Аблямитова Гульшен Решатовна Подписан цифровой подписью: Аблямитова Гульшен Решатовна DN: OU=Директор, O=МБОУ Магазинский УВК, CN= Аблямитова Гульшен Решатовна, E=magazinskij_uvk@ krpero.rk.gov.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Расположение: Дата: 2023.09.27 17:29:48+03'00' Foxit PDF Editor Версия: 2023.1.0 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Магазинский учебно - воспитательный комплекс» Муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА на заседании ШМО Заместитель директора Директор _______ Карачук Э.А. _______Кубишина И.В. МБОУ Магазинский УВК « 30 »августа 2023 г. _______Г.Р.Аблямитова Протокол №1 от «30 » августа 2023г УТВЕРЖДАЮ Приказ от «30»августа 2023 г. №336 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по элективному курсу «Химический эксперимент» на 2023-2024 учебный год – 8 класс основное общее образование, базовый уровень РЕКОМЕНДОВАНА Педагогический совет (протокол от «30» августа 2023 № 02) Составлена учителем химии Долгополовой Еленой Ивановной с. Магазинка-2023 1 Пояснительная записка. Элективный курс по химии в 8 классе имеет особое значение. Именно в этом классе складывается отношение к новому предмету. Химия как учебный предмет призвана вооружить учащихся основами химических знаний, необходимых для повседневной жизни, производственной деятельности, продолжения образования, правильной ориентации поведения в окружающей среде. Практическая направленность изучаемого материала делает данный курс очень актуальным. Программа позволяет раскрыть ведущую идею: «Знания не ради знаний, а ради грамотного использования их в практической деятельности». Элективные занятия тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют склонность к занятиям с веществом при выполнении химических опытов, развивают творческие способности, ориентируют учащихся на химические специальности. Базовый курс школьной программы предусматривает практические работы, но их явно недостаточно, чтобы заинтересовать учащихся в самостоятельном приобретении теоретических знаний и практических умений и навыков. Для решения этой проблемы и был разработан элективный курс «Химический эксперимент», в программу курса были включены простые в выполнении, но в тоже время яркие, наглядные, интригующие, способные увлечь и заинтересовать учащихся практической наукой химией опыты. Основная форма деятельности – химический эксперимент. Непременным условием практических занятий с учащимися 8 класса является постоянное руководство их работой с преподавателем, особенно с целью развития их самостоятельности: выработка навыков к работе с инструкциями, обучение ведению записей в лабораторной тетради и т.д. Увеличение экспериментальной части приводит к более заинтересованному подходу учащихся к предмету химии. Практическая форма помогает реализовать теорию научного познания: от простого созерцания, к абстрактному мышлению и практике. Эксперимент является основой химического образования, поскольку химия – наука экспериментальная. Любой химический процесс, любое химическое явление легче воспринять только в результате проведения эксперимента. Именно эксперимент усиливает мотивацию изучения химической науки, позволяет дополнить и разнообразить теоретический курс, понять и усвоить химические превращения. Химический эксперимент является самостоятельным и необходимым элементом учебного процесса. Цель курса: углубление знаний по предмету химии Задачи курса: • Расширить и углубить знания о веществах, их превращениях и явлениях, сопровождающих эти превращения; • Научить выявлять зависимость получения и применения веществ от внутренней структуры; • Раскрыть особенности протекания химических реакций; • Совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы с лабораторным оборудованием и реактивами; • Формировать интерес к миру веществ и химических реакций; • Развивать учебно-коммуникативные умения. Формы организации учебного процесса: эксперимент, беседа, групповая работа, работа в парах, дифференцированное обучение, практическая работа, ИКТ, демонстрация, лекция. 2 Планируемые результаты изучения курса Предметные результаты: учащиеся приобретут следующие знания: • правил безопасности работы в лаборатории и обращения с веществами; • правил сборки и работы лабораторных приборов; • физические и химические свойства веществ; • способы разделения смесей; • методы очистки веществ; • понятие растворов, сущность процесса растворения, способы выражения состава растворов; • практическое применение изучаемых веществ. учащиеся приобретут следующие умения: • работать с простейшим лабораторным оборудованием; • проводить и описывать наблюдение и эксперимент под руководством учителя; этапы проведения практической работы по химии и оформления результатов; • осуществлять с соблюдением техники безопасности химический эксперимент, необходимый для решения поставленных задач (научный поиск); • объяснять химические процессы, происходящие в результате опытов; • оформлять отчеты о проделанной работе с соответствующей наглядностью: уравнениями, рисунками, выводами; • характеризовать свойства вещества на основе теоретических представлений; • использовать полученные теоретические сведения при изучении химических реакций; • устанавливать взаимосвязь между физическими и химическими явлениями, необходимыми для целостного представления о мире; • видеть возможность применения наблюдаемых явлений в практической деятельности. Метапредметные универсальные учебные действия Работать самостоятельно и в группе; Анализировать результаты элементарных исследований, фиксировать их результаты; Воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; Применять таблицы, схемы, модели для получения информации; Презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; Приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; Выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения. Личностные универсальные учебные действия Различать основные нравственно-эстетические понятия; Оценивать свои и чужие поступки; Анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом; Оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; Проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие внимательность; Выражать положительное отношение к процессу познания; Проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; Оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность Применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека, инициативу, ответственность, причины неудач; проявлять терпение и доброжелательность в споре, дискуссии, доверие к собеседнику. Регулятивные универсальные учебные действия 3 Удерживать цель деятельности до получения ее результата; Планировать решение учебной задачи; Оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений (убедительно, ложно, истинно, существенно, не существенно); Корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения; Осуществлять итоговый контроль деятельности («что сделано») и пооперационный контроль («как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»); Оценивать результаты деятельности; Анализировать собственную работу; Оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные универсальные учебные действия Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; Сравнивать разные виды текста; Составлять план текста; Оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета. Формы текущего контроля: практическая работа, творческий отчет. Итоговый контроль: защита творческих работ с использованием ИКТ: презентация, создание анимации химических превращений, кроссворд. Содержание курса. Всего – 34 часа (1 час в неделю), теория -13 часов, практика – 21 час. Тема 1. (2часа). Техника лабораторных работ. Техника безопасности и правила работы в химической лаборатории. Основное оборудование и обращение с ним. Химическая посуда. Правила обращения со стеклянной посудой. Нагревательные приборы и их использование. Нагревание и прокаливание. Изготовление простейших приборов, проверка их на герметичность. Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами. Весы и взвешивание. Практическая работа №1. Химическая посуда и правила обращения с ней. Практическая работа №2. Выполнение типовых химических операций. Тема 2. (2 часа). Исследования свойств веществ. Физические свойства известных веществ (агрегатное состояние, цвет, запах, плотность и др.) Изучение поведения вещества при нагревании. Характеристика известного учащимся вещества, самостоятельное перечисление свойств и их обнаружение. Исследование (распознавание) жидкостей (таких как вода, нашатырный спирт, уксусная кислота и др.) с определением их запаха, плотности (с помощью ареометра) и др. свойств. Исследование твердых веществ (таких как поваренная соль, сахар, мел и т.д.). Практическая работа №3. Изучение физических свойств веществ 4 Практическая работа №4. Распознавание веществ по их физическим свойствам. Тема 3. (2 часа) Физические явления. Химические реакции. Физические и химические явления. Признаки и условия протекания химических реакций. Практическая работа №5. Знакомство с физическими и химическими явлениями. Практическая работа №6. Изучение признаков химических реакций. Тема 4. (3 часа) Очистка веществ. Понятие чистого вещества и смеси. Чистые вещества, их характеристика. Приготовление смеси этих веществ, характеристика приготовленных смесей. Способы разделения смесей (очистки веществ) и их зависимость от свойств очищаемых веществ: отстаивание, фильтрование, выпаривание, перегонка, возгонка, перекристаллизация и др. Способы очистки веществ: разделение смеси твердых веществ; выделение твердого вещества из жидкости; разделение нерастворимых друг в друге жидкостей; выделение из жидкости растворенного в ней твердого вещества. Демонстрации. Возгонка йода и бензойной кислоты Практическая работа №7. Приготовление смесей и очистка веществ. Практическая работа №8. Очистка поваренной соли. Тема 5. (6 часов) Вещества-невидимки. Истории открытия газов. Воздух как смесь газов. Состав атмосферы и потребности в кислороде на Земле. «Огненный воздух». «Горючий воздух». «Безжизненный воздух». Инертные газы. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Последствия загрязнения атмосферы для жизни на Земле. Охрана воздушной среды. Исследуем газы: получение, собирание в сосуд, хранение, обнаружение, изучение свойств и применение газов на примерах (кислород, водород, углекислый газ). Практическая работа №9. Получение кислорода и водорода. Практическая работа №10. Количественное определение кислорода в воздухе. Практическая работа №11. Получение углекислого газа и его свойства Практическая работа №12. Определение относительной молекулярной массы углекислого газа. Тема 6. (3 часа) Огонь – явление химическое. Огонь в жизни природы и человека. Обожествление огня. Исследования процесса горения. Роль воздуха и кислорода в процессе горения. Роль температуры (на примере нагревания и охлаждения скипидара), самовоспламенение веществ, «блуждающие огни», воспламенение веществ при взаимодействие между собой. Горение веществ без пламени и с пламенем, светимость пламени, цвет пламени, состав и строение пламени. Первобытные способы получения огня трением и высеканием. Регулирование пламени. Гашение огня. Демонстрация. Серия занимательных опытов, связанных с огнём. Практическая работа №13. Изучение процесса горения свечи. Тема 7. (6 часов) Вода. Растворы. Вода в природе. Подземные реки и моря. Круговорот воды в природе. Минеральные воды. Целебные источники. Вода легкая и тяжелая. Вода – катализатор. Вода – универсальный растворитель. Очистка воды. Перегонка воды. Источники загрязнения воды. Охрана водного бассейна. Мониторинг природных вод. Водоочистительная станция. Растворы. Растворы в жизни человека и природы. Использование различных растворителей человеком. Растворимость веществ. Исследование растворимости веществ в воде: твердых (с использованием таблицы растворимости), жидкостей и газов (получение «цветных фонтанов»). Приготовление газированной воды. Растворы насыщенные и перенасыщенные. Растворение – физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов. Способы повышения и 5 понижения концентрации растворов. Лабораторный опыт. Изменение температуры при растворении веществ. Практическая работа №14. Определение растворимости веществ при комнатной температуре. Практическая работа №15. Приготовление растворов солей определенной концентрации. Тема 8. (2 часа) Кристаллогидраты Понятие о кристаллогидратах. Кристаллизация веществ: явление кристаллизации, моментальная кристаллизация. Кристаллы в природе и производстве. «Симпатические чернила». Очистка веществ перекристаллизацией. Выращивание кристаллов. Лабораторный опыт. Свойства кристаллогидратов. Практическая работа №16. Установление формулы кристаллогидрата по данным анализа. Домашняя практическая работа. Выращивание кристаллов. Тема 9. (8 часов) Классификация неорганических веществ. Краткая характеристика основных классов неорганических соединений и их наиболее типичных представителей. Основные и амфотерные оксиды – родители гидроксидов. Кислотные оксиды источники кислот. Оксиды в нашей жизни. Значение и применение кислот в природе и жизни человека. Основания, их роль в нашей жизни. Классификация солей. Удивительные свойства солей. Генетическая связь между классами неорганических соединений. Получение веществ различных классов. Практическая работа №17. Получение оксидов, изучение их химических свойств. Практическая работа №18. Свойства кислот. Практическая работа №19. Получение нерастворимых оснований и подготовка их к использованию. Практическая работа №20. Получение солей различными способами. Практическая работа №21. Решение экспериментальных задач Тематический план №п/п Темы курса Кол-во час 1 2 3 Техника лабораторных работ Исследование свойств веществ Физические явления. Химические реакции 2 2 2 4 5 6 7 8 9 16 Очистка веществ Вещества-невидимки Огонь – явление химическое Вода. Растворы Кристаллогидраты Классификация неорганических веществ Итоговое занятие Всего 3 6 3 6 2 7 1 34 Практические работы 2 2 2 2 4 1 2 1 5 21 6 Календарно – тематическое планирование Наименование раздела и тем № п/п Колво час Плановые сроки План 1/1 2/2 3/1 4/2 5/1 6/2 7/1 8/2 9/3 10/1 11/2 12/3 13/4 14/5 Тема 1. Техника лабораторных работ (2ч) 1 ТБ и правила работы в химической лаборатории. Основное оборудование и обращение с ним. Химическая посуда. Практическая работа №1. Химическая посуда и правила обращения с ней. Практическая работа №2. Выполнение 1 типовых химических операций. Тема 2. Исследования свойств веществ (2 ч) 1 Практическая работа №3. Изучение физических свойств веществ Практическая работа №4. Распознавание веществ по их физическим свойствам. Тема 3. Физические явления. Химические реакции (2 ч) Физические и химические явления Практическая работа №5. Знакомство с физическими и химическими явлениями. Практическая работа №6. Изучение признаков химических реакций. Тема 4. Очистка веществ (3ч) Чистые вещества и смеси. Способы разделения смесей. Приготовление смесей и очистка веществ Практическая работа №7. Приготовление смесей и очистка веществ. Практическая работа №8. Очистка поваренной соли. Тема 5. Вещества-невидимки(6ч) Газы. Истории открытия газов. Состав воздуха. Источники загрязнения атмосферы и их состав. Охрана воздушной среды. Получение кислорода и водорода. Практическая работа №9. Получение кислорода и водорода. Практическая работа №10. Количественное определение кислорода в воздухе. Практическая работа №11. Получение Примеч ание факт 07.09 14.09 21.09 1 28.09 1 05.10 1 12.10 1 19.10 1 26.10 1 09.11 1 16.11 1 23.11 1 30.11 1 07.12 1 14.12 7 15/6 16/1 17/2 18/3 19/1 20/2 21/3 22/4 23/5 24/6 25/1 26/2 27/1 28/2 29/3 30/4 31/5 32/6 33/7 34 углекислого газа и его свойства1 Практическая работа №12. Определение относительной молекулярной массы углекислого газа. Тема 6. Огонь – явление химическое (3ч) Огонь в жизни природы и человека. Роль воздуха и кислорода в процессе горения Практическая работа №13. Изучение процесса горения свечи. Тема 7. Вода. Растворы (6ч) Вода в природе. Источники загрязнения воды. Вода – универсальный растворитель. Растворы. Практическая работа №14. Определение растворимости веществ при комнатной температуре. Практическая работа №15. Приготовление растворов солей определенной концентрации. Тепловые явления при растворении Экскурсия №1. Водоочистительная станция Тема 8. Кристаллогидраты (2ч) Кристаллогидраты. Кристаллизация веществ Практическая работа №16. Установление формулы кристаллогидрата по данным анализа. Тема 9. Классификация неорганических веществ (8 ч) Химические свойства оксидов Практическая работа №17. Получение оксидов, изучение их химических свойств. Практическая работа №18. Свойства кислот. Изучение свойств растворимых и нерастворимых оснований Практическая работа №19. Получение нерастворимых оснований и подготовка их к использованию. Практическая работа №20. Получение солей различными способами. Практическая работа №21. Решение экспериментальных задач Решение экспериментальных задач Итоговое занятие 1 21.12 1 28.12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 ЛИСТ КОРРЕКЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учителя химии 8 Долгополовой Елены Ивановны по элективному курсу в 8 классе № п/п Название раздела, темы Тема урока Дата проведе ния по плану Причина Корректи корректир рующее овки мероприя тие Дата проведен ия по факту 9 Тематика сообщений и рефератов • Растворы в жизни человека и природы. • Вода в природе • Разгаданный воздух • Кислоты вокруг нас • Способы разделения смесей • «Химия – польза или вред?» (сообщение по результатам социального опроса) • Загадочное царство оснований • Соли: химический хоровод • Соли в быту, науке, живописи и медицине • Хромотография • Кристаллогидраты • Инертные газы • История спички: миф о нахождении небесного огня человеком. • «Вечный огонь» в природе • Вода «живая» и «мертвая» • Эликсир жизни - вода Темы творческих работ и исследований • Воздух как химическое сырье 10 • • • • • • • • • Воздух, которым мы дышим Огонь на службе человека Различия между дистиллированной и водопроводной водой Что происходит, когда мыло встречается с водой (мини-проект) Способы очистки питьевой воды Прохладительные напитки. Вред или польза? Охрана водных ресурсов п. Комсомольский Очистные сооружения п.Комсомольский (по материалам экскурсии) Воду, которую мы пьем (исследование проб вод в различных источниках п.Комсомольский) Литература: 1. Хомченко Г.П. и др. Демонстрационный эксперимент по химии. – М.: Просвещение, 1978 г. 2. Сафронов С.В., Суровцева Р.П., Кокуева Г.Н. Техника и методика проведения химического практикума. Методические рекомендации. М., 1992. 3. Ходаков Ю.В. Неоганическая химия. – М.: Просвещение, 1972 г. 4. Чертков И.Н., Жуков П.Н. Химический эксперимент с малыми количествами реактивов. М.,1989. 5. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии.- М.: Просвещение,1995. 6. Лыгин С.А., Мангарова З.В., Лыгина Р.И. Использование средств наглядности при изучении воды и растворов.-№8, 2002.-с.80-81. 7. Астафуров В.И. Основы химического анализа. М..1982. 8. Дорофеев А.И.,Федотова М.И. Практикум по неорганической химии. Л.,1990. 9. Назарова Т.С., Грабецкий А.А., Лаврова В.Н. Химический эксперимент в школе. М.,1989. 10. Буринская Н.Н. Учебные экскурсии по химии. – М.: Просвещение, 1989. 11. Верховский В.Н. Добывание огня: Книга для чтения по химии/ К. Я. Парменов, Л.М. Сморгонский. – Ч.1. – М.: Учпедгиз,1995. 12. Мар Е.П. Воздух, которым мы дышим. – М.: Детская литература, 1972 г. 13. Риманенко Е.Н. Книга для начинающего исследователя химика. – Л.: Химия, Ленинградское отделение, 1987 г. 14. Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. – М.: Высшая школа, 1992 г. 15. Артеменко А.И. Справочное руководство по химии. – М.: Высшая школа, 2003 г. 16. Абрамов С. И. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. – М.,1987 г. 17. Книги из серии «Я познаю мир» (химия) – М.: ТКО «АСТ», 1996 г. 18. Очкин А.В., Фадеев Г.Н. Химия защищает природу. – М.: Просвещение, 1984 г. 19. Мир химии. СПб, М.: М-экспресс, 1995 г. 11 20. Леенсон И.А. Занимательная химия, ч.1 и 2. – М.: Дрофа, 1996 г. 21. Смолеговский А.М. и др. Школьная энциклопедия (химия). – М.: Дрофа, 2000 г. 22. Алексинский В.Н. Занимательные очерки по химии. – М.: Просвещение, 1980 г. 12 13 14