эк 8 кл

Аблямитова
Гульшен
Решатовна

Подписан цифровой подписью: Аблямитова Гульшен
Решатовна
DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN=
Аблямитова Гульшен Решатовна, E=magazinskij_uvk@
krpero.rk.gov.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Расположение:
Дата: 2023.09.27 17:29:48+03'00'
Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Магазинский учебно - воспитательный комплекс»
Муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым

РАССМОТРЕНА

СОГЛАСОВАНА

на заседании ШМО

Заместитель директора

Директор

_______ Карачук Э.А.

_______Кубишина И.В.

МБОУ Магазинский УВК

« 30 »августа 2023 г.

_______Г.Р.Аблямитова

Протокол №1 от «30 »
августа 2023г

УТВЕРЖДАЮ

Приказ от «30»августа 2023
г. №336

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по элективному курсу

«Химический эксперимент»
на 2023-2024 учебный год – 8 класс
основное общее образование, базовый уровень

РЕКОМЕНДОВАНА
Педагогический совет
(протокол от «30» августа 2023 № 02)

Составлена учителем химии
Долгополовой Еленой Ивановной

с. Магазинка-2023
1

Пояснительная записка.
Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом
классе складывается отношение к новому предмету. Химия как учебный предмет
призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для
повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования,
правильной ориентации поведения в окружающей среде.
Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень
актуальным. Программа позволяет раскрыть ведущую идею: «Знания не ради знаний, а
ради грамотного использования их в практической деятельности».
Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют
расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют
склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают
творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности.
Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их
явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении
теоретических знаний и практических умений и навыков. Для решения этой проблемы и
был разработан элективный курс «Химический эксперимент», в программу курса были
включены простые в выполнении, но в тоже время яркие, наглядные, интригующие,
способные увлечь и заинтересовать учащихся практической наукой химией опыты.
Основная форма деятельности – химический эксперимент. Непременным условием
практических занятий с учащимися 8 класса является постоянное руководство их работой
с преподавателем, особенно с целью развития их самостоятельности: выработка навыков к
работе с инструкциями, обучение ведению записей в лабораторной тетради и т.д.
Увеличение экспериментальной части приводит к более заинтересованному
подходу учащихся к предмету химии. Практическая форма помогает реализовать теорию
научного познания: от простого созерцания, к абстрактному мышлению и практике.
Эксперимент является основой химического образования, поскольку химия –
наука экспериментальная. Любой химический процесс, любое химическое явление легче
воспринять только в результате проведения эксперимента. Именно эксперимент
усиливает мотивацию изучения химической науки, позволяет дополнить и разнообразить
теоретический курс, понять и усвоить химические превращения. Химический
эксперимент является самостоятельным и необходимым элементом учебного процесса.
Цель курса: углубление знаний по предмету химии
Задачи курса:
• Расширить и углубить знания о веществах, их превращениях и явлениях,
сопровождающих эти превращения;
• Научить выявлять зависимость получения и применения веществ от внутренней
структуры;
• Раскрыть особенности протекания химических реакций;
• Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с лабораторным
оборудованием и реактивами;
• Формировать интерес к миру веществ и химических реакций;
• Развивать учебно-коммуникативные умения.
Формы организации учебного процесса: эксперимент, беседа, групповая работа, работа
в парах, дифференцированное обучение, практическая работа, ИКТ, демонстрация,
лекция.

2

Планируемые результаты изучения курса
Предметные результаты:
учащиеся приобретут следующие знания:
• правил безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами;
• правил сборки и работы лабораторных приборов;
• физические и химические свойства веществ;
• способы разделения смесей;
• методы очистки веществ;
• понятие растворов, сущность процесса растворения, способы выражения состава
растворов;
• практическое применение изучаемых веществ.
учащиеся приобретут следующие умения:
• работать с простейшим лабораторным оборудованием;
• проводить и описывать наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
этапы проведения практической работы по химии и оформления результатов;
• осуществлять с соблюдением техники безопасности химический эксперимент,
необходимый для решения поставленных задач (научный поиск);
• объяснять химические процессы, происходящие в результате опытов;
• оформлять отчеты о проделанной работе с соответствующей наглядностью:
уравнениями, рисунками, выводами;
• характеризовать свойства вещества на основе теоретических представлений;
• использовать полученные теоретические сведения при изучении химических
реакций;
• устанавливать взаимосвязь между физическими и химическими явлениями,
необходимыми для целостного представления о мире;
• видеть возможность применения наблюдаемых явлений в практической
деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия
Работать самостоятельно и в группе;
Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты;
Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи;
Применять таблицы, схемы, модели для получения информации;
Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде;
Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения.
Личностные универсальные учебные действия
Различать основные нравственно-эстетические понятия;
Оценивать свои и чужие поступки;
Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом;
Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность;
Выражать положительное отношение к процессу познания;
Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность
Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться
с мнением другого человека, инициативу, ответственность, причины неудач; проявлять
терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику.
Регулятивные универсальные учебные действия
3

Удерживать цель деятельности до получения ее результата;
Планировать решение учебной задачи;
Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно,
истинно, существенно, не существенно);
Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших
трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный
контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»);
Оценивать результаты деятельности;
Анализировать собственную работу;
Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я
не знаю и не умею?»).
Коммуникативные универсальные учебные действия
Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте
информацию, необходимую для ее решения;
Сравнивать разные виды текста;
Составлять план текста;
Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета.
Формы текущего контроля: практическая работа, творческий отчет.
Итоговый контроль: защита творческих работ с использованием ИКТ: презентация,
создание анимации химических превращений, кроссворд.

Содержание курса.
Всего – 34 часа (1 час в неделю), теория -13 часов, практика – 21 час.
Тема 1. (2часа). Техника лабораторных работ.
Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Основное
оборудование и обращение с ним.
Химическая посуда. Правила обращения со
стеклянной посудой. Нагревательные приборы и их использование. Нагревание и
прокаливание. Изготовление простейших приборов, проверка их на герметичность.
Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Весы и
взвешивание.
Практическая работа №1. Химическая посуда и правила обращения с ней.
Практическая работа №2. Выполнение типовых химических операций.
Тема 2. (2 часа). Исследования свойств веществ.
Физические свойства известных веществ (агрегатное состояние, цвет, запах,
плотность и др.) Изучение поведения вещества при нагревании.
Характеристика
известного
учащимся
вещества,
самостоятельное
перечисление свойств и их обнаружение. Исследование (распознавание)
жидкостей (таких как вода, нашатырный спирт, уксусная кислота и др.) с
определением их запаха, плотности (с помощью ареометра) и др. свойств.
Исследование твердых веществ (таких как поваренная соль, сахар, мел и
т.д.).
Практическая работа №3. Изучение физических свойств веществ
4

Практическая работа №4. Распознавание веществ по их физическим
свойствам.
Тема 3. (2 часа) Физические явления. Химические реакции.
Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций.
Практическая работа №5. Знакомство с физическими и химическими явлениями.
Практическая работа №6. Изучение признаков химических реакций.
Тема 4. (3 часа) Очистка веществ.
Понятие чистого вещества и смеси. Чистые вещества, их характеристика. Приготовление
смеси этих веществ, характеристика приготовленных смесей. Способы разделения смесей
(очистки веществ) и их зависимость от свойств очищаемых веществ: отстаивание,
фильтрование, выпаривание, перегонка, возгонка, перекристаллизация и др. Способы
очистки веществ: разделение смеси твердых веществ; выделение твердого вещества из
жидкости; разделение нерастворимых друг в друге жидкостей; выделение из жидкости
растворенного в ней твердого вещества.
Демонстрации. Возгонка йода и бензойной кислоты
Практическая работа №7. Приготовление смесей и очистка веществ.
Практическая работа №8. Очистка поваренной соли.
Тема 5. (6 часов) Вещества-невидимки.
Истории открытия газов. Воздух как смесь газов. Состав атмосферы и потребности в
кислороде на Земле. «Огненный воздух». «Горючий воздух». «Безжизненный воздух».
Инертные газы. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Последствия загрязнения
атмосферы для жизни на Земле. Охрана воздушной среды. Исследуем газы: получение,
собирание в сосуд, хранение, обнаружение, изучение свойств и применение газов на
примерах (кислород, водород, углекислый газ).
Практическая работа №9. Получение кислорода и водорода.
Практическая работа №10. Количественное определение кислорода в воздухе.
Практическая работа №11. Получение углекислого газа и его свойства
Практическая работа №12. Определение относительной молекулярной массы
углекислого газа.
Тема 6. (3 часа) Огонь – явление химическое.
Огонь в жизни природы и человека. Обожествление огня. Исследования процесса
горения. Роль воздуха и кислорода в процессе горения. Роль температуры (на примере
нагревания и охлаждения скипидара), самовоспламенение веществ, «блуждающие огни»,
воспламенение веществ при взаимодействие между собой. Горение веществ без пламени и
с пламенем, светимость пламени, цвет пламени, состав и строение пламени. Первобытные
способы получения огня трением и высеканием. Регулирование пламени. Гашение огня.
Демонстрация. Серия занимательных опытов, связанных с огнём.
Практическая работа №13. Изучение процесса горения свечи.
Тема 7. (6 часов) Вода. Растворы.
Вода в природе. Подземные реки и моря. Круговорот воды в природе. Минеральные воды.
Целебные источники. Вода легкая и тяжелая. Вода – катализатор. Вода – универсальный
растворитель. Очистка воды. Перегонка воды. Источники загрязнения воды. Охрана
водного бассейна. Мониторинг природных вод. Водоочистительная станция. Растворы.
Растворы в жизни человека и природы. Использование различных растворителей
человеком. Растворимость веществ. Исследование растворимости веществ в воде:
твердых (с использованием таблицы растворимости), жидкостей и газов (получение
«цветных фонтанов»). Приготовление газированной воды. Растворы насыщенные и
перенасыщенные. Растворение – физико-химический процесс. Тепловые явления при
растворении. Способы выражения концентрации растворов. Способы повышения и
5

понижения концентрации растворов.
Лабораторный опыт. Изменение температуры при растворении веществ.
Практическая работа №14. Определение растворимости веществ при комнатной
температуре.
Практическая работа №15. Приготовление растворов солей определенной
концентрации.
Тема 8. (2 часа) Кристаллогидраты
Понятие о кристаллогидратах. Кристаллизация веществ: явление кристаллизации,
моментальная кристаллизация. Кристаллы в природе и производстве. «Симпатические
чернила». Очистка веществ перекристаллизацией. Выращивание кристаллов.
Лабораторный опыт. Свойства кристаллогидратов.
Практическая работа №16. Установление формулы кристаллогидрата по данным
анализа.
Домашняя практическая работа. Выращивание кристаллов.
Тема 9. (8 часов) Классификация неорганических веществ.
Краткая характеристика основных классов неорганических соединений и их наиболее
типичных представителей. Основные и амфотерные оксиды – родители гидроксидов.
Кислотные оксиды источники кислот. Оксиды в нашей жизни. Значение и применение
кислот в природе и жизни человека. Основания, их роль в нашей жизни.
Классификация солей. Удивительные свойства солей. Генетическая связь между
классами неорганических соединений. Получение веществ различных классов.
Практическая работа №17. Получение оксидов, изучение их химических свойств.
Практическая работа №18. Свойства кислот.
Практическая работа №19. Получение нерастворимых оснований и подготовка их к
использованию.
Практическая работа №20. Получение солей различными способами.
Практическая работа №21. Решение экспериментальных задач
Тематический план
№п/п

Темы курса

Кол-во час

1
2
3

Техника лабораторных работ
Исследование свойств веществ
Физические явления. Химические реакции

2
2
2

4
5
6
7
8
9
16

Очистка веществ
Вещества-невидимки
Огонь – явление химическое
Вода. Растворы
Кристаллогидраты
Классификация неорганических веществ
Итоговое занятие
Всего

3
6
3
6
2
7
1
34

Практические
работы
2
2
2
2
4
1
2
1
5
21

6

Календарно – тематическое планирование
Наименование раздела и тем
№
п/п

Колво
час

Плановые
сроки
План

1/1

2/2
3/1

4/2

5/1

6/2
7/1

8/2

9/3
10/1
11/2

12/3

13/4
14/5

Тема 1. Техника лабораторных работ (2ч)
1
ТБ и правила работы в химической
лаборатории. Основное оборудование и
обращение с ним. Химическая посуда.
Практическая работа №1. Химическая
посуда и правила обращения с ней.
Практическая работа №2. Выполнение 1
типовых химических операций.
Тема 2. Исследования свойств веществ (2 ч) 1
Практическая
работа
№3.
Изучение физических свойств
веществ
Практическая
работа
№4.
Распознавание веществ по их
физическим свойствам.
Тема 3. Физические явления. Химические
реакции (2 ч)
Физические
и
химические
явления
Практическая работа №5. Знакомство с
физическими и химическими явлениями.
Практическая
работа
№6.
Изучение
признаков химических реакций.
Тема 4. Очистка веществ (3ч)
Чистые вещества и смеси. Способы
разделения смесей.
Приготовление смесей и очистка веществ
Практическая работа №7. Приготовление
смесей и очистка веществ.
Практическая
работа
№8.
Очистка
поваренной соли.
Тема 5. Вещества-невидимки(6ч)
Газы. Истории открытия газов.
Состав воздуха. Источники загрязнения
атмосферы и их состав. Охрана воздушной
среды.
Получение
кислорода
и
водорода.
Практическая работа №9. Получение
кислорода и водорода.
Практическая работа №10. Количественное
определение кислорода в воздухе.
Практическая работа №11. Получение

Примеч
ание

факт

07.09

14.09
21.09

1

28.09

1

05.10

1

12.10

1

19.10

1

26.10

1

09.11

1

16.11

1

23.11

1

30.11

1

07.12

1

14.12
7

15/6

16/1
17/2
18/3
19/1

20/2
21/3

22/4
23/5
24/6
25/1

26/2

27/1

28/2
29/3
30/4

31/5
32/6
33/7
34

углекислого газа и его свойства1
Практическая работа №12. Определение
относительной
молекулярной
массы
углекислого газа.
Тема 6. Огонь – явление химическое (3ч)
Огонь в жизни природы и человека.
Роль воздуха и кислорода в процессе
горения
Практическая работа №13. Изучение
процесса горения свечи.
Тема 7. Вода. Растворы (6ч)
Вода в природе. Источники загрязнения
воды.
Вода – универсальный растворитель.
Растворы.
Практическая работа №14. Определение
растворимости веществ при комнатной
температуре.
Практическая работа №15. Приготовление
растворов солей определенной концентрации.
Тепловые явления при растворении
Экскурсия
№1.
Водоочистительная
станция
Тема 8. Кристаллогидраты (2ч)
Кристаллогидраты.
Кристаллизация
веществ
Практическая работа №16. Установление
формулы кристаллогидрата по данным
анализа.
Тема 9. Классификация неорганических
веществ (8 ч)
Химические
свойства
оксидов
Практическая работа №17. Получение
оксидов, изучение их химических свойств.
Практическая работа №18. Свойства
кислот.
Изучение
свойств
растворимых
и
нерастворимых оснований
Практическая работа №19. Получение
нерастворимых оснований и подготовка их
к использованию.
Практическая работа №20. Получение
солей различными способами.
Практическая работа №21. Решение
экспериментальных задач
Решение экспериментальных задач
Итоговое занятие

1

21.12

1

28.12

1
1
1

1
1

1
1
1
1

1

1

1
1
1

1
1
1
1

ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
учителя химии
8

Долгополовой Елены Ивановны
по элективному курсу
в 8 классе
№ п/п

Название
раздела, темы

Тема урока

Дата
проведе
ния по
плану

Причина

Корректи
корректир рующее
овки
мероприя
тие

Дата
проведен
ия по
факту

9

Тематика сообщений и рефератов
•

Растворы в жизни человека и природы.

•

Вода в природе

•

Разгаданный воздух

•

Кислоты вокруг нас

•

Способы разделения смесей

•

«Химия – польза или вред?» (сообщение по результатам социального опроса)

•

Загадочное царство оснований

•

Соли: химический хоровод

•

Соли в быту, науке, живописи и медицине

•

Хромотография

•

Кристаллогидраты

•

Инертные газы

•

История спички: миф о нахождении небесного огня человеком.

•

«Вечный огонь» в природе

•

Вода «живая» и «мертвая»

•

Эликсир жизни - вода
Темы творческих работ и исследований

•

Воздух как химическое сырье
10

•
•
•
•
•
•
•
•
•

Воздух, которым мы дышим
Огонь на службе человека
Различия между дистиллированной и водопроводной водой
Что происходит, когда мыло встречается с водой (мини-проект)
Способы очистки питьевой воды
Прохладительные напитки. Вред или польза?
Охрана водных ресурсов п. Комсомольский
Очистные сооружения п.Комсомольский (по материалам экскурсии)
Воду, которую мы пьем (исследование проб вод в различных источниках
п.Комсомольский)
Литература:

1.

Хомченко Г.П. и др. Демонстрационный эксперимент по химии. – М.: Просвещение, 1978 г.

2. Сафронов С.В., Суровцева Р.П., Кокуева Г.Н. Техника и методика проведения химического
практикума. Методические рекомендации. М., 1992.
3.

Ходаков Ю.В. Неоганическая химия. – М.: Просвещение, 1972 г.

4. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов.
М.,1989.
5. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.- М.: Просвещение,1995.
6. Лыгин С.А., Мангарова З.В., Лыгина Р.И. Использование средств наглядности при
изучении воды и растворов.-№8, 2002.-с.80-81.
7. Астафуров В.И. Основы химического анализа. М..1982.
8. Дорофеев А.И.,Федотова М.И. Практикум по неорганической химии. Л.,1990.
9. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.,1989.
10. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии. – М.: Просвещение, 1989.
11. Верховский В.Н. Добывание огня: Книга для чтения по химии/ К. Я. Парменов, Л.М.
Сморгонский. – Ч.1. – М.: Учпедгиз,1995.
12. Мар Е.П. Воздух, которым мы дышим. – М.: Детская литература, 1972 г.
13. Риманенко Е.Н. Книга для начинающего исследователя химика. – Л.: Химия,
Ленинградское отделение, 1987 г.
14. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992 г.
15. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003 г.
16. Абрамов С. И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных
ресурсов. – М.,1987 г.
17. Книги из серии «Я познаю мир» (химия) – М.: ТКО «АСТ», 1996 г.
18. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. – М.: Просвещение, 1984 г.
19. Мир химии. СПб, М.: М-экспресс, 1995 г.
11

20. Леенсон И.А. Занимательная химия, ч.1 и 2. – М.: Дрофа, 1996 г.
21. Смолеговский А.М. и др. Школьная энциклопедия (химия). – М.: Дрофа, 2000 г.
22. Алексинский В.Н. Занимательные очерки по химии. – М.: Просвещение, 1980 г.

12

13

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».