельвинский. Очерк жизни и творчества. Стихотворения «Юность», «Осень»,
«Экспериментальное». Сборник стихов «О времени, о судьбах, о любви».
Восторженная влюбленность в жизнь. Живописность, любование морской стихией.
Особенности стихосложения, звукопись. Тема Великой Отечественной войны в
стихотворениях «Крым», «Севастополь», «Аджимушкай». Психологическая
проникновенность и напряженный драматизм в стихотворениях.
А.И.Домбровский
«Птицы ничего не расскажут». Сведения о писателе.
Своеобразие раскрытия темы Великой Отечественной войны.
Е. Криштоф «Сто рассказов о Крыме» или сборник рассказов «Крымские
каникулы» (составитель Литвинова А.Л.) (по выбору учителя). Многообразие
тем, сюжетов, образов. Гордость за свой народ, вера в него.
Тенденции развития
Итоговый урок (1час)

современной художественной литературы

Крыма.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п
1.
2.

3

Название раздела
Введение
Литература ХХ века:
И.А.Бунин.
А.И.Куприн
С.Я.Надсон.
В.Брюсов.
М.Волошин.
М.Цветаева.
А.Ахматова.
Д.Бедный.
К.А.Тренев.
И.С.Шмелев.
М.Горький.
С.Н. Сергеев-Ценский.
И.Сельвинский.
А.И.Домбровский
Е. Криштоф
Тенденции развития
современной художественной
литературы Крыма.
Итоговый урок
Итого:

Кол-во
часов
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

С

К.Р.

1

1

1

17

1

1

Для реализации программы могут быть использованы следующие методы:
- словесный метод – беседа, лекция, объяснение;
- наглядный метод – фото и видеоматериалы, карты, схемы, презентации и т.д.;
- репродуктивный метод- повторение, закрепление, обобщение материала;
- эвристический метод - поисковые задания, составление анкет и т.д.
- исследовательский метод- исследование, изучение документов, их описание,
создание и защита проектов.
В зависимости от содержания занятий форма работы может быть:
- лекционной (обзорные беседы педагога или доклады школьников на заданные
темы);
- семинарской (обучение навыкам литературно-краеведческой работы);
- экспедиционной (изучение литературно-краеведческих объектов, сбор
материалов);
- научно-исследовательской (изучение и классификация собранных материалов,
работа над литературой, подготовка докладов, исследовательских работ и т. д.);

- литературно-творческой (написание эссе, путевых заметок, очерков и т.д.);
оформительской
(изготовление
наглядных
пособий
по
литературному
краеведению, оформление выставки,
создание литературной карты, литературно-краеведческого кабинета, школьного
музея и т. д.;
- организаторско - массовой (проведение литературно-музыкальных вечеров на
краеведческие темы, организация экскурсий по школьному музею, встречи с
писателями, проведение литературно-краеведческих олимпиад, викторин, игр,
конкурсов и т. д.).
Форма организации образовательного процесса – классно-урочная:
традиционные

уроки

(усвоение

новых

знаний,

закрепление

изученного,

повторительно-обобщающий урок, комбинированный урок, урок контроля знаний,
урок развития речи); нестандартные уроки: зачёт, семинар.
Виды и формы контроля:
– тест;
– письменный ответ на вопрос;
– сочинение на литературоведческую тему;

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Родная литература (русская) «Литературное краеведение» – 11 класс
0,5 часа в неделю, 17 часов в год
№
урока

Дата
проведения
урока
план факт

Примечание
Наименование раздела, тема урока

Введение (1 час)
1

«У литературной карты Крыма» (обзорное
путешествие «Писатели ХХ века в Крыму»).
Литература ХХ века (16 часов)

2

И.А. Бунин. Вечность красоты природы,
гармония человеческой души с миром природы.

3

А.И.Куприн- друг балаклавских рыбаков.
Своеобразие таланта писателя.

4

Творчество С.Я. Надсона.

5

Развитие речи№ 1. Анализ лирического
произведения. К.Бальмонт «Аромат солнца».
«Чары месяца». Нерасторжимая связь человека с
природой.

6

В.Брюсов в Крыму. Цикл стихов «Крым. Черное
море» - пейзажные миниатюры.

7

М.Волошин. «Он изваял страну и назвал
Коктебель».

8

М. Цветаева «Но душу Бог мне иную дал:
морская она, морская».
Контрольное тестирование по теме «Писатели
ХХ века»

II полугодие
9
10

А. Ахматова «Стать бы снова приморской
девчонкой».
И.С. Шмелев. Сведения о писателе.

«Солнце

мертвых»- трагический эпос о гражданской
войне.
11

М.Горький «Крымские эскизы». Отражение
крымских встреч в рассказах. Поиск решения
нравственных проблем.

12

С.Н. Сергеев-Ценский в Крыму. Сведения о
писателе. Рассказы. Реализм изображаемых
событий. Восхищение мужеством простых
людей.

13

И.Сельвинский. «Сквозь лирические
пустяки я душу соткал человечью».

14

Военное детство в рассказе А.И.Домбровского
«Птицы ничего не расскажут».

15

Устный журнал. Е. Криштоф. «Сто рассказов о
Крыме» или сборник рассказов «Крымские
каникулы» (составитель Литвинова А.Л., по
выбору учителя). Многообразие тем, сюжетов,
образов. Гордость за свой народ, вера в него.

16

Контрольное классное сочинение «Писатели
Крыма – какие они?»

17

Тенденции развития современной
художественной литературы Крыма.
Итоговый урок.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Учителя Копаницы Оксаны Николаевны
по родной литературе (русской) «Литературное краеведение» 11 класс
№
п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведения
урока по
плану

Причина
корректировки

Корректирующие
мероприятия

Дата
проведения
урока по
факту


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».